Психолого-педагогические возможности инструктора по физической культуре значительно расширяются, когда основой физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста становится сказка. По словам И.Б. Гриншпуна под сказкой целесообразно понимать некую историю, содержащую невозможные или неправдоподобные с точки зрения слушателя (читателя) события или явления, причем такие, к которым неприменимы попытки рационального объяснения с помощью науки или житейского здравого смысла. То есть, основу сказки должна составить некая нереальность происходящих в ней событий. Используя сказку можно целенаправленно и систематично воздействовать на духовную, физическую и психическую сферы ребёнка, включая их коррекцию.
Таким образом, сказкотерапию можно использовать как метод, использующий форму сказки для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
И.В. Вачков (2013 г.) предлагает расширить понятие сказкотерапии до нового направления — интегрированной сказкотерапии, в которой могут применяться самые разнообразные методы психологического использования сказок, включая разные подходы на основе использования метафорического ресурса. Метафора является важнейшим инструментом сказкотерапии как отдельного научно — практического направления и, по мнению И.В Вачкова (2), оказыват действенную помощь расширении детскоко самосознания, углублении представлений о психическом мире человека и активизации внутренних ресурсов. Занимаясь физическим развитием детей дошкольного возраста, мы также исмользуем на занятиях такую форму сказки, как физкультурная сказка. Именно в этом виде сказки (физкультурная сказка, психосамотическая сказка, тесесноориентированная сказка) и таится переспектива интегрированного воздействия на ребёнка с целью гармонизации его психофизического статуса.
Физкультурные сказки можно использовать для решения следующих педагогических задач:
- Организация детей на занятии.
- Создание позитивного эмоционального фона.
- Повышение мативации к двигательно-игровой деятельности.
- Коррекция двигательных нарушений.
- Коррекция нарушения психического развития.
- Комплексное воздействие на развитие личности ребёнка.
- Эффективная социолизация детей в окружающем жизненном пространстве.
Можно также говорить о физкультурных сказках как комплексном решении коррекционных задач не только физического, но и психического развития. Психосоматическое развитие детей дошкольного возраста наиболее корректно, когда ведущая роль отводится двигательно-игровой активности.
Ведущей задачей педагога на сегодня является моделирование и воспроизведение такой двигательно-игровой ситуации, основанной на архетипическом образе (историческом — передаваемом из поколения в поколение), которая позволит максимально полно использовать огромный энергоресурс подсознательного для активизации двигательно-игровой активности конкретного ребёнка и, в частности, для достижения коррекционного эффекта, касающегося преодоления имеющихся у него двигательных нарушений.
В раннем детстве мыслительные и волевые функции у ребёна ещё не дифференцированы и пребывают в бессознательном (предсознательном) состоянии. (3) В связи с этим построение физического тренинга на основе обращения к сознанию маленького ребёнканевозможно или усложнено, в то время как воздействие на бессознательное может быть достаточно эффективным.
Итак, процесс физического воспитания детей рекомендуется строить (1) на основе следующей причинно-следственной цепочки:
Архетип- архетипический образ (символ) — игровой сюжет (драматизация) — мотив — волевой акт — энергетический стимул — моторный акт — позитивное эмоциональное состояние, закрепляющее достигнутый эффект, который стимулирует создание новых образов уже индивидуального бессознательного.
Как видим, театрализация физического воспитания детей (включая детей с ОВЗ) создает великолепные возможности для использования огромного потенциала бессознательного через высвобождение нервно-психической энергии посредством задействования соответствующих архетипических образов.
Список литературы
- Ефименко Н.Н Театрализация физического воспитания дошкольников (драматизация как расширение игрового метода физического развития детей): Учебно-методическое пособие / Н.Н. Ефименко. — Винница: ТОВ " Нилан — ЛТД", 2016. — 168с..
- Вачков И.В. Введение в сказкотерапию: Сказкотерапия (теория и практика) — М.: Генезис, 2011. — 288с.
- Юнг К.Г. Архетипы коллективного бессознательного: / пер. А.А. Спектор // Психология бессознательного: пер. с нем. — М., 2003. — С. 95- 118.
|