МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 24» города Орла
Е.В. Студенникова, инструктор по физической культуре
высшая квалификационная категория
Одной из приобретенных задач формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является создание мотивации, обучения и привития навыков здорового образа жизни у детей дошкольного образа жизни. Современный педагог – это творческий работник, мастер своего дела, новатор, ведущий здоровый образ жизни, который использует в своей работе новейшие методические разработки.
Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно – пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно – развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной.
Для этого в нашем ДОУ мы используем физкультурное, нестандартное оборудование, изготовленное своими руками, ведь новое спортивное оборудование – это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы.
Укрепление здоровья детей – первостепенная задача образовательных учреждений. Физическая культура не зря называется «культурой», ведь кроме укрепления здоровья и полезного комплекса физических упражнений, она расширяет общение, дает новые знания о себе и о своем организме.
Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит не только от индивидуальных особенностей организма ребенка, но и от своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мер.
При проектировании предметно-пространственной среды, способствующей формированию здорового образа жизни дошкольников, следует исходить из необходимости учета следующих факторов:
- Индивидуальных социально – психологических особенностей ребенка;
- Особенностей его эмоционально – личностного развития;
- Индивидуальных интересов, склонностей, предпочтений и потребностей [ 2 ].
Ежегодно работа нашего дошкольного учреждения начинается с мониторинга физической подготовленности, в результате которого ведется физкультурно-оздоровительная работа, нацеленная на улучшение здоровья детей (мероприятия по закаливанию, физкультурные занятия, спортивные досуги и праздники, работа с родителями по пропаганде здорового образа жизни).
На эффективность проведения занятий влияет качественная и глубоко продуманная предварительная работа по подготовке всех необходимых пособий и инвентаря, которые помогают проводить занятия живо, эмоционально, интересно. Моя задача – насыщение пространства физкультурного зала недорогим, нестандартным, многофункциональным оборудованием и инвентарем, отвечающим гигиеническим, анатомофизиологическим, психическим, эстетическим, эргономическим и другим требованиям.
Нестандартное оборудование в детском саду может создаваться из подручных средств, которые казались уже ни на что не годными и изжившими свой век: «киндеры», пластиковые пробки, бутылки, разноцветные веревки, палочки и прочие бросовые материалы.
Нестандартное оборудование в детском саду несет в себе очень глубокий смысл. Недостаточно простых схем и чертежей, здесь должна быть продумана каждая деталь. В дошкольном возрасте мозг ребенка еще очень гибок и подвержен влиянию извне. Вся информация, полученная в этом возрасте, воспринимается априори единственной и не подлежащей сомнению – поэтому очень важно использовать нестандартное оборудование в детском саду грамотно и с пользой для здоровья дошкольника. Сюда относится и подбор безопасных материалов, и четкое представление того, как конструкция будет закреплена в физкультурном зале, и подбор правильных цветов.
Авторские конспекты занятий и развлечений с использованием изготовленного мною нестандартного физкультурного оборудования успешно применяются на практике. Под моим руководством в каждой возрастной группе создан физкультурный уголок, где в доступном для детей месте находятся пособия для развития двигательной активности. Это и фабричное спортивное оборудование, и нестандартное, изготовленное педагогами и родителями (тоннели, столбики, гантели, разноцветные ориентиры, кольцебросы, флажки, снегоступы, поролоновые бревнышки, цветные дорожки, массажеры и т.д.).
Дорожка для коррекции стопы выкладывается рядом со спальней. И дети, просыпаясь, после дневного сна, проходят по ней один – два раза. Она состоит из нескольких ковриков: колких ковриков из синтетических материалов, которые сегодня модно класть перед входной дверью или в ванной комнате, ковриками с нашитыми рядами пуговиц и коврика с нашитыми рядами пластиковых крышек.
В нашем дошкольном учреждении есть отдельный спортивный зал, площадью 184, 9м2, спортивная площадка на улице, беговая дорожка.
Установленное в спортивном зале красочное многофункциональное оборудование, вызывает не только большой восторг у детей, но и позволяет расширить возможности для выполнения многообразных движений, упражнений. Внося элементы необычности посредством нестандартного оборудования, мы вызываем интерес дошкольников, желание поиграть с новыми для них атрибутами. Дети с большим удовольствием лазают, бегают, прыгают, выполняют всевозможные упражнения, играют в подвижные игры.
Крайне необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении. Оно служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а так же средством всестороннего развития дошкольника [ 1 ].
