Авторская разработка "Дифференциация звука «Ж» «Ш» у старших дошкольников с общим недоразвитием речи"
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 комбинированного вида Петроградского района г. Санкт-Петербурга
подготовила учитель-логопед Кравцова Мария Андреевна Санкт-Петербург, 2016г.
Цели:
- Различать и правильно произносить звуков [Ш-Ж] в слогах, словах, предложениях;
- закреплять умение делить слова на слоги
- развивать фонематический слух, мышление, мелкую моторику рук
- развивать концентрацию зрительного и слухового внимания
- развивать словесно-логическое мышление
- создать положительное психоэмоциональное настроение, способствовать приобретению опыта коллективной работы.
Материал. Картинки предметные (каша, пирожок, мороженое, ватрушка, джем, шоколад, желе, крыжовник); куклы (девочка и мальчик), фишки для слогового анализа, пенек, изображение плоскостное ёлки, мячики су – джок.
Оргмомент
Сегодня День рождения у брата и сестры.
Угадайте, как их зовут?
В имени девочки первый звук [Ж] (Женя, Жанна). Назовем ее Жанна.
В имени мальчика есть звук [Ш] (Гриша, Миша, Паша, Наташа).
Назовем его Миша. Сообщение темы занятия.
Кто догадался, о каких звуках сегодня будем говорить? [ш — ж]
Сравнение звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
Произнесение и характеристика звуков [Ш-Ж]. Сравнительная характеристика.
Звук [ш] согласный, т.к. есть преграда – язык. Губы округлены, слегка вытянуты вперед. Кончик широкого языка поднят вверх. Язык принимает форму "чашечки". Воздушная струя длительная, теплая, направлена вперед. Голосовые складки не работают, голоса нет. Звук [ш] твердый, глухой.
Звук [ж] согласный, т.к. есть преграда – язык. Губы округлены, слегка вытянуты вперед. Кончик широкого языка поднят вверх. Язык принимает форму "чашечки". Воздушная струя длительная, теплая, направлена вперед. Голосовые складки вибрируют, голос есть. Звук [ж] твердый, звонкий.
Оба они согласные, твердые.
Но звук [ш] глухой, а звук [ж] звонкий.
Звонкость – глухость проверяем двумя способами (1 – руку на горло, 2 – закрыть уши).
Для вас Миша и Жанна придумали игры.
Игра «Поймай звук».
Жанна и Миша предлагают познакомиться с ними и поиграть в игру «Поймай звук».
Если услышите звук [Ш] — надо присесть на корточки, если услышите звук [Ж] — хлопните в ладоши.
(Ш, Ж, Ж, Ж, Ш, Ш, Ж;
ша, жа, жо, шо, шу, жу, ши, жи)
Игра «Наоборот» — преобразование слогов и слов. (С мячом)
Замени звук [Ш] на [Ж] и наоборот.
Ша- жа Жа-ша Шу- жу
Шо -жо Жо-шо Жу- шу
Ужи-уши жалить-шалить шар- жар
Жить-шить житье-шитье ужи-уши
Жил-шил жутко — шутка мажет-машет
Жаль — шаль лужа — Луша
Лежа — Леша нашивка-наживка
Развитие фонематического восприятия.
Игра «Поймай звук».
Послушайте, что любят Жанна и Миша. Если в словах будет звучать звук ш, хлопните в ладоши, если услышите звук ж, поднимите руку.
Произносятся слова: каша, пирожок, мороженое, ватрушка, джем, шоколад, желе, крыжовник.
Произношение звуков ш, ж в стихах
«Сяду на пенек да съем... (пирожок)», — сказала Жанна. «Осторожно, это не пенек, а ежик!» — воскликнул Миша.
Лежит ежик у елки,
У ежа иголки.
А внизу, похожие на маленьких ежат
Шишки прошлогодние на траве лежат.
Уточнение слова прошлогодние. Повторение стихотворения хором. Выделение слов со звуком ж, затем со звуком ш.
Ребята, а мы же с вами знаем сказку про ёжика, давайте расскажем Мише и Жанне!
Развитие мелкой моторики (мячики су – джок)
Сказка "Ёжик"
Жил да был Ёжик на полянке в своём домике в сказочной стране (положить шарик на ладошку). У Ёжика было много друзей (катать шарик от ладошки к каждому пальчику): Крош, Копатыч, Нюша, Совунья, Лосяш (зажать шарик в ладошке).
И решил он однажды навестить своих друзей.
Выбежал Ёжик на тропинку (катаем шарик по кругу ладони) и побежал к Крошу, так как его домик был совсем не далеко. Бежит, подпрыгивает на кочках (шариком покалываем подушечку каждого пальца).
Но не оказалось Кроша дома: «Наверное, он убежал Лосяша навестить» — подумал Ёжик и покатился дальше (катаем шарик по кругу ладони).
Катится Ёжик, а навстречу ему Копатыч идёт не спеша.
Обрадовался Ёжик, спрашивает Копатыча:
- «Куда ты идёшь?».
- «В лес за грибами» — отвечает Копатыч – «Пойдём со мной».
Пошли они вместе (катают шарик по пальчикам по очереди к каждому).
Раз – грибок (зажать шарик в ладошке), два – грибок, (зажать шарик в другой ладошке) — много насобирали.
Простился Ёжик с Копатычем и побежал дальше (катаем шарик по кругу ладони).
Вдруг ему навстречу выскакивает лягушка – квакушка, спрашивает её Ёжик: — «Ты куда скачешь?». — «Скачу, куда глаза глядят» — отвечает лягушка. – «Поскакали со мной».
Стал Ёжик с лягушкой скакать (прикасаться колючками шарика к кончику пальцев, делая глубокий вдох).
Не заметил Ёжик, как у своего домика очутился, не захотел он больше прыгать, устал. Зашёл он в свой домик (раскатывать шарик по ладошке), лёг на кроватку, закутался одеяльцем (зажать шарик в ладошке) и уснул.
Связь звука с буквой
- Прокатывание шарика по написанной букве ( «Буквы знаю и пишу шарик верно прокачу»)
- Написание буквы Ш и Ж и ее элементов прокатыванием шарика по ладошке, поверхности стола.
Послушайте, о чем говорила Жанна с ежом:
Ежик, еж, где ты живешь? -Под кустом меня найдешь. -Ежик, еж, куда идешь? * На лужайку я иду
Там еду себе найду, - Ежик, еж, кого найдешь? * Я найду жука и мышку Отнесу своим детишкам,
Своим дружным ребятишкам.
После прослушивания одна группа детей задает вопрос ежику, другая — отвечает. Выделение слов со звуком ш. Уточнение значения слова дружные.
А вы, ребята, дружные? Очень важно жить нам дружно, что для этого нам нужно? Нужно... (не ссориться и делиться игрушками).
Очень интересно проходит День рождения Миши и Жанны. Много игр. Они предлагают поиграть еще в одну.
Звуко — слоговой анализ слов Миша, Жанна.
Сколько слогов и звуков в именах?
Жанна – определяем количество слогов — хлопки
Миша — выкладывание звукового анализа фишками. Слоговой анализ.
Итог занятия.
У кого было День рождение?
Какие звуки сравнивали сегодня? Чем они похожи? Чем отличаются?
Чем занимались?
Что понравилось больше всего?
|