Назначение: данный конспект может быть использован на занятии «Родная природа» педагогами дошкольных учреждений, для детей подготовительных, старших групп, при проведении викторин, а также эта информация будет интересна, полезна учащимся начальных классов на уроках «Окружающий мир».
Виды деятельности: познавательно-информационная, игровая, литературно-художественная, творческая.
Цель: вызвать у детей интерес к окружающим объектам живой природы. Раскрыть понятие: «Природа – великий учитель».
Скачать конспект
Задачи:
Образовательные: сформировать понятие, что человек обязан сохранять и оберегать животных. Дать представление о том, что животных нельзя делить на «полезных» и «вредных». Раскрыть значение этих животных в природе и в жизни человека на примерах народных примет.
Развивающие: развивать познавательные способности и интересы, расширять кругозор и наблюдательность, память и речь детей.
Воспитательные: учить детей проявлять гуманные, добрые чувства к этим животным и не при каких обстоятельствах не проявлять жестокость по отношению к ним, следовать одной из заповедей – о воспитании бережного отношения к природе и братьям нашим меньшим, вызывать у детей стремление (по возможности) оказывать помощь таким животным.
Оборудование: ноутбук, аудиозапись голоса лягушки, видеозапись «Эти удивительные животные», в «Мире животных», иллюстрации с изображением разных видов лягушек, литературные произведения, пластилин, стеки, салфетки.
Предварительная работа: чтение художественных произведений «Серая звёздочка» (Б. Заходер), «Кораблик», «Под грибом» (В. Сутеев), «Квакша» (К. П. Паустовский); разучивание стихотворения «Две лягушки»; отгадывание загадок; просмотр мультфильмов: «Царевна-лягушка», «Лягушка-путешественница», «Три лягушонка»; поделка «Лягушка» в технике оригами; игры: «Лягушки на зарядке», «Лягушки и цапли».
Ход занятия:
Воспитатель: (показ видеозаписи в «Мире животных»).
Ребята, природа на нашей планете удивительна и разнообразна. Планета Земля – это большой дом и живут в нём не только люди, птицы, насекомые, растения, но и самые различные животные: большие и маленькие, сильные и слабые. Но есть и такие, при встречи с которыми, человек испытывает к ним отвращение, брезгливость и даже страх. Эти животные неприятны на вид и на первый взгляд кажутся некрасивыми. Уничтожать их не стоит. Ребята, мы рождены природой, а всё в природе взаимосвязано между собой, поэтому человек никогда не утеряет эту связь. Никого нет лишнего, все необходимы природе, каждый выполняет в ней свою роль и если их станет меньше по вине человека, то природа обеднеет, (разорвётся связь), другие животные останутся без пищи.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня совершим познавательное путешествие в мир тех животных, которых не любят, зачастую боятся их. Вы узнаете много интересного о жизни животных, какую пользу получает от них природа, человек.
(Звучит аудиозапись голоса лягушки)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чей это голос? (Ответы детей).
Верно, это поёт лягушка. Лягушки бывают разные, это удивительные создания, кроме обычных известных нам зелёных лягушек есть разноцветные. Вы сейчас в этом сами убедитесь, посмотрев видеозапись.
Обитает лягушка в воде и связывают её с дождём, раньше люди думали, что лягушки падают с неба вместе с росой. Среди народа лягушка очень популярна. Существует много поверий, примет, легенд, связанных с этими животными и дошедшие до наших дней из глубины веков. Люди, наблюдая за лягушками и их повадками, делали из увиденного выводы и связывали это с жизнью природы. Так появились приметы. Послушайте, некоторые из них.
- Лягушки в болоте и речке сильно кричат – к дождю.
- На солнце греется – к холоду.
- Если увидите лягушку у себя дома, то означает хорошую новость и денежную прибыль.
- Лягушка приходит в дом только к добрым, отзывчивым людям.
- Если вы увидите прыгающую по траве лягушку, это предвещает хороший урожай.
Существует поверье, будто бы лягушки имеют связь с Луной, могут превращаться в других существ и в них же превращают за различные провинности – например, за обман.
Ребята, какую вы знаете сказку, в которой лягушка превращается в царевну?
Правильно – это русская народная сказка «Царевна-лягушка».
Воспитатель: Ребята, представьте, что вы превратились в лягушек и живёте вот здесь (проводится подвижная игра «Лягушки и цапли»), с помощью обычной верёвки, выкладывают круг – это пруд. Большая часть детей – лягушки, запрыгивают в пруд, остальные дети – цапли. Лягушки поют песенку:
Это пруд, а в нём лягушки, развесёлые подружки.
- Сколько их? Хоть пруд пруди. Вместе прыгать выходи.
(На слова «Вместе прыгать выходи», лягушки покидают пруд, выпрыгивая на берег: резвятся, прыгают, загорают на солнышке. По сигналу: «Цапли!», лягушки прыгают в пруд, затаились, присев на корточки. Цапли «важно» обходят пруд, пытаясь схватить лягушек-зевак (добычу). Кто из лягушек не успел присесть, выбывают из игры. Далее дети меняются ролями и игра продолжается.
Воспитатель: Но не все лягушки живут в воде, живут и на суше. Именно от места жительства зависит их окраска. Есть такие, которые обитают на деревьях – это древесная лягушка Квакша (видеозапись).
Голос у Квакши совсем как у птицы: «Крак-крак», так поют они перед дождём, своим пением предупреждают о надвигающемся дожде, а чтобы её не заметили, она меняет свою окраску, может быть от зелёной до серой. Цвет её кожи бывает разный: серый, голубой, даже шоколадный. Но квакши не любят дождь в отличии от других лягушек, крупные капли, которые бьют по её маленькому тельцу причиняют боль. Квакши всё лето держатся на деревьях, особенно любят апельсиновые, мандариновые, лимонные деревья.
Воспитатель: Ребята, в природе есть лягушки, которых люди называют чистюлями (показ видеозаписи).
Это прозвище они получили потому, что поедая в воде различные водоросли, личинки комаров, вода становится от этого чистая. Эта лягушка называется жерлянка. Всё теплое время года проводит в водоёме, а в октябре-ноябре уходит на зимовку. Зимует на суше, занимает норы грызунов, песчаные ямки по берегам водоёмов. Жерлянка занесена в Красную книгу.
Воспитатель: Ребята, а кто это? (видеозапись). Ответы детей.
Кто такая жаба? И что это за животные? Настоящие жабы – это не лягушки, не квакши и не жерлянки, так схожие с жабами внешностью. Кожа жаб покрыта бородавками. Многие думают, если потрогать жабу, то на руках появятся бородавки. Но это не так. Часто жаб называют противными, гадкими, вредными. Спасаясь от врагов, жабы через кожу выделяют сильно пахучую жидкость. Эта жидкость единственная её защита от врагов. Ведь у жаб нет клыков, зубов, быстрых ног.
Воспитатель: Лягушки много времени проводят в воде, закалённые, ловко прыгают, словно занимаются зарядкой. Давайте и мы сделаем зарядку, называется она «Физкульт – привет».
На болоте две подружки,
Две зелёные лягушки
Утром рано умывались, (имитировать умывание)
Полотенцем растирались (имитировать растирание спины полотенцем)
Ножками топали, ручками хлопали.
Вправо-влево наклонялись
И обратно возвращались. (имитировать движения указанные в тексте)
Вот здоровья в чём секрет:
Всем друзьям – физкульт-привет! (резко поднять руки вверх)
Воспитатель: Как вы думаете, чем питаются лягушки, жабы? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, любимое лакомство для них – это червяки, насекомые,
жучки, улитки, пауки, стрекозы. Жерлянка, охотясь за насекомыми, не выбрасывает язык вперёд, как это делают другие лягушки, а прыгает на добычу, широко раскрывая при этом рот. А если вдруг появится хищник, жерлянка переворачивается на спину, показывая оранжевое брюшко. Этот цвет – сигнал о том, что она ядовита и лучше находиться от неё подальше. У жабы клейкий язык и он помогает ловить ей насекомых. И охотится жаба всю ночь.
Воспитатель: Несмотря на то, что кому- то они не нравятся, неприятны на вид, страдать от человека они не должны. Зато какая от них польза! Эти животные надёжные помощники природе и человеку. Недаром их называют друзьями садов и огородов (уничтожают слизней, улиток, тлю), предсказывают погоду. А в давние времена, когда не было холодильников, чтобы не закисало молоко, люди опускали на дно кувшина с молоком, лягушек. Большую помощь лягушки оказывают врачам, учёным, помогают в научных, медицинских исследованиях.
Воспитатель: Природа является источником знаний, ярких впечатлений. Человек познаёт природу и учится у неё. Ребята, вы познакомились с интересными фактами из жизни животных, кто-то из вас их впервые увидел.
Мы переходим к творческой части нашего занятия. Вылепим лягушек из пластилина и поселим их в пруд.
Итог занятия:
Выставка детских работ. Рассматривание поделок своих сверстников, дети обмениваются впечатлениями.
|