Мы считаем, что движение – основа здоровья, поэтому ставим перед собой следующие задачи:
- Создать развивающую среду, внедряя нестандартное оборудование;
- Помочь накопить опыт знаний для укрепления его физического и психического здоровья;
- Стимулировать к включению в процессе двигательной активности, побуждать его к самосознанию, создавать условия для внутренней активности личности;
- Направить совместную работу всего педагогического коллектива и родителей на развитие и закаливание организма;
- Сформировать навыки саморегуляции поведения дошкольника, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья, что позволит им быть физически, душевно и социально более благополучными при переходе от искусственно структурированной окружающей обстановки ДОУ к ситуациям повседневной жизни.
Как показала практика, одна только развивающая среда уже позволяет повысить двигательную активность, подтолкнуть дошкольника к движению, совершаемому по собственной воле, желанию, без принуждения.
Как известно, двигательная активность является естественной потребностью организма человека. Особое значение движения имеют в дошкольном возрасте. Созданию интереса к физическим упражнениям, обеспечению более дифференцированного подхода к подбору движений, повышению двигательной активности способствует использование нестандартного оборудования. Поэтому одной из первостепенных задач в работе по физическому развитию было такое оформление спортивного зала, чтобы придать ему яркий, необычный вид и сделать все возможное, чтобы он не напоминал казенное помещение со шведской стенкой, мячами и полками.
Дети дошкольного возраста очень любят нестандартное физкультурно-игровое оборудование. Одно дело выполнять упражнения для «поддержания здоровья», и совсем другое – помогать сказочным героям преодолевать препятствия, участвовать в сюжетной игре.
Нестандартное оборудование используется во всех видах детской деятельности – как в организованной (утренняя гимнастика, физкультурные занятия и т. д.), так и в самостоятельной (отдых, индивидуальные занятия и игры). Оно позволяют повысить двигательную активность ребенка, облегчить адаптацию, развить основные движения, поддержать положительные эмоции, разнообразить игровую деятельность, повысить уровень воспитательно-образовательного процесса, развивать каждого ребенка с учетом его интересов и желаний. Поэтому я постоянно работаю над обогащением развивающей среды — изготавливаю нестандартное физкультурное оборудование.
Разработанные в нашем детском саду пособия и нестандартное оборудование несложные и недорогие. Выполнение комплексов упражнений общеразвивающего воздействия с различными пособиями и предметами (пластиковые бутылки, султанчики, шишки, цветные ленточки и т.д.) оказывает огромное влияние на развитие разных групп мышц и укрепление мышечного тонуса, а также позволяет применять дифференцированный метод работы с детьми, имеющими различную патологию.
Не секрет, что в детском саду и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора и т.д.). Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.
К сожалению, в детских садах еще есть дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата: сутулость, вялая осанка, уплощенная стопа. В процессе роста организма по различным неблагоприятным причинам могут возникнуть деформации позвоночника, ног и стоп.
Как утверждал Гиппократ: «Стопа – это фундамент, на котором стоит здание – наше тело». К сожалению, у современных детей с «фундаментом» возникает все больше проблем. Стопу можно сравнивать с картой всего организма: нет таких мышц, желез, органов, которые не имели бы своего «представительства» на ней [5]. Современный ребенок не имеет возможности ходить по неровной поверхности, а значит, не раздражаются, не массируются многочисленные нервные окончания, расположенные на стопе. Именно поэтому на занятиях по физкультуре дошкольники обязательно должны ходить босиком по разным поверхностям. С этой целью мы внедрили в практику своей работы массажные и ребристые дорожки, палочки, следочки, шероховатые поверхности. Такое простое нестандартное оборудование способствует профилактике плоскостопия, укрепления мышц стопы.
Педагогический коллектив детского сада, понимает важность и нужность всех оздоровительных мероприятий, которые проводятся с детьми. В этом нам помогают и родители воспитанников. Они участвуют в изготовлении нестандартного оборудования, являются активными участниками спортивных мероприятий, проводимых в ДОУ.
Таким образом, целесообразный подбор и рациональное использование нестандартного оборудования и пособий способствуют развитию двигательной сферы дошкольников, формированию разнообразных двигательных умений и навыков, развитию физических качеств и творческих способностей, воспитанию нравственно-волевых качеств, повышению интереса к разным спортивным играм и физическим упражнениям. Эффективность работы с нестандартным оборудованием заключается в следующем:
- Дети приобщаются к постоянным занятиям физическими упражнениями, укрепляя здоровье
- Возрастает интерес детей к занятиям
- Дети быстрее осваивают сложные упражнения
- Увеличивается плотность занятия
- Занятия проходят на более эмоциональном уровне
- Нет дополнительных затрат на спортивный инвентарь
- Улучшается материально – техническая база.
Список использованной литературы:
- Берснева З.И. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ. – М. ТЦ: Сфера, 2004.
- Коренберг В.Б. Проблемы Физических и двигательных качеств. // Теория и практика физической культуры. – М., 1994.
- Нежина, Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста. — Дошкольное воспитание, № 4, 2004.
- Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М., 2006.
- Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. – М., 2003.
|