Департамент образования г. Москвы Восточное Окружное Управление Образования ГОУ Детский сад № 1205
Цель: Обогащение словаря по теме: «Человеческое тело».
Задачи:
- Обучать образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных и сложные слова путем слияния основ, подбирать глаголы к существительным и антонимы, согласовывать прилагательные с существительными и существительные с числительными, составлять связный рассказ по опорному картинному плану.
- Развивать общую и мелкую моторику, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве и в своем теле, цветовосприятие у детей с нарушениями зрения, память, внимание, мышление.
- Воспитывать гигиенические навыки, доброжелательное отношение к окружающим.
Словарь: Предметный: Взрослый-ребенок, руки-ручки, ноги-ножки, голова-головка, глаза-глазки, нос-носик, рот-ротик, уши-ушки и пр.; борода.
Глагольный: Стоять, бегать, прыгать, топать и пр.; брать, держать, хватать, кидать, рисовать, лепить и пр.; смотреть, видеть, моргать и пр.; слушать, прислушиваться и пр.; говорить, есть, жевать и пр.; дышать, нюхать принюхиваться и пр.
Качественный: Веселое — грустное, доброе — злое, длинный — короткий, кудрявые — прямые, толстое – худое; черноглазый, голубоглазая, сероглазый, зеленоглазый.
Оборудование: Магнитофон, песня «Точка, точка, запятая…», магнитная доска, мяч, картинки с изображением Буратино, Пьеро, Мальвины, Карабаса Барабаса, серых, зеленых, черных,
голубых глаз, картинки-символы для составления рассказа по плану, бумага, фломастер, магниты, воздушные шарики, кукла.
Ход занятия
1. Приветствие.
Логопед: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями и друг с другом
(Выполнение движений по тексту стихотворения)
Доброе утро! Птицы запели! Добрые люди, вставайте с постелей! Вся темнота расползлась по углам, Солнце встает и идет по домам! Доброе утро и солнцу, и птицам, Доброе утро улыбчивым лицам! Давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям.
2. Сообщение темы занятия.
Логопед: У меня для вас сюрприз! Сейчас мы послушаем веселую песенку.
(Под музыку «Точка, точка, запятая…» логопед рисует смешного человечка
на листе бумаги. Дети сидят на стульях вокруг стола, рассматривают рисунок и отвечают на вопросы логопеда.)
Логопед: Кто это, ребята?
Дети: Веселый человечек.
Логопед: На кого он похож?
Дети: Он похож на нас.
Логопед: Чем он похож на нас?
Дети: У него есть голова, руки, ноги, туловище (называют другие части тела)
Логопед: Сколько у тебя голов?
Дети: У меня одна голова.
Логопед: Сколько у тебя рук? А ног?
Дети: У меня две руки и две ноги.
Логопед: Что короче — руки или ноги?
Дети: Руки короче.
Логопед: Где пальцы длиннее — на руках или на ногах?
Дети: На руках пальцы длиннее, чем на ногах.
Логопед: Как называется самый толстый палец?
Дети: Самый толстый палец — большой.
Логопед: Что у человека растет всю жизнь?
Дети: Волосы и ногти.
Логопед: «Если б не было его, не сказал бы ничего». Что это?
Дети: Это язык.
Логопед: Сегодня мы будем говорить о человеке, о частях человеческого тела
3. Упражнение «Большой — маленький».
(Логопед ставит в центре стола куклу, задавая вопрос, передает ее одному из детей, при ответе на вопрос, ребенок возвращает куклу логопеду.)
Логопед: Человек может быть большим, как я, тогда мы называем его
«взрослый».
Человек может быть маленьким, как вы, тогда мы называем его …
Дети: Ребенок.
Логопед: У взрослого человека все части тела большие, а у ребенка…
Дети: Маленькие.
Логопед: У меня большая голова, а у тебя?
Дети: У меня маленькая головка.
Логопед: У меня большие руки, а у тебя?
Дети: У меня маленькие ручки.
Логопед: У меня большие ноги, а у тебя?
Дети: У меня маленькие ножки.
Логопед: У меня большие уши, а у тебя?
Дети: У меня маленькие ушки.
Логопед: У меня большие глаза, а у тебя?
Дети: У меня маленькие глазки.
Логопед: У меня большой нос, а у тебя?
Дети: У меня маленький носик.
Логопед: У меня большой рот, а у тебя?
Дети: У меня маленький ротик.
4. Упражнение «Что умеют делать части нашего тела?».
(Логопед и дети становятся в круг. Выполняются движения по тексту
стихотворения)
Что такое наше тело? Что оно умеет делать?
Улыбаться и смеяться, прыгать, даже баловаться.
Наши ушки звуки слышат, воздухом наш носик дышит,
Глазки могут увидать, ротик может рассказать.
Ножки могут быстро бегать, ручки все умеют делать,
Пальчики хватают цепко и сжимают крепко- крепко.
(Задавая вопрос, логопед бросает мяч одному из детей, отвечая на вопрос, ребенок возвращает мяч логопеду)
Логопед: Каждая часть нашего тела очень нужная, просто необходимая.
Каждая часть выполняет свою работу, делает свое дело.
Что умеют делать наши ноги?
Дети: Ноги умеют стоять, бегать, прыгать, топать (называют другие слова-
действия)
Логопед: Что умеют делать наши руки?
Дети: Руки умеют брать, держать, кидать, хватать, рисовать, лепить
называют другие слова-действия)
Логопед: Что умеют делать наши глаза?
Дети: Глаза умеют смотреть, моргать, видеть (называют другие слова-
действия)
Логопед: Что умеют делать наши уши?
Дети: Уши умеют слушать, прислушиваться.
