Цель:
Коррекционно-развивающие задачи: развивать внимание, абстрактное мышление, мелкую моторику;
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать уважение к труду взрослых.
- расширять и активизировать словарь по теме.
- учить отвечать на вопросы полными ответами,
- упражнять в употреблении союза «в, или».
- учить правильно строить предложения,
- учить словообразованию,
- учить образовывать существительные женского рода от существительных мужского рода.
- учить составлять короткие рассказы по картинке.
- развивать у детей мышление, память, внимание.
Поиск фактических ошибок «Путаница»
Оборудование: картинки с профессиями (Составление рассказа по сюжетной картинке)
Ход занятия:
Поиск соответствующего понятия “ Угадай профессию? ”.
Дети встают в круг и играют с мячом.
Учитель-логопед: задает вопросы, дети отвечают.
Кто носит багаж? – носильщик. Кто вставляет стекло? — стекольщик. Кто укладывает кирпичи? – каменщик. Кто чинит часы? – часовщик. Кто красит стены? – маляр. Кто сочиняет музыку? – композитор. Кто сваривает трубы? сварщик. Кто работает на кране? –крановщик. Кто точит ножи? – точильщик. Кто работает на экскаваторе? – экскаваторщик. Кто играет на рояле? – пианист. Кто учит? – учитель Кто строит? – строитель Кто водит? – водитель Кто готовит? – Повар, Кто лечит? – врач.
Загадки: Развитие логического мышления.
Кто у постели больного сидит, И как лечиться он всем говорит. Кто болен, он капли предложит принять, Тому, кто здоров, разрешит погулять. (Это врач)
Скажи, кто так вкусно готовит щи капустные. Пахучие котлеты, салаты, винегреты. (Это повар)
Мы учим детишек читать и писать, Природу любить, стариков уважать. (Это учитель)
Встаём мы очень рано — ведь наша забота, Всех отвозить по утрам на работу. (Это шофёр)
Кто приносит на газеты И от бабушки приветы? (почтальон)
У метро стеклянный дом. Покупаем в доме том: Помидоры и капусту, Лук и перец очень вкусный. (овощной магазин)
Я рубашку сшила мишке Я сошью ему штанишки. Назови скорей, кто я? Ну конечно же … (швея)
Какие ещё профессии вы знаете? (Портной, строитель, пожарный, продавец, художник, парикмахер, маляр, фотограф).
Игра «Кто что делает?»
Цели: подбор к существительным глаголы.
Что делает Учитель? (Учитель учит детей) Что делает продавец? (Продавец продаёт товар) Что делает врач? (Врач лечит людей) Что делает строитель? (Строитель строит здания) Что делает художник? (Художник рисует картины) Что делает повар? (Повар готовит еду) Что делает портной? (Портной шьёт одежду) Что делает строитель? (строит и ремонтирует дома) Что делает маляр – штукатур? (красит, белит, штукатурит)
Игра «Кому что нужно для работы?»
Цели: пополнение лексического словаря.
Что нужно для работы учителю?
Учителю для работы нужна доска, мел, учебники, тетради, указка и т.д.
Что нужно для работы повару?
Повару для работы нужна плита, посуда, продукты и т.д.
Что нужно для работы продавцу?
Продавцу для работы нужен товар, касса, деньги и т.д.
Что нужно для работы врачу?
Врачу для работы нужны лекарства, градусник и т.д.
Что нужно для работы строителю?
Строителю для работы нужны кирпичи, краска, цемент, машины и т.д.
Игра “ Ответь на вопрос ” (употребление предлога -в-).
Учитель-логопед предлагает детям ответить на вопросы.
Куда ты пойдешь, чтобы научиться плавать? – Я пойду в бассейн.
Куда ты пойдешь, чтобы посмотреть кино? – Я пойду смотреть в кинотеатр.
Куда ты пойдешь взять книгу, чтобы много узнать? – Я возьму в библиотеке.
Куда пойдет мама, если нужен врач? – Мама пойдет в больницу.
Куда пойдет сестра, если нужно сшить платье? – Сестра пойдет в ателье.
Составление рассказа по сюжетной картинке «Учитель».
Это учитель. Он работает в школе. Учитель учит детей писать, читать, считать. Для работы учителю нужна доска, указка, мел, тетради, книги.
Аналогично дети рассказывают о враче, строителе, продавце, художнике.
Физминутка «Профессии»
Мы в профессии играли (ходьба на месте)
В миг мы лётчиками стали! (прямые руки в стороны)
В самолёте полетали – (покружиться вокруг себя)
И шофёрами вдруг стали! (ходьба на месте)
Руль теперь в руках у нас (руки перед собой),
Быстро едем, просто класс! (бег вокруг себя с рулем)
А теперь на стройке (мы ходьба на месте)
Кладём ровно кирпичи. (руки перед собой согнуты в локтях)
Раз- кирпич и два, и три – (поднимаем руки вверх)
Строим дом мы, посмотри! (соединить прямые руки над головой)
Вот закончена игра,
Нам на стульчики пора.
Игра «Один – много»
Цели: образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
Учитель — учителя- учителей, врач — врачи –врачей, продавец- продавцы- продавцов, почтальон _почтальоны_ почтальонов, парикмахер-парикмахеры парикмахеров, повар –повара – поваров и т.д.
Игра «Назови по образцу».
Цели: образование существительных женского рода.
Мужчина — повар, а женщина — повариха.
Мужчина — художник, а женщина — художница
Мужчина — артист, а женщина — артистка
Мужчина — певец, а женщина — певица.
Мужчина — учитель, а женщина — учительница.
Мужчина — лётчик, а женщина — лётчица
Мужчина – портной, а женщина — портниха.
Мужчина — тракторист, а женщина — трактористка.
Мужчина — таксист, а женщина — таксистка.
Мужчина — циркач, а женщина — циркачка.
Мужчина — писатель, а женщина — писательница.
Мужчина – проводник, а женщина –проводница.
Игра “ Разгадай слово ”.
Учитель-логопед предлагает детям картинки, на которых нарисованы: рыболов, пчеловод, лесоруб, трубочист. И просит объяснить, почему они так названы.
Рыболов – ловит рыбу.
Пчеловод — разводит пчел.
Лесоруб – рубит лес.
Садовод – разводит сад.
Трубочист – чистит трубы.
После игры дети делают вывод, что в одном большом слове живут два маленьких слова.
Игра “ Подбери слово ”.
Учитель-логопед предлагает детям взять со стола картинки, назвать человек какой профессии на них изображен, и подобрать к нему слова определения.
Летчик какой? – храбрый, смелый.
Учитель какой? – умный, добрый.
Водитель какой? – внимательный, осторожный,...
Врач какой? – добрый, заботливый.
Игра “ Кем хочешь быть? ” предложения с союзом –или-.
Дети рассказывают, кем они хотят быть, составляют простые предложения с союзом –или-.
Я хочу быть учителем или врачом.
Я хочу быть продавцом или поваром.
Поиск фактических ошибок «Путаница»
Маляр шьет одежду? Водитель управляет самолетом? Парикмахер шьет одежду? Библиотекарь разносит почту? Фотограф сочиняет музыку? Тракторист готовит еду?
Итог занятия.
|