Редактор. ЗАКАЛИВАНИЕ РЕБЁНКА

ЗАКАЛИВАНИЕ РЕБЁНКА

по книге "Домоводство" Издательство "Учпедгиз" 1959 г. Авторы А.М. Данев, Т.А. Матвеенко

Некоторые матери жалуются, что дети часто простуживаются, болеют. Стоит ребёнку побыть несколько минут в прохладной комнате или выйти гулять без тёплого шарфика, у него начинается кашель, насморк, а иногда повышается температура. Действительно, ребёнку свойственна повышенная чувствительность к изменению условий, в частности к перемене температуры воздуха.
Приспособление организма к окружающей среде происходит | под влиянием центральной нервной системы. Она успешно осуществляется в том случае., если у детей будет выработана привычка к температурным колебаниям, если ребёнок будет закалён.


Организм ребёнка1, как и взрослого человека, устроен таким образом, что, несмотря на повышение или понижение температуры окружающего воздуха и выработку тепла в самом организме (после принятия пищи, усиленных движений и др.), температура его тела остаётся постоянной (около 37° С).
Что же происходит при этом_ в организме? Если ребёнка окружает жаркий воздух, организм начинает усиленно выделять тепло: сосуды расширяются, и кровь от внутренних органов устремляется к поверхности кожи, которая заметно краснеет. Кровь, проходя по расширенным сосудам, теряет больше тепла, усиливается выделение пота, который, испаряясь, охлаждает кожу. При учащённом дыхании нагретый в лёгких воздух выводится наружу. Если же ребёнок охлаждается, то сосуды сужи-ваются, кровь приливает к внутренним органам и тем самым предохраняет организм от охлаждения. Кожа становится бледной, отдача тепла в воздух сокращается. Начинается усиленное I образование тепла в мышцах, печени и других внутренних органах.
При многократных повторениях закаливающих процедур выработка в организме тепла и его расходование уравновешивают- ! ся и перегревания или переохлаждения не происходит.
Закаливание организма ребёнка надо начинать с самого раннего возраста.
Основными средствами закаливания детей являются естественные факторы природы: воздух, вода и солнце. Но применять эти средства надо умеючи.
Все процедуры по закаливанию надо осуществлять постепенно, чтобы безболезненно приучить детей к изменениям температуры в окружающей среде. Облегчая одежду ребёнка, родители вначале сменяют тёплое бельё, а затем и платье на более лёгкую комнатную одежду, а затем, убедившись, что это не принесло ребёнку вреда, начинают постепенно облегчать и верхнюю одежду для прогулок.
Важно также соблюдать постоянство. После того как одно из мероприятий по закаливанию начато, например обливание 50
водой, продолжать его надо ежедневно (при условии, если ребёнок остаётся здоровым), иначе привычка к этому виду закаливания может исчезнуть.
Для каждого ребёнка пригодны не все виды закаливания*
Предварительно необходимо посоветоваться с врачом, который, зная состояние ребёнка, учитывая его здоровье, возраст, особенности его организма и нервной системы, может дать необходимые рекомендации.
Как надо использовать воздух для закаливания детей? Прежде всего надо приучить детей к свежему прохладному воздуху в помещении. Пока ребёнок гуляет, следует освежить комнату. Чтобы воздух быстрее сменился, открывают форточку (или окно) и дверь в комнату.
Надо приучить детей оставаться в комнате при открытой форточке. Делать это следует постепенно. Сначала открывают форточку на 2-3 минуты, потом повторяют это несколько раз в день, а затем оставляют её открытой на более длительнее время, даже зимой (если комната нормально отапливается). При этом надо следить, чтобы температура воздуха не была ниже 16°, а ребёнок не оставался бы под струёй воздуха.
С наступлением тёплых дней необходимо открывать форточки чаще и на более длительное время.
Большое внимание следует уделять тому, чтобы дети были
правильно одеты.
Нормально, если ребёнок в помещении одет в трёхслойную одежду: нижняя рубашка и штанишки, лифчик, платье (для девочки) или костюм (для мальчика). Желательно, чтобы в комнате дети были с обнажёнными ногами (в носках) и лёгкой
обуви.
Во время прогулки зимой надо следить, чтобы детям было достаточно тепло. При недостаточной внимательности взрослых ребёнок в лёгкой одежде может замёрзнуть и простыть, а слишком закутанный он перегреется и тоже простудится. Одежда должна быть тёплой, лёгкой, но не затрудняющей или стесняющей движения детей. На голову ребёнка следует надеть лёгкий платочек и шапку, на ноги трикотажные рейтузы и валенки.
Самый простой способ закаливания, не требующий особых приготовлений,- это воздушные ванны. При воздушных ваннах подвергаются действию воздуха те участки кожи, которые обычно закрыты одеждой.
Воздушные ванны можно начинать делать детям на 2- 3 месяце их жизни при температуре воздуха в комнате не ниже +16° С. Маленького ребёнка мать раздевает и оставляет лежать 2-3 минуты без одежды на животике или спинке. В это время хорошо делать лёгкую гимнастику: потягивать его за ножки, сгибать в коленках, разводить ручки и скрещивать их на груди,. После этого ребёнка снова одевают и покрывают одеялом.
енно следует увеличить длительность ванн и довести их до 10-15 минут, наблюдая, не зябнет ли ребёнок. Такие ванны можно делать ежедневно.
Детям l'/г лет и старше хорошо после утреннего и дневного сна дать возможность побегать раздетыми по комнате.
С наступлением тёплых дней воздушные ванны проводятся на воздухе, причём одежда детей 1 '/г - 2-летнего возраста и старше постепенно облегчается, и, наконец, дети остаются в трусах, лёгкой обуви, а если почва позволяет, то и босыми. С наступлением жарких дней дети в этой одежде проводят целые дни и лишь в прохладную погоду и к вечеру надевают майку. Летом в тёплую погоду воздушные ванны для маленьких детей также проводятся на воздухе. Для проведения воздушных ванн можно использовать террасу или полутень около высоких кустарников. Обнажённого ребёнка кладут в кроватку или коляску. Такие воздушные ванны могут продолжаться до получаса при температуре воздуха не ниже 20°. При этом необходимо следить, чтобы ребёнку не было холодно.
В дождливые и холодные дни воздушные ванны можно делать в комнате.
Если ребёнок заболел или становится вялым, капризным, надо прекратить ванны до совета с врачом.
Прекрасным средством закаливания организма ребёнка является проведение дневного сна на открытом воздухе в течение всего года. Даже в ненастную, дождливую погоду или во время снегопада (если есть открытая терраса, балкон или простой навес на участке) детям полезно спать днём на воздухе.
Только большой мороз (-15-20° для детей до одного года, -20-25° для более старших), сильный дождь, резкий ветер, гроза могут быть уважительной причиной для того, чтобы не проводить сон детей на воздухе.
На открытом воздухе дети быстро засыпают, спят крепко, а проснувшись, чувствуют себя бодрыми, весёлыми.
В тёплое время года проведение сна на воздухе не представляет никаких трудностей. Характер одежды зависит от возраста детей: совсем маленьких завёртывают обычно так же, как для сна в помещении, и укладывают спать в коляске (если коляска плетёная), через её стенки хорошо происходит обмен воздуха, да и спать ребёнку в ней просторнее; более старшим детям удобно спать на раскладной кровати с лёгкой подстилкой, на маленькой подушке. Покрывать ребёнка надо в зависимости от погоды байковым, тканьёвым одеялом или простынёй.
В жаркую погоду детскую коляску или кроватку надо ставить в полутень, чтобы дети не перегревались и солнечный свет их не раздражал.
В холодное время года, особенно зимой, проведение сна на воздухе требует иной организации.
Прежде всего надо уделить большое внимание одежде ребёнка. Одевать на время сна надо таким образом, чтобы ему было достаточно тепло, но не жарко, иначе ребёнок может вспотеть и простудиться.-
Зимой на совсем маленького ребёнка надевают тёплое бельё, на голову - лёгкий платочек и шерстяную шапочку. Его завёртывают в холодную и тёплую пелёнку, а затем в шерстяное или ватное одеяло. Первое время в одеяло завёртывать следует так, чтобы один из его углов свешивался над лицом - это защитит от непосредственного действия холодного воздуха. Некоторое время спустя лицо ребёнка можно совсем не прикрывать.
Старшим детям перед сном можно надеть тёплые комбинации или свободные костюмы спортивного типа, на голову - лёгкую косыночку и мягкую шапку, лучше трикотажную, на ноги - тёплые чулки, а затем закутать в одеяло.
Удобнее спать на воздухе в специальных спальных мешках. Мешок делается из ваты, простёганной на марле, сверху он покрывается чехлом из сатина или другого плотного материала. Спинка книзу делается длинной и накладывается на ноги и живот ребёнку; затем запахиваются боковые полы мешка и застёгиваются на пуговицах или завязываются тесёмками.
Вместо шапочки можно сшить ребёнку шлем на тонком слое ваты. Он будет облегать голову ребёнка и закрывать лоб, особенно чувствительный к холоду. Чтобы у шеи между спальным мешком и шлемом не проникал морозный воздух, к шлему пришивается пелеринка, подбитая также ватой, она закроет плечи ребёнка.
Перед тем как вынести ребёнка на воздух в морозный день, необходимо намазать ему лицо жёлтым вазелином. Это оберегает от обмораживания.
Оставлять одного маленького ребёнка на воздухе, даже спящим, нельзя, требуется постоянное наблюдение за его самочувствием.
Большое значение для закаливания имеют водные процедуры.
Влажные обтирания можно делать детям, начиная с 7-8-месячного возраста.
Обтирание надо делать водой температурой 32-33° с помощью мохнатой рукавички. Постепенно снижая температуру воды, можно довести её до 26°.
Обтирание делают по частям: грудь, живот, спину, руки, ноги. Смачивая водой какую-либо часть тела, быстро её вытирают сухим полотенцем до лёгкого покраснения.
Причём у маленьких детей обтёртую сухим полотенцем часть тела надо прикрыть одеялом, а затем начинать обтирание другой части тела.
Дети до 11/2 лет во время обтирания лежат, а к двум годам могут стоять.
Дети пяти лет и старше после влажного обтирания сами сухо вытираются мохнатым полотенцем.
Детям с трёхлетнего возраста вместо влажного обтирания можно делать обливание водой или душ. Начиная с 32-33° температуры воды, надо постепенно снижать зимой до 26°, а летом до 18°.
Всю подготовку к водным процедурам и уборку после них дети старше шестилетнего возраста могут провести самостоятельно. Пвсле душа маленьких детей хорошо обтереть до покраснения кожи, а старшие дети (после 5 лет) могут вытереться сами.
Купание в естественных условиях в реке, озере очень полезно для здоровья и пользуется у детей большим успехом. Детям до 2 лет купание в реке не рекомендуется.
Прежде чем начать ребёнка купать, надо выбрать подходящее для этого место, проверить, достаточно ли мелко, не вязкое ли дно, нет ли острых камней.
Перед купанием следует проверить, не разгорячён ли ребёнок. В таком случае надо дать ему остыть, усадив раздетым на берегу. Если ребёнок вспотел, надо обтереть его полотенцем.
Во время купания взрослые должны находиться в воде вблизи от ребёнка.
Если дети первое время боятся входить в воду, надо постепенно приучить их к новой среде. Сидя на берегу и играя с моющимися игрушками, ребёнок видит, как плавают взрослые, как весело купаются дети, и у него самого появится желание подражать им. При купании никогда не следует применять насилия, это вызовет у ребёнка страх и водобоязнь, которые могут надолго остаться в памяти.
Начинать купание маленьких детей следует при температуре воздуха 24-25° и воды 20-22°,
Вначале продолжительность купания около 5 минут, а когда дети привыкнут, можно разрешить им оставаться в воде до 10 минут. Купаясь, детям надо больше двигаться, тогда они не озябнут.
Если дети во время купания начнут бледнеть, у них появится гусиная кожа, надо немедленно вывести их на берег и хорошо растереть полотенцем.
После купания детям следует немного посидеть в полутени, отдохнуть. Купаться больше двух раз в день разрешать не следует.
Начиная с пятилетнего возраста детей можно учить плавать. Держась за дно у самого берега, ребёнок может делать плавательные движения ногами или стоя грести руками, окунаться с головой.
Родители должны считать себя обязанными научить детей плавать: это очень полезно для здоровья детей и важно для охраны их жизни,
Солнечные ванны. Умение пользоваться солнечными лучами оказывает большое влияние на здоровье детей: усиливается обмен веществ, дети становятся спокойнее, лучше спят, повышается способность к сопротивлению заразным болезням.
При воздействии ультрафиолетовых лучей под кожей ребёнка образуется антирахитический витамин D, имеющий большое значение для нормального роста и развития детей.
Но солнцем надо пользоваться осторожно, предварительно посоветовавшись с врачом. Если дети после солнечных ванн становятся вялыми или, наоборот, возбуждаются, раздражаются, надо прекратить их и снова спросить совета врача. Детям до одного года делать солнечные ванны не рекомендуется.
Ребёнок принимает солнечные ванны, лёжа ногами к солнцу на раскладной кровати, фанере или подстилке. Голову надо закрыть светлым платком, панамкой или маленьким зонтиком.
Более благоприятное время для проведения солнечных ванн в средней климатической полосе - 11-12 часов дня.
Продолжительность первых солнечных ванн для детей от одного года до 3 лет не более 2 минут, после 3 лет - 4 минуты. Постепенно можно увеличить продолжительность ванн, доведя их для детей от одного до 4 лет до 10-15 минут, а для более старших детей до 30 минут, прибавляя через каждые 2 дня по
1 минуте.
Во время солнечных ванн ребёнку следует поворачиваться с живота на спину, на бок, таким образом, чтобы он был облу-
чён солнцем со всех сторон. В жаркую и безветренную погоду (температура воздуха свыше 30°) солнечную ванну проводить не следует: дети могут перегреться. После солнечной ванны надо сделать детям обливание. Воду для обливания можно согреть в тазу на солнце, а затем добавить тёплой воды, чтобы температура её была для детей до 4 лет в первое время 30°, а затем постепенно снизить её до 26°, а для более старших - до 24°, После обливания надо детям спокойно посидеть в тени.
Правильно организованное систематическое закаливание приучит хрупкий, растущий организм ребёнка без вреда для здоровья переносить перемены температуры в окружающей среде, повысит устойчивость организма к простудным заболеваниям,

Просмотров: 434
Категория: По направлениям » Для детского сада » Физическая культура для детей




Другие новости по теме:

  • Светлана Садреева. Как не надо кормить ребёнка
  • Ворончихина Ольга Геннадьевна. ПРОЕКТ «ЧТОБЫ РАДОСТЬ ЛЮДЯМ ДАРИТЬ, НАДО ДОБРЫМ И ВЕЖЛИВЫМ БЫТЬ»
  • Корнеева Ольга. Стихи по безопасности для детей 'Осторожным надо быть!'
  • Молодых Оксана Владимировна. «Можно» и «Нельзя» или Дисциплина для дошкольников: за и против
  • Редактор. Шаг навстречу книге или как приобщить ребёнка к чтению (Рыбкина Елена Анатольевна)
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Чернышова Нина Ивановна. «Зашифруй своё имя!» Или как научить ребёнка разгадывать ребусы
  • Кобзева Марина Александровна. Советы для родителей «Делать или не делать?»
  • Екатерина Геннадьевна Иванова. Инклюзия «не заплывай за буйки» или как границы помогают в развитие ребёнка
  • Главный Редактор. Надо ли учить детей читать до школы
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Авдюничева Елена Геннадьевна. Презентация Все люди как люди, а Я – королева … или поговорим о самооценке ребёнка
  • Поморцева Ольга Александровна. Презентация «Как воспитать ребёнка успешным? Можно ли обойтись без наказания?»
  • Соляник Александра Александровна. Конспект НОД по экологии для старшего дошкольного возраста на тему: «Животные, которых не надо бояться»
  • Бескоровайная Галина Ивановна. «Памятка для родителей о соблюдении правил безопасности, если ребёнок один дома»
  • Юникова Елена Александровна. Консультация для родителей «Если ребёнок мечтает о домашнем питомце»
  • Бевз Майя Антоновна. Ребёнок и компьютер. Вред или польза.
  • Главный Редактор. Суп из топора... или, если в доме шаром покати
  • Галиуллин Сергей. Как развивать мягкие навыки в дошкольном возрасте? И надо ли?
  • Редактор. Стихи на день учителя - Не надо забывать учителей
  • Чурилова Елена Александровна. «Можно ли активизировать развитие ребёнка с помощью игр с камушками Марблс?»
  • Приказчикова Наталия Валентиновна. Проект в рамках экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста «Чтобы ёлку не рубить, ёлку можно смастерить».
  • Ларионова Ирина Александровна. «А надо ли соблюдать режим?».
  • Плотникова Антонина Анатольевна. «НАДО ЛИ УЧИТЬ ДОШКОЛЬНИКА?»
  • Минчакова Наталья Николаевна. Комплексное занятие по ФКЦМ в подготовительной к школе группе в рамках Круглого стола для учителей начальных классов «Если очень захотеть, можно в космос полететь»
  • Редактор. Сказка о Веселом Язычке или Почему некоторые дети не произносят некоторые звуки?
  • Елпашева Татьяна Николаевна. Семинар-практикум для родителей (законных представителей) детей раннего дошкольного возраста (1, 6-3 лет) «Использование кинетического песка в период адаптации ребёнка»
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Махонина Светлана Сергеевна. Почему надо умываться



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь