Узун Марина Владимировна. Консультация для педагогов «Использование метода полного физического реагирования в детском саду»

Консультация для педагогов «Использование метода полного физического реагирования в детском саду»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА TPR (ПОЛНОГО ФИЗИЧЕСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ) НА ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ

В традиционной методике обучения иностранным языкам основная масса информации зачастую преподносится в виде текста в учебнике или рассказа учителя, которые изредка могут сопровождаться иллюстрациями или надписями на доске. В противоположность этому, метод полного физического реагирования, по-английски TPR (Total Physical Response), является одной из попыток донести нужную информацию и помочь ее усвоить ученикам через все основные каналы восприятия: зрительный, слуховой, кинестетический.

 

Люди способны усваивать одну и ту же информацию по-разному. Тех, кто хорошо воспринимает информацию на слух, называют аудиалами. С другой стороны, есть те, которым важно не только услышать, но и увидеть какие-то зрительные образы: картинки, видеоматериалы, схемы. Эти люди называются визуалами. Кроме того, есть и те, кто способен усваивать многие факты лишь через ощущения, например, через запах, вкус или при помощи тактильных ощущений. Их называют кинестетиками.

Идеализировать метод TPR не стоит, поскольку он не лишен своих минусов. В чем состоят его преимущества по сравнению с традиционными методиками, а в чем недостатки, стоит разобраться.

НА ЧЕМ ОСНОВАН МЕТОД

Метод полного физического реагирования для обучения иностранным языкам был предложен и описан американским психологом Джеймсом Ашером в 70х годах. В основу его была положена теория о работе левого и правого полушарий головного мозга.

За что же отвечает каждое из них? Левое полушарие в основном отвечает за абстрактно-логическое мышление и речь, а правое – за образное мышление, то есть за творчество, фантазию и интуицию.

Деятельность правого полушария является решающей для творческой личности. Исследования подтверждают, что даже физическое повреждение левого полушария у артиста или художника не сказывается на их способностях. В то же время при проблемах с работой правого полушария, такие люди могут полностью потерять свой творческий дар.

У всех маленьких детей больше развито образное мышление, а соответственно, правое полушарие. Но со временем, когда начинает активно формироваться абстрактно-логическое мышление, усиливается роль левого полушария.

Особенно разница в работе полушарий становится заметна во время обучения. Ведь в традиционной методике информация в основном подается в виде знаков (в том числе и речи), когда ученик слушает объяснения педагога, читает текст или выполняет серию упражнений. При этом правое полушарие, которое специализируется на образах, остается практически без действия.

Важно!

По мнению Ашера, при обучении иностранному языку обязательно нужно включать в работу правое полушарие, используя на занятии физическую активность и разнообразный наглядный материал. При этом следует избегать стрессов и негативных эмоций, поскольку они будут способствовать возникновению негативных образов и ассоциаций, связанных с иностранным языком.

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ МЕТОДА

На занятиях, где используется метод TPR, ученики не просто слушают речь педагога, но и принимают непосредственное участие в процессе обучения: повторяют слова и фразы с различными эмоциональными оттенками, берут в руку различные предметы, двигаются, танцуют. Лексика при этом подбирается таким образом, чтобы охватить как можно больше глаголов движения.

При этом новая информация будет попадать не только в левое полушарие посредством восприятия речи, но и в правое полушарие в виде образов, подкрепленных положительными эмоциями.

Метод полного физического реагирования, безусловно, имеет свои недостатки:

  • для начала, педагогу просто физически тяжело часто проводить такие занятия, когда приходится активно двигаться вместе с учениками;
  • также в ходе занятия приходится задействовать большое количество наглядного материала, который не всегда можно легко и просто перенести с собой;
  • кроме того, метод TPR практически не использует изучение грамматики в привычном виде (правила, пояснения), что для взрослого человека может показаться серьезной проблемой при изучении английского языка;
  • наконец, для взрослого бывает достаточно сложно включиться в подобное занятие в силу уже сформировавшихся стереотипов, а также в силу особенностей психических процессов этого возраста.

Можно сделать вывод, что данный метод на занятиях на языковых курсах, в старших классах или в вузе стоит использовать периодически.

А вот для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста метод TPR очень подходит, потому что их образное мышление еще гораздо более развито, нежели абстрактно-логическое.

Именно наблюдая за тем, как дети начинают понимать, а затем и разговаривать на родном языке, психолог Ашер и решил создать подобный метод для изучения иностранного языка. Ведь сначала маленькие дети активно вслушиваются в речь взрослого, трогают руками различные предметы, повторяя их названия, реагируют на простые указания родителей и только после этого этапа пытаются начать говорить самостоятельно.

Как работает метод TPR

По сути, метод TPR — это запоминание новых слов или фраз с помощью жестов или выполнения команд преподавателя. Например, на слово ball — мяч, дети изображают жест, как будто играя с мячом, на слово pen — ручка — делают вид, что пишут воображаемой ручкой и т.п.

Действительно, дети запоминают английские слова и фразы гораздо лучше, когда их изучение подкреплено жестами. Ведь у дошкольников и школьников 7-8 лет преобладает наглядно-образное мышление. Поэтому перевод не нужно и даже вредно использовать — пока еще не развито абстрактно-логическое мышление проводить параллели между русским и английским детям тяжело. Чтобы запомнить новое слово ребенку нужно соотнести это слово с его образом — предметом, картинкой или жестом, в чем нам и помогает TPR.

Первоначально, метод разрабатывался для разных возрастных категорий, но, по понятным причинам, прижился он только в обучении детей. Представьте себе взрослых с энтузиазмом выполняющих команды, которые дает преподаватель. А вот для детей использование элементов TPR в сочетании с другими методами на уроках английского подходит превосходно.

Что же отсутствует в методе TPR по сравнению с традиционными методами?

  • Алфавит.
  • Транскрипция.
  • Перевод.
  • Правила.

Почему в этом методе не нужен перевод? – Так как каждое слово включено в сеть, которая связывает его с другими словами, легче учить слово в контексте и сразу знать его конкретное употребление. Перевод слова этой функции не выполняет.

Почему в данном методе не изучают правила? – Изучение правил ведет к освоению языка через левое полушарие, что противоречит данному методу. Ребёнок со временем начинает «чувствовать язык» и сказать неправильно что-либо для него будет неестественным (по аналогии с родным языком, мы ведь не всегда знаем правило, но говорим верно).

По мнению профессора, данный метод является эффективным, так как взрослые, осваивая второй язык, будут прогрессировать как дети, осваивая родной, поскольку они имеют возможность 1) слушать язык, 2) находятся в безопасной среде, 3) где их никто не принуждает говорить.

Подводя итог, могу сказать, что метод TPR, безусловно, достоин внимания. Выбрав его, вам будет интересно изучать язык. Но если же вам необходимо выучить язык серьезно и в темпе, традиционные методы станут вашими лучшими помощниками.: -)

Просмотров: 586
Категория: По направлениям » Для детского сада » Иностранный язык для детей




Другие новости по теме:

  • Муратшина Танзиля Тимергазиевна. «Проектный метод – как метод развивающего обучения дошкольников»
  • Горбачева Марина Витальевна. Интерактивные технологии обучения в ДОУ, как метод реализации новых ФГОС
  • Хрулева Наталья Владимировна. Исследовательская деятельность – как активный метод обучения и воспитания дошкольников. Конспект занятия «Камни – цветы земли».
  • Асоскова Мария Александровна. Игра как метод обучения
  • Татаринова Светлана Ивановна. Мастер класс для воспитателей «Экспериментирование как метод обучения дошкольников»
  • Мальцева Людмила Владимировна. Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания
  • Долгий Лилия Михайловна. Выступление на районном методическом объединении Тема: «Экспериментальная деятельность, как активный метод обучения дошкольников».
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Мальцева Людмила Владимировна. Презентация 'Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания'
  • Дворянчикова Татьяна Алексеевна. Консультация для родителей «Как развить логическое мышление ребёнка в период самоизоляции?»
  • Кузнецова Ольга. Песочная терапия как метод психокоррекции в работе с детьми дошкольного возраста
  • Мехеда Алена Александровна. Метод макетирования в работе по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
  • Монахова Полина Владимировна. «Метод сказкотерапии и особенности его использования в работе с детьми разного возраста»
  • Ярмусевич Ирина Геннадьевна. «Метод sand art в развитии речи детей дошкольного возраста»
  • Короткова Людмила Валентиновна Дидур Светлана Александровна. «Сказка, как метод творческого взаимодействия педагога с детьми по развитию речи»
  • Сафронова Марина Геннадьевна. Консультация для воспитателей «Песочная терапия, как метод работы с детьми с ОВЗ»
  • Кашапова Елена Михайловна. «Метод моделирования сказок, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»
  • Аверкиева Наталья. Театральные игры как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у детей младшего дошкольного возраста.
  • Куксенко Дарья Павловна. Тема проекта «Игра как метод экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста»
  • Шмайлюк Лилия Алексеевна. Статья 'Логопедический массаж как эффективный метод коррекции звукопроизноительной стороны речи'
  • Буханцева Валентина Николаевна. «Метод проектов в работе с педагогами ДОУ»
  • Мезенцева Любовь. Игра как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста
  • Краюхина Елена Сергеевна. Особенности развития связной речи у младших дошкольников на основе русских народных сказок используя метод моделирования
  • Епифанова Светлана Николаевна. Метод проекта в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
  • Берученко Наталья Леонидовна. ИГРОВОЙ МЕТОД В РАЗВИТИИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Вер Ник. Театрализованная деятельность как метод развития сенсорной интеграции дошкольников.
  • Елена Курдюкова. Сказкотерапия как метод психологической работы с детьми
  • Захарова Ирина Сергеевна. «Метод проектов как средство познавательного развития детей дошкольного возраста».
  • Бажина Ольга Александровна. Организация предметно — пространственной развивающей образовательной среды группы через метод проектов, направленный на формирование познавательной активности воспитанников (из опыта работы)
  • Елена Николаевна Сницарь. Игротерапия как метод коррекции речи у детей с задержкой психического развития (ЗПР)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь