УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕД ГБОУ Школы № 2090 СП 5 г. МОСКВЫ ПИСАРЕВА ТАТЬЯНА СТАНИСЛАВОВНА
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
- Развитие мимической интонационной выразительности. Развитие артикуляционного праксиса, длительного плавного выдоха, силы голоса. Преодоление твердой атаки гласных.
- Развитие фонематического слуха и слухоречевой памяти. Закрепление произношения звуков [а] [у] [о] [и] [м] [м’] [н] [н’] [п] [п’] [ф] [ф’]. Развитие навыков звукового анализа.
- Активизация и расширение словаря по темам «Зима», «Дикие животные». Уточнение запаса конкретных представлений о свойствах снега. Подбор однородных определений и глаголов. Формирование практических навыков словообразования при образовании притяжательных прилагательных.
- Развитие координации речи с движением. Развитие мелкой моторики.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Дидактическая игра «Следопыты» (рисунки со «следами» диких животных; предметные картинки и силуэты диких животных: волка, медведя, лисы, зайца, тигра, белки.); пиктограммы с мимическими выражениями (радость, удивление, испуг, боль); модель солнца с лучами; 2 конверта с письмами от Зимушки-Зимы и Лесовика-почтовика; ватки, снежинки, поощрительные, снежинки, зеркала, прищепки, значки для обозначения звуков.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. ОРГ. МОМЕНТ
А) Беседа логопеда о зиме, зимних месяцах, признаках зимы.
Б) Дети с помощью логопеда подбирают определения к слову «снег» (белый, холодный, чистый, пушистый, серебристый и т.д.). Затем подбирают слова-действия к слову «снег» (идет, падает, ложиться, кружиться, скрипит и т.д.)
В) Подбор признаков и действий к слову «снежинка». После чего проводится упражнение на развитие речевого дыхания «Сдуй снежинку» (дети устраивают снегопад).
2. Образование притяжательных прилагательных. Дидактическая игра «следопыты».
ЛОГОПЕД: «Скажите, ребята, что остается на снегу, когда по нему пробежит зверь?»
ДЕТИ: «Следы»
ЛОГОПЕД: «К нам сегодня собирались прийти звери, чтобы с вами поиграть. Но сначала вы должны отгадать, где, чей след. (На доске вывешены карточки с изображением животных и их следов. Дети называют, какое животное здесь «прошло» и образуют притяжательные прилагательные.)
ЛОГОПЕД: «Ребята, вы правильно все назвали, а звери не идут. Что же могло случиться?»
3. СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ
Обнаруживается письмо.
«Я заморозила зверей, Их в ледышки превратила. Пусть все узнают поскорей Зимы коварной силу!
А если звери медленными будут, То про игру они забудут».
(Зимушка-Зима)
ЛОГОПЕД: «Ой, ребята, как холодно и скучно стало. Что же нам делать?
(Обнаруживается еще одно письмо). Ой, еще одно письмо. Интересно, а оно от кого? Давайте прочитаем?
«Друзья, не теряйтесь, за дело принимайтесь. Зверям нужно помочь. А для этого нужно отгадать загадки Зимушки-Зимы. Как только вы отгадаете все загадки, солнышко засветит ярче и растопит ледяные чары Зимушки-зимы.
(Лесовик-почтовик)
(На доску вывешивается основание «солнышка». В процессе выполнения заданий к нему прикрепляются лучики).
4. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА. ПРЕОДОЛЕНИЕ ТВЕРДОЙ АТАКИ ГЛАСНЫХ. (ЛУЧ №1)
Заяц – огородник.
История эта случилась в самом обыкновенном лесу. И героем ее стал самый обыкновенный заяц. А случилось все так. Скакал однажды заяц по лесу. А на кустах только первые листочки показались. Голодно зверям лесным. Что делать? И вспомнил тут заяц, что люди сами на огородах еду выращивают. Решил он огород завести. Взял лопату и пошел на полянку.
(Упр. «Лопатка»)
Копает зайчик землю да песни напевает. Слышит он – шипит рядом кто-то:
- Эй, заяц, ты чего тут делаешь?
- Огород копаю, чтобы еду на весь год вырастить, — отвечает заяц.
Змея сначала удивилась, а потом головку подняла, осмотрела все и похвалила зайца.
(Упр. «Веселая змейка»)
Копает заяц дальше, а мимо медведь идет, да банку с вареньем несет.
(Упр. «Вкусное варенье»)
Он сразу понял, чем заяц занимается, частенько к людям в огород заглядывает. Подошел к нему и дал разумный совет:
- Смотри, рассаду не съешь. А я после приду посмотреть, что у тебя вырастет. И ушел косолапый.
Заяц дальше копает. А перед самым вечером смотрит – волк идет, чашечку несет.
- Ой, заяц, какой ты молодец! – заохал волк. – До чего додумался! Только полить свою капусту не забудь, вот тебе чашечка.
(Упр. «Чашечка»)
Засмеялся заяц, но чашечку взял. До самой ночи копался заяц, а на утро еще и мостик сделал, чтобы удобнее было воду для поливки ковшиком черпать.
(Упр. «Мостик»)
Все лето заяц работал: поливал, полол, от вредных гусениц оберегал огород. А когда осень наступила, все увидели, что капуста уродилась на славу. Срезал заяц капусту, сложил ее, и получилась целая горка. Пришлось лошадку пригласить, чтобы всех зверей угостить и развезти по норкам.
(Упр. «Лошадка»)
Следующей весной решил еще больше огород сделать, а все звери помогать будут. Очень рад и доволен был заяц своим огородом и до самой весны песенки пел.
(Упр. «Лесенка», «Звуки растут», «Звуки падают»)
5. МИМИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ (ЛУЧ № 2)
Логопед читает эмоционально окрашенный текст, по ходу которого дети последовательно выставляют карточки пиктограммы с соответствующими мимическими выражениями и сами воспроизводят их.
«Однажды Оля пошла погулять. – Как ласково светит солнышко! Мне тепло и приятно. Оля увидела цветочек: — Ах! Какой красивый цветочек! Как приятно пахнет! На цветок села пчела. – Ой, а вдруг она меня ужалит?! И Оля махнула рукой, чтобы прогнать пчелу. – Мама, мама! Меня ужалили пчела, как больно!».
ЛОГОПЕД: «Молодцы ребята, идем дальше»
6. УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА (ЛУЧ № 3)
А) Припоминание выученных звуков: [а] [у] [о] [и] [м] [м’] [н] [н’] [п] [п’] [ф] [ф’].
Б) «Назови первый звук в слове»
(утро, Аня, ирис, ослик, иголка, утка, очки, астры)
Придумай свои слова со звуками [а] [у] [о] [и]
В) Определение первого звука в слове (гласный, тв. согласный, мягк. согласный) и обозначение его с помощью фишек. Слова: аптека, мороз, озеро, флакон, икра, ножницы, усы, игрушки.
ЛОГОПЕД: «Молодцы! У нас есть еще один лучик».
7. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (ЛУЧ №4)
(с прищепкой)
(дети прищепкой «кусают»
«Кусается сильно котенок – глупыш, каждый пальчик прав. руки)
Он думает это не палец, а мышь. (смена руки)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»
8. ИГРА «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО». (ЛУЧ № 5)
Логопед читает двустишие, а дети добавляют слова в рифму, связанные со словом «снег».
1) Тихо, тихо, как во сне, Падает на землю … (снег)
2) С неба все скользят пушинки - Серебристые … (снежинки) 3) На поселок, на лужок Все снижается … (снежок)
4) Вот веселье для ребят - Все сильнее … (снегопад) 5) Все бегут вперегонки Все хотят играть в … (снежки)
6) Словно в белый пуховик Нарядился … (снеговик) 7) Рядом снежная фигурка - Это девочка … (снегурка)
8) На снегу-то, посмотри С красной грудкой … (снегири)
ЛОГОПЕД: «Молодцы, ребята! Вот еще один лучик! (К «солнышку» прикрепляется последний лучик)
9. ИТОГ ЗАНЯТИЯ
ЛОГОПЕД: «Ребята, посмотрите, как ярко светит солнышко. Как тепло стало!»
(Ледяные чары Зимушки-Зимы спадают и «ледяные» животные оживают.
Картинки с силуэтами животных «превращаются» в картинки с животными).
ЛОГОПЕД:
«Вы зверюшкам помогли, От беды вы их спасли, Через все прошли преграды, И за это вам награда».
(Всем детям раздаются поощрительные «снежинки»).
|