Логопед: Что умеет делать наш рот?
Дети: Рот умеет говорить, есть, жевать (называют другие слова-действия) Логопед: Что умеет делать наш нос?
Дети: Нос умеет дышать, нюхать, принюхиваться (называют другие слова-
действия)
Логопед: Все части тела нам нужны, все части тела для нас важны.
5. Упражнение «Скажи наоборот».
(Дети садятся на стулья, расставленные перед доской)
Логопед: Ребята, сегодня я вам принесла картинки, на которых нарисованы
герои одной сказки. (Выставляются изображения Карабаса Барабаса,
Буратино, Мальвины, Пьеро) Как называется эта сказка?
Дети: «Золотой ключик»
Логопед: Давайте их внимательно рассмотрим.
У Буратино лицо веселое, а у Пьро…
Дети: У Пьеро лицо грустное.
Логопед: У Мальвины лицо доброе, а у Карабаса Барабаса…
Дети: У Карабаса Барабаса лицо злое.
Логопед: У Карабаса Барабаса тело толстое, а у Буратино…
Дети: У Буратино тело худое.
Логопед: У Пьро нос короткий, а у Буратино…
Дети: У Буратино нос длинный.
Логопед: У Пьеро волосы прямые, а у Мальвины…
Дети: У Мальвины волосы кудрявые.
6. Упражнение «Скажи одним словом».
Логопед: Ребята, давайте внимательно рассмотрим глаза наших сказочных
героев. (Логопед выставляет карточки с изображением зеленых,
черных, голубых, серых глаз около каждого из персонажей)
У Мальвины глаза голубые, поэтому ее называют…
Дети: Голубоглазая.
Логопед: У Пьеро глаза серые, поэтому его называют…
Дети: Сероглазый.
Логопед: У Буратино глаза зеленые, поэтому его называют…
Дети: Зеленоглазый.
Логопед: У Карабаса Барабаса глаза черные, поэтому его называют…
Дети: Черноглазый.
7. Динамическая пауза.
Логопед: А сейчас мы немного отдохнем, а наши сказочные герои посмотрят
на нашу веселую игру.
Раз, два, три, слушай и смотри.
Три, два, раз, мы начнем сейчас.
Станьте на край ковра так, чтобы зеркало было перед вами, а окно
за вами.
(Дети становятся перед зеркалом)
Мы будем сочинять стихи и выполнять мои команды.
(Дети договаривают последнее слово строки и выполняют движения по тексту)
Ва-ва-ва — на плечах есть…голова.
Ой-ой-ой — пригладим волосы левой…рукой.
Цо-цо-цо — правой рукой умоем… лицо.
Ки-ки-ки — у человека две… руки.
Ой-ой-ой — помоем левое ухо правой…рукой.
Оги-оги-оги — побежали наши…ноги.
Ой-ой-ой — помоем правую коленку левой…рукой.
Посмотрите в зеркало, полюбуйтесь на себя.
Мы такие чистые и красивые!
8. Упражнение «Расскажи-ка».
(Дети садятся на стулья перед доской)
Логопед: Я вам приготовила «картинки-помогалки». Они помогут нам с
вами придумать рассказы о внешности героев сказки.
(Выставляются картинки-символы для составления рассказа по плану.
Логопед объясняет значение каждого символа. Сообща составляется
описание портрета Мальвины)
Логопед и дети: Это Мальвина. У нее веселое, доброе лицо. Мальвина
голубоглазая, у нее маленькие ушки, маленький носик,
длинные голубые волосы.
(Аналогично составляются описания других героев)
Логопед и дети: Это Буратино. У него веселое и доброе лицо. Буратино
зеленоглазый, у него маленькие ушки, длинный нос,
короткие рыжие волосы.
Это Пьеро. У него грустное лицо. Пьеро сероглазый, у него
маленькие ушки, маленький носик, короткие темные волосы
Это Карабас Барабас. У него злое лицо, он черноглазый, у
него большие уши, большой нос, короткие темные волосы
и длинная борода.
Логопед: Давайте на минутку превратимся в Буратино.
(Дети встают и выполняют движения по тексту стихотворения)
Буратино потянулся, раз нагнулся, два прогнулся,
Руки в стороны развел: видно ключик не нашел.
Чтобы ключик отыскать, нужно на носочки встать,
А потом бегом, бегом мы за ключиком пойдем.
(Дети садятся на стулья)
Логопед: А теперь первая картинка станет последней, кто-то из вас, не
называя имени героя, расскажет, как он выглядит, а остальные
угадают, кто это такой.
(Дети самостоятельно описывают героев, начиная со второй
картинки-символа, другие угадывают, о ком идет речь.)
9. Подведение итогов. Оценка работы детей.
Логопед: Ребята, наше занятие подходит к концу. О чем мы сегодня
говорили, чем занимались?
Дети: Мы говорили о частях человеческого тела, о том, что они умеют
делать, рассматривали сказочных героев, говорили о цвете их глаз,
придумывали рассказы о них.
Логопед: Поиграли мы чудесно!
И сейчас я вам скажу:
Занимались вы усердно,
Всех ребяток я хвалю!
Говорили вы красиво,
Поздравляю с этим вас.
И вели себя прилично,
Очень рада я за вас!
(Логопед хвалит особо отличившихся детей и дарит каждому ребенку воздушный шарик с нарисованной смешной рожицей)
Логопед: Ребята, внимательно рассмотрите, какого цвета глаза у
ваших родителей, братьев и сестер, друзей, подумайте, как одним
словом можно сказать о цвете глаз человека?
Давайте попрощаемся с нашими гостями.
Дети: До свидания!
(Звучит музыка «Точка, точка, запятая…»
Дети играