Семинар по теме: "Эффективное использование физкультурного оборудования на занятиях по физической культуре в ДОУ"
Воспитатели: Сидорова Любовь Петровна Джафарова Оксана Геннадьевна МДОАУ дс №22 "Мотылек" г.Лабинск, Краснодарский край 2015
Целесообразный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования и пособий на занятиях по физической культуре способствуют развитию двигательной сферы детей, формированию разнообразных двигательных умений и навыков, развитию физических качеств и творческих способностей, воспитанию нравственно-волевых качеств, повышению интереса к разным спортивным играм и физическим упражнениям. Наряду с этим решаются задачи, направленные на укрепление здоровья детей и их полноценное психофизическое развитие.
Скачать презентацию
Скачать конспект
Комплекс упражнений общеразвивающего воздействия с различными пособиями и предметами может оказывать огромное влияние на развитие разных групп мышц и укрепление мышечного тонуса.
Во время занятий с использованием физкультурного оборудования могут создаваться вариативные и усложненные условия для выполнения различных физических упражнений. Например, дети, преодолевая полосу препятствий, состоящую из разных модулей, совершают множество движений: ходьба и бег по наклонному буму, ползание по гимнастической скамейке, подлезание под дуги, прыжки на батуте и т.д. При этом дети проявляют ловкость, выносливость, быстроту реакции, а также смелость, решительность и находчивость.
В процессе выполнения двигательных заданий дети получают знания о свойствах разных предметов и пособий (форме, цвете, весе, качестве материала), знакомятся с особенностями движения в пространстве, с направлениями движений. Следует отметить положительную роль использования разнообразных физкультурных пособий в подвижных играх и упражнениях для восприятия детьми пространства и времени, в том числе для формирования их умений и навыков ориентировки в окружающей среде.
Задачи
- Охранять и укреплять здоровье детей.
- Формировать навыки к здоровому образу жизни.
- Обучить их доступным двигательным умениям и навыкам.
- Привить детям интерес к физической культуре и спорту.
Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно-пространственная среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, функциональной
Для этого используется крупный и мелкий спортивный инвентарь (стойки для прыжков, гимнастические стенки, скамьи, мячи, скакалки и пр.). Без них нельзя научить детей правильному выполнению движений. Кроме того, использование спортивного инвентаря повышает интерес детей к физическому воспитанию.
Занятия со спортивным инвентарем направлены на развитие движений, совершенствование двигательных навыков и физических качеств (ловкость, гибкость, выносливость, сила, координация)
Использование спортивного инвентаря во всех формах двигательной активности детей на...........
1. Формированию правильной осанки способствуют физические упражнения, выполняемые у деревянной стенки
Гимнастическая (шведская) стенка
- Профилактика плоскостопия и сколиоза
- Развитие координации, гибкости, ловкости и силы
2. Гимнастическая скамейка
- Упражнения на скамейках развивают и совершенствуют: силу мышц, гибкость, подвижность суставов, быстроту мышечных сокращений, координацию, ловкость, умение регулировать напряжение и расслабление отдельных групп мышц.
3. Скакалки
- Развивают координацию.
- Укрепляют мышцы стопы.
- Способствуют развитию воображения.
4. Мячи
- Развивают координационные способности.
- Способствуют формированию правильной осанки, скоростно-силовых способностей.
- Помогают восстановлению с использованием самомассажа, лечению плоскостопия.
- Развивают ориентировку в пространстве, глазомер, ловкость, быстроту реакции, регулируют силу и точность броска;
- Нормализуют эмоционально-волевую сферу
5. Хопы и фитболы
- Развивают чувство равновесия, координацию движений.
- Помогают развивать и укреплять мышцы спины, живота, ног и рук
- Помогают формировать правильную осанку детей.
- Тренируют вестибулярный аппарат.
- Избавляют от стрессов и снимают нервное напряжение.
6. Кубики разной величины
- Развивают чувство равновесия, координацию движений.
7. Обручи
- Укрепляет мышцы брюшного пресса и мышцы спины.
- Способствует развитию гибкости, силы.
8. Дорожка здоровья
- Профилактика плоскостопия (укрепляет мышцы стопы).
- Способствует развитию равновесия.
9. Туннели
- Развивает координацию движений, ловкость, смелость, умение лазать на четвереньках, опираясь на ладони и колени в замкнутом пространстве и ориентироваться в нем.
10. Дорожки
- Для укрепления мышц стопы и профилактики плоскостопия ребристые доски
11. Бруски, кегли
- Способствует развитию ловкости, координации
12 Баскетбольные кольца и щиты для метания
- Способствуют развитию глазомера, меткости, силы.
Основные требования к подбору физкультурного оборудования
Подбор оборудования определяется программными задачами как физического, так и всестороннего воспитания детей. В детском саду необходимо иметь достаточное количество физкультурного оборудования для обеспечения детей благоприятным уровнем двигательной активности в процессе разных форм физического воспитания дошкольников. Многообразие оборудования и пособий дает возможность продуктивно его использовать в разных видах занятий по физической культуре, при этом создавая их вариативное содержание для развития произвольности движений детей, их самостоятельности и творческих замыслов.
Необходимо, чтобы оборудование (размеры, габариты и вес предметов) соответствовало возрастным особенностям детей и их антропометрическим показателям. Количество оборудования определяется из расчета активного участия всех детей в процессе разных форм двигательной активности. Габариты и вес переносного оборудования должны быть соизмеримы с возможностями детей.
Одним из важных требований к отбору оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Каждое пособие должно быть устойчивое и прочное. С целью обеспечения страховки, предотвращения травматизма у детей во время занятий по физической культуре необходимо иметь хорошие крепления и гимнастические маты.
Материалы, из которых изготовлено оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям, быть экологически чистыми и прочными.
Разнообразие форм, цвета физкультурного оборудования должно способствовать воспитанию художественного вкуса у детей. Наиболее предпочтительны для окраски оборудования нежные пастельные тона.
Для рациональной организации двигательной активности детей дошкольного возраста важно обращать внимание на размещение оборудования по месту его использования (для определенных условий).
|