Ильченко Екатерина Валерьевна Угрюмова Алесандра Васильевна Плеханова Юлия Валерьевна. Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях

Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях

Авторы:

  • Ильченко Екатерина Валерьевна
  • Угрюмова Алесандра Васильевна
  • Плеханова Юлия Валерьевна

воспитатели МБДОУ "ДС N 336 " г. Челябинск

"От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш". (В. А. Сухомлинский)

Дети и сад... " Детский сад". Соединил эти два понятия Фридрих Вильгельм Август

 

Фрёбель — немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания. Он подчеркивал, что дети — цветы жизни, которые требуют умелого и тщательного ухода и выращивать их должны садовницы. Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения.

Абдул — Баха говорил: " Одно растение любит яркий свет солнца, другое — прохладную тень; одно любит берег ручья, другое — высохшую горную вершину. Одно растение лучше всего произрастает на песчанной почве, другое — на жирной глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии".

На это обращает внимание и педагог Хоментаускас Г.Т. " Растение растет в земле. К тому же в хорошей почве лучше. Но из этого не следует во — первых, что идеальная почва для гвоздики позволит ей вырасти до размеров дерева; во- вторых, что именно хорошая почва вынуждает гвоздику хорошо расти. Растение за счет своих генетических, морфологических механизмов и т.д. само определяет, каким оно будет и что надо взять из хорошей почвы. От вас зависит вовремя поливать и рыхлить землю, но прямо не определит, каким именно оно вырастет". [ 10., c.2] Цветы, дети — это частицы живой природы. Не у каждого садовника, выращивающего цветы в своем саду, есть необходимые навыки, так и семья у которой нет необходимых

педагогических навыков, сможет выходить и растить ребенка. Для полноценного развития ребенка нужен детский сад с тесным сотрудничеством семьи и педагогов.

" Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоническое развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе ДОУ невозможно". [ 3., c. 23 ]

Сотрудничество педагогов т родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитие способностей, формирование ценных жизненных ориентаций.

Белинский В.Г. писал: " Первоначальное воспитание должно видеть в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека, который мог бы впоследствии быть или другим, не переставая быть человеком." [ 1., c. 297-298]

Эта идея находит отражение в суждения педагогов В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко, Н.К. Крупской. Педагоги (Е. Ф. Аркин, Е.И. Радина, Е.А. Флерина) выступали за необходимость оказания родителям педагогической помощи. Затем произошли более глубокие изменения в взаимодействии семьи и детского сада. Это было связано с реформой образования.

В законе РФ " Об образовании" ст. 18. п.1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит такие задачи:

  • сотрудничество организации с семьей
  • обеспечение психолого — педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и

образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Введение новых федеральных требований позволяет организовывать совместную деятельность детского сада и семьи и более эффективно использовать традиционные и нетрадиционные формы работы в образовательных областях:

"Познание" — интеллектуальное развитие ребенка; " Безопасность" — информирование родителей о создании домашних безопасных условий; " Социализация"- знакомство родителей с достижениями и трудностями детей; " Здоровье"- знакомство родителей с профилактикой заболеваний; " Физическая культура "- знакомство родителей с лучшими достижениями в физической культуре других семей; " Коммуникация" -консультация родителей по вопросам общения; " Чтение художественной литературы";

" Художественное творчество" — совместные рисунки и поделки; " Музыка" — праздники, концерты; " Труд" — совместная деятельность.

" К новым подходам взаимодействия педагогов и родителей относятся:

  • учет личного опыта родителей: важно заинтересовать родителей рассматриваемыми проблемами, опираться на имеющий у них положительный опыт воспитания, не поучать их; учитывать запросы и пожелания родителей в приобретении информации.
  • вариативность содержания, форм и методов образования родителей, использование методов формирования педагогической рефлексии и активизация родителей: анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ родителями собственной воспитательной деятельности..." [ 5., c. 64 ]

В законе РФ " Об образовании" упоминается такой принцип государственной политики как " свобода и плюрализм в образовании". Мы, педагоги, получили возможность самостоятельно организовывать педагогический процесс, определять свои направления в работе с родителями воспитанников ДОУ.

" Очевидно, что никто из педагогов не обладает такой волшебной силой, которая в состоянии мгновенно разрушить стереотип поведения взрослого человека. Поэтому педагогам не следует рассчитывать на мгновенный успех и настраиваться на длительную, кропотливую работу". [ 4., c. 51 ]

Глубоко прав был К.В. Ушинский, который писал: " нет сомнения, что многое зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебником, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений". [ 8., c. 28 ]

Для меня индивидуальная работа с родителями оказалась самым востребованным, полезным, но и самым трудным в организации, так как есть родители — лидеры, родители — исполнители и родители -критические наблюдатели. Основа моей индивидуальной работы — приветливость, вежливость и похвала родителям даже тогда, когда родители вспоминают о существовании воспитателя только тогда, когда их что- то не устроило.

С.Р. Бутрим подчеркивает: " в основу любого общения педагога с родителями должны быть включены пять обязательных элементов:

  • " Что хорошего я могу сказать"...
  • " Но меня беспокоит"...
  • " Надо дать ему (ей) больше самостоятельности"
  • " Давайте не будем унижать его (её) подозрением (недоверием, мелочной опекой)
  • К вышему сыну (дочери) нужно повышать требования и в заведении и дома." [ 2., c.24 ]

В своей практике я использую следующие формы индивидуальной работы:

  • Беседа
  • Консультация.

Беседу я использую в целях предупреждения конфликтных ситуаций. При этом соблюдаю конкретность и содержательность. Создаю условия для беседы. Главное, чтобы соблюдался принцип " глаза в глаза", т.е. нужен хороший зрительный контакт. Создаю доброжелательную обстановку. При поведении беседы не " разъясняю" родителю как следует воспитывать своего ребенка, начинаю разговор о ребенке обязательно с хорошего. Терпеливо выслушиваю родителя, не перебиваю его, что бы он не говорил.

Спокойно, без лишних эмоций говорю о недостатках ребенка. Высказываю свои соображения и педагогические рекомендации по развитию ребенка. Порой родители не соглашаются со мной. Это их право. Главное, чтобы они поняли предмет разговора.

Стараюсь избегать споров. Прошу объяснить подробней некоторые моменты. Избегаю любых вопросов, способных поставить родителя в неловкое положение.

Принцип" я прав, а вы -нет" препятствует стремлению достигнуть компромисса.

Все это помогает нащупать точки соприкосновения и успешно взаимодействовать в будущем.

По мнению И.М. Марковской, " беседа с родителями, с одной стороны дает возможность последним найти правильный подход к детям, а сдругой — способствует более эффективной работе педагога, ведь часто разговор с родителями помогает найти правильный подход к воспитаннику, так как близкие хорошо знают своего ребенка и могут многое подсказать." [ 6., c. 65 ]

Очень важным аспектом моей работы является консультирование родителей.

Теоретический анализ литературы говорит об отсутствии четкого определения этого вида деятельности. Термин " консультирование " — это родовое понятие для различных видов консультативной практики (педагогической, медицинской, психологической и т.д.)

Но в то же время консультация обладает одной общей характеристикой — направленностью на индивида.

К сожалению, большая часть родителей не находит времени для систематического самообразования и обычно обращаются к нам, воспитателям, за разными консультациями — и, как правило, в экстренных случаев.

Например, мы используем такую тематику консультаций для родителей:

- Тревожность детей. К чему она может привести?

- Талантливый ребенок в семье.

- Наказание детей. Какими им быть?

Т.о., организация консультаций для родителей воспитанников детского сада- одно из самых актуальных и востребованных направлений сотрудничества детского сада и семьи.

Сегодня можно сказать, что у меня сложилась определенная система в индивидуальной работе с родителями. Позиция родителей как воспитателей стала более гибкой.

Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. У меня вырабатывается убеждение: " Я хочу творить!", " Мне это нужно".

Семья и ДОУ — два воспитательных феномена. Главное в работе воспитателя — завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и ДОУ. Каждый из которых по- своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Литература

  1. Белинский В.Г. Анатомия педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX в. М., Медагогика, 1990., с. 297 -298
  2. Бутрим С.Р. Современные подходы в работе с родителями: методические рекомендации// Вестник образования. — 2003- N 6 — с. 24
  3. Давыдова О.И. Работа с родителями в ДОУ. Учебное пособие. — М., 2005
  4. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: Пособие длч работников дошкольных образовательных учреждений. -М., 2002
  5. Карелина И.О. Дошкольная педагогика: курс лекций. Учебно- методическое пособие. Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012
  6. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми/ СПб,: Речь, 2002. с. 65
  7. Приказ министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. N 1155 г. Москва " Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
  8. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии: пед. соч.: в 6 т./ Сост. Егоров С.Ф. — М.: Прочвещение, 1990, — Т. 5
  9. Федеральный закон от 29. 12. 2012 N 273- ФЗ, " Об образовании в РФ" (с изменениями от 06. 05. 2014)
  10. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. М., 1998
Просмотров: 362
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Дорощенкова Галина Александровна. Взаимодействие детского сада и семьи в речевом развитии ребенка. (консультация для родителей).
  • Бунина Зоя Георгиевна. Консультация для педагогов и родителей «Конструктивные позиции родителей – важнейшее условие воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Малахова Мария Станиславовна. Круглый стол «Знаете ли Вы своего ребенка?» как средство повышения педагогической культуры родителей средней группы» с использованием интерактивных форм и методов работы.
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Калин Ольга. Консультация для родителей дошкольников: «Роль семьи в развитии ребенка»
  • Новоселова Екатерина Викторовна. Сообщение на тему: «Газета для родителей, как одна из форм взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников»
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Родители и речь ребенка'
  • Курочкина Елена Александровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЕНКА БЕЗ КРИКОВ И НАКАЗАНИЙ»
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Ларюхина Наталья Валерьевна. Консультация для родителей 'Как отметить день рождения ребенка дома'
  • Новичкова Анна Михайловна. Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в формировании эмоционального интеллекта ребенка»
  • Фания Мустафина. Эссе воспитателя. 'Что значит для меня быть воспитателем детского сада'
  • Васенева Оксана Владимировна. Взаимодействие ДОУ и семьи, совместная деятельность детей, родителей, педагогов
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога для педагогов ДОУ: «Психолого – педагогические условия адаптации детей к условиям детского сада. Психологический комфорт ребенка в детском саду»
  • Башкардина Ольга Владимировна. Консультация для родителей 'Как сделать своего ребенка счастливее'
  • Болдина Елена Александровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ «Социальное развитие ребенка через формирование гендерной принадлежности»
  • Васильева Наталья Анатольевна. Рекомендация для родителей «Как правильно одеть ребенка в детский сад»
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Дементьева Наталья Владимировна. Консультация для родителей на тему: «Как на самом деле любить своего ребенка».
  • Степанова Марина Юрьевна. Вопросы консультирования родителей (законных представителей) ребенка с РАС на разных этапах инклюзивного образования.
  • Мравян Оксана Юрьевна. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Взаимодействие с родителями ДОУ как одно из условий повышения качества дошкольного образования»
  • Ахмедова Камала Сахиб Кызы. Методическая разработка «Организация и проведение мастер-классов для родителей как форма сотрудничества ДОУ и семьи»
  • Уроджева Гюльбаджи Эмировна. Конспект индивидуальной консультация для родителей «Сказка в жизни ребенка»
  • Селезнёва Галина Николаевна. Консультация для родителей: «Как подготовить ребенка к детскому саду?»
  • Зайцева Анна Владимировна. Консультация для родителей «Как одеть ребенка осенью?»
  • Марина Геннадьевна Максимова. Консультация для родителей 'Как приучить ребенка к чтению?'
  • Ольга Сорокина. Консультация для родителей «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь