(пальчиковая гимнастика)
Муниципальное учреждение «Управление дошкольного образования» Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан Детский сад № 11 «Берёзка»
Ясельная группа №2
Составили: Рахманова Светлана Александровна, Ахметзянова Алсу Маслявиевна, г. Нижнекамск 2014 г.
Пояснительная записка:
Игра – одна из лучших способов развития речи и мышления у детей. Она доставляет ребёнку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулируют активное восприятие речи и порождают самостоятельную речевую деятельность. Для развития речи у детей мы используем в своей работе пальчиковые игры. Любая пальчиковая игра проходит весело, дети могут представить себя в роли маленькой кошки, или весёлого серого зайчика и т.д. Не стоит забывать, что дети фантазеры. Дети свободно принимают все условия театрального действа, легко перевоплощаются. На основе своих собственных, еще небогатых познаний дети с удовольствием вовлекаются в игру.
Пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.
Скачать планы
Культура речи детей напрямую зависит от культуры и содержания речи воспитателя.
«Если мы хотим, чтобы жизнь доставляла радость этого нужно добиваться самим, привнося радость в нашу жизнь», — писал Герхард Бранстер, автор книги «Все радости мира».
Большое значение в пальчиковых играх имеет разнообразие стихотворных строчек. Именно они помогают поддерживать интерес детей к веселым физкультминуткам.
Любые приемы – постукивание подушечками пальцев, растирание, поглаживание оснований пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья – несут ребенку только здоровье.
Можно организовать таким образом пальчиковую игру, чтобы дети разминали руки друг другу. Упражнения требуют участие обеих рук, что позволяет малышам научиться ориентироваться в таких понятиях, как «вправо-влево», «вверх-вниз», «вперед-назад».
Массажные движения создают благоприятные условия для мышечной деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения от одних элементов к другим. В зависимости от темпа проведения массаж может быть быстрым, средним и медленным. В первом случае повышается возбудимость нервной системы. При медленном массаже она, напротив, снижается. Если приемы выполняются в среднем темпе, обеспечивается успокаивающий эффект. Любой массаж снимает утомление, повышает физическую и умственную активность, вызывает легкость и бодрость.
Полезным массажным приемом в пальчиковых играх является вибрация, к которой относятся похлопывания, рубление, поколачивание, встряхивание, потряхивание, постукивание и т.д. Это оказывает сильное воздействие на нервную систему. Слабая вибрация повышает мышечный тонус, а сильная снижает повышенный тонус и снимает нервную возбудимость.
Актуальность:
В процессе пальчиковой игры развиваются творческие способности и мелкая моторика пальцев рук. Формируется общение между собой в пальчиковых играх, которое необходимо для развития речи детей.
Цель:
Научить детей переключать внимание, улучшать координацию мелкой моторики, воздействуя на умственное развитие ребенка. Формировать правильное звукопроизношение, развивать умение быстро и четко говорить, совершенствовать память и способность согласовывать движения и речь.
Задачи:
Обучающая – познакомить детей с разнообразием стихотворных строк, одновременным движением пальцев и формировать правильное звукопроизношение. Учить детей сложным упражнениям пальчиковой гимнастики, работа с каждым пальчиком.
Развивающая – развивать мозг ребенка, стимулировать развитие речи, игровые способности через пальчиковые игры.
Воспитывающая – воспитывать у детей желание, заинтересованность к пальчиковым играм. Формировать положительно эмоциональный настрой.
Ожидаемые результаты:
Первое время ребенок с удовольствием слушает стихи и смотрит как рассказывает воспитатель с помощью жестов, но сам ничего не показывает. Как только мы замечаем его желание участвовать в игре, приглашаем к совместным действиям. Слаживаем пальчики малыша в нужный жест, чтобы ребенок запомнил положение пальчиков и сумел повторить. Читаем стихи выразительно, эмоционально, с четкой интонацией.
К концу года дети осваивают разнообразие стихотворных строчек, где развиваются все психические процессы и положительные процессы к окружающему миру.
- знают текст и умеют играть в пальчиковую игру
- самостоятельно выполняют жесты и показывают воспитателю
- используют игры в повседневной жизни детского сада и дома, проявляя при этом интерес и доставляя себе радость.
Литература.
- Пальчиковые игры. Издательство «Родничок», автор Л.П. Савина 1999 год.
- Играем пальчиками и развиваем речь. Издательство «Флокс», автор А.Е. Белая, В.И. Мирясова.
- Играем с пальчиками. Издательство «Искимо», автор А.Ю. Соколова 2002 год.
- Здравствуй пальчик. 2001 год.
- О. Крупенцук, «Тренируем пальчики» — развиваем речь. Издательство 2011 год.
- Л.Абрамова, «Орешек на ладошке». Издательство 2004 год.
- Г. Агаян, «Мы топали, мы топали!» пальчиковые игры для маленьких. Издательство «Карапуз» 2004 год.
- Т. Бардышева, «Забодаю, забодаю!» пальчиковые игры. Издательство «Карапуз» 1999 год.
- А.Мельникова, «Мы охотились на льва!». Издательство «Карапуз» 2006 год.
- Т. Бардышева, «Разговорчивые пальчики». Издательство «Карапуз» 2002 год.
Перспективный план работы кружка «Малыш» в 1-й младшей группе №2
Задачи:
- Учить детей сложным упражнениям пальчиковой гимнастики (работа каждым пальчиком, работа пальчиком правой и левой руки с мелкими деталями).
- Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно–двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве.
- Развивать у детей умение учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковых играх с предметами, лепке (тестопластика). 4. Развивать умение подражать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность.
Программное содержание вне занятий
Сентябрь
1. «Смотрит солнышко в окошко». Пальчиковая гимнастика: «Солнышко».
Цель:
- Учить детей рисовать на песке.
- Продолжать закреплять формы (круглое).
- Активизировать речь детей через пальчиковую гимнастику.
- Развивать моторику рук.
Пальчиковые упражнения:
«Ладушки-ладушки», «Братцы», «Солнышко».
2. «Любимые игрушки». Пальчиковая гимнастика: «Пальчики-мальчики».
Цель:
- Продолжать учить детей рисовать на песке.
- Развивать подвижность пальцев рук.
- Активизировать речь детей через пальчиковую гимнастику.
Пальчиковые упражнения:
«Пальчики-мальчики», «Солнышко», «Дождик».
3. «Мы строители». Пальчиковая гимнастика: «За работу».
Цель:
- Учить детей делать постройки из песка.
- Сочетать игру и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Пальчиковые упражнения:
«Дом и ворота», «Зайчики», «За работу».
4. Пальчиковая гимнастика: «На работу».
Цель:
- Продолжать учить детей делать постройки из песка.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
- Создать положительно-эмоциональное отношение к выполнению задания.
Пальчиковые упражнения:
«Замок», «Братцы», «Дождик».
Октябрь
1. «Помоги Петрушке собрать букет».
Пальчиковая гимнастика: «Цветок».
Цель:
- Осуществлять выбор цвета по образцу и проверять его применения.
- Развивать движения пальцев рук.
- Формировать положительное, эмоциональное отношение к игре.
Пальчиковые упражнения:
«Рыбка», «Большой палец», «Бабушка».
2. «Петушок — золотой гребешок». Пальчиковая гимнастика: «Оса».
Цель:
- Учить детей различать и называть цвета, находить нужный цвет по образцу.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
- Создать эмоционально-положительное отношение игровому заданию.
Пальчиковые упражнения:
Кораблик», «Белка», «Украсим кукле платье».
Пальчиковая гимнастика: «Погладим котенка».
Цель:
- Учить детей выкладывать из стекляруса (блеска, узоры на платье.
- Формировать развитие мелкой моторики пальцев рук.
- Активизировать речь детей, проговаривать четко слова. «В парке есть глубокий пруд»,
Пальчиковые упражнения:
«В парке есть глубокий пруд», «В лесу», «Как-то маленький удав».
Ноябрь
1. «Найди цветок для бабочки». Пальчиковая гимнастика: «Бабочка».
Цель:
- Учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или не однородность предмета.
- Формировать эмоциональный настрой.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Пальчиковые упражнения:
«Орешки», «Дом и ворота», «Белка».
2. «Куклы пришли с прогулки». Пальчиковая гимнастика: «Считалка».
Цель:
- Учить детей расстегивать и застегивать пуговицы.
- Продолжать развивать мелкие движения рук.
- Формировать интерес к овладению предметно-игровым действиям.
Пальчиковые упражнения:
«Считалка», «Замок».
3. «Соберем шарики». Пальчиковая гимнастика: «Шарики».
Цель:
- Продолжать учить детей надевать петельку на пуговицу.
- Формировать целостный образ предмета.
- Расширить словарный запас детей, через пальчиковую гимнастику.
Пальчиковые упражнения:
«Здравствуйте», «Забор», «Ёжики».
4. «Пальчики играют».
Цель:
- Учить детей выполнять движения в сочетании с текстом.
- Развивать моторику пальцев рук через игру.
- Вызвать интерес и желание детей играть в пальчиковые игры.
Пальчиковые упражнения:
«Забор», «Бабочка».
Декабрь
1. «Веселые пальчики». Пальчиковая гимнастика: «Мальчик-пальчик».
Цель:
- Учить детей рисовать на листе бумаги пальчиком.
- Развивать моторику движений пальцев рук.
- Вызвать интерес и желание работать.
Пальчиковые упражнения:
«Капуста», «Хохотушки», «Забор».
2. «Про улитку». Пальчиковая гимнастика: «Улиточка».
Цель:
- Продолжать учить детей рисовать пальчиком.
- Формировать представление детей о цвете.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Пальчиковые упражнения:
«Пять пальцев», «Рыб», «Пеликан».
3. «Про солнышко и снеговика». Пальчиковая гимнастика: «Солнышко».
- Совершенствовать умение рисовать пальчиками.
- Формировать навыки соединять точки линией.
- Активизировать словарь через пальчиковые игры.
Пальчиковые упражнения:
«Рыбки», «Есть у нас игрушки», «Осьминог».
Январь
1. «Купим пуговицы». Пальчиковая гимнастика: «Большой палец».
Цель:
- Учить детей сортировать пуговицы по цвету.
- Развивать логическое мышление, умение сравнивать предметы количеством.
- Активизировать словарь через пальчиковую игру.
Пальчиковые упражнения:
«Крокодил», «Дом», «Замок».
2. «Паровоз». Пальчиковая гимнастика: «Пальчики здороваются».
Цель:
- Учить детей группировать однородные предметы, различающие по величине.
- Продолжать учить определять форму предметов.
- Развивать творческую фантазию, мелкую моторику пальцев рук.
Пальчиковые упражнения:
«Крокодил», «Вертолет», «Пчелка».
3. «В лесу родилась елочка». Пальчиковая гимнастика: «На работу».
Цель:
- Учить правильно по образцу выкладывать геометрические фигуры (елочка).
- Закрепить умение украшать елочку бросовым материалом.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Пальчиковые упражнения:
«Вертолет», «Жираф», «Собака и грач».
Февраль
1. «Волшебная страна». Пальчиковая гимнастика: «Пчелка».
Цель:
- Учить детей составлять из геометрических фигур картинку.
- Закрепить знания геометрических фигур.
- Развивать моторику пальцев рук.
Пальчиковые упражнения:
«Пчелка», «Кошка».
2. «Подарим Незнайке шорты». Пальчиковая гимнастика: «Дружные пальчики».
Цель:
- Продолжать учить детей выкладывать из геометрических фигур узор.
- Закрепить названия геометрических фигур.
- Продолжать развивать моторику пальцев рук через пальчиковую игру.
Пальчиковые упражнения
«Жираф», «Цветок».
3. «Пальчики играют с куклой».
- Продолжать учить детей сочетать движения пальцев рук с текстом, проговаривать четко слова.
- Формировать развитие мелкой моторики.
Пальчиковые упражнения:
«Кошка», «Зайчата»,
4. «Змея». Пальчиковаягимнастика: «Змеечка».
Цель:
- Учить детей скатывать тесто в столбик.
- Закрепить навыки лепки, используя разнообразные средства для нанесения узора.
- Совершенствовать моторику пальцев рук.
«Пальчиковые упражнения:
«Моем руки», Фонари», «Пароход».
Март
1. «Помоги утенку добраться до дома». Пальчиковая гимнастика: «Гуси».
Цель:
- Продолжать учить детей работать с фасолью.
- Формировать навыки работать самостоятельно.
- Вызвать интерес к выполнению задания.
Пальчиковые упражнения:
«Пальчики здороваются», «Фонари», «Засолка капусты».
2. «Бусы для мамы». Пальчиковая гимнастика: «Бусинки – горошки».
Цель:
- Учить детей нанизывать бусинки на ниточку.
- Формировать умение сочетать по цвету.
- Активизировать речь через пальчиковые игры. «Моем руки»,
Пальчиковые упражнения:
«Моем руки», «Жук», «Здравствуйте».
3. «Дорожка для колобка». Пальчиковая гимнастика: «Замок».
Цель:
- Продолжать учить детей продевать тесьму в отверстие.
- Формировать умение соотносить слова с движением.
- Развивать моторику, интерес к выполнению задания.
Пальчиковые упражнения:
«Моем руки», «Шарик».
Апрель
1. «Выстроим пирамиды». Пальчиковая гимнастика: «Строим мы в лесу шалаш».
Цель:
- Учить детей делать постройки из разноцветных крышек.
- Совершенствовать внимание, воображение, творческие способности.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Пальчиковые упражнения:
«Петушок», «Дом».
2. «Про ракету и кораблик». Пальчиковая гимнастика: «Кораблик».
Цель:
- Учить детей по контуру выкладывать крышки.
- Закрепить знания треугольной, прямоугольной формы.
- Совершенствовать моторику рук.
Пальчиковые упражнения:
«Строим мы в лесу шалаш», «Петушок», «Флажки».
3. «Красивый цветок». Пальчиковая гимнастика: «Цветок».
Цель:
- Совершенствовать умение детей делать постройки из крышек, сочетать по цвету.
- Воспитывать у детей интерес к выполнению задания.
- Развивать творческую способность, смекалку.
Пальчиковые упражнения
«Ёжики», «Замок».
4. «Божья коровка». Пальчиковая гимнастика: «Оса».
Цель:
- Продолжать учить детей работать с крышками.
- Закрепить умение подбирать нужные крышки по цвету.
- Активизировать речь через развитие пальцев рук.
Пальчиковые упражнения:
«Утенок», «Водичка-водичка».
Май
1. «Одуванчики цветы, словно солнышко желты». Пальчиковая гимнастика: «Цветы».
Цель:
- Учить детей рисовать на крупе.
- Развивать моторику пальцев рук.
- Формировать умение создавать игровую обстановку.
Пальчиковые упражнения:
«Волшебник», «Цветы», «Спал цветок волшебным сном».
2. «Плывет, плывет кораблик». Пальчиковая гимнастика: «Кораблик».
Цель:
- Упражнять детей в умении работать с крупой, рисовать пальчиком.
- Развивать ощущение собственных движений.
- Активизировать словарь через пальчиковую гимнастику.
Пальчиковые упражнения:
Волшебник», «Ёжики», «Засолка капусты».
3. «Нарисуй любую игрушку». Пальчиковая гимнастика: «Пальчики».
Цель:
- Закрепить умение рисовать пальчиком по крупе.
- Активизировать речь детей через пальчиковую гимнастику.
- Развивать мелкие движения пальцев рук.
Пальчиковые упражнения:
«Цветы», «Птичка пьет водичку», «Корни».
4. «Дождь идет». Пальчиковая гимнастика: «Ёжик».
Цель:
- Учить детей продевать тесьму в отверстие по диагонали.
- Развивать движения пальцев рук.
- Активизировать словарь.
Пальчиковые упражнения:
«Труба», «Сорока-белобока».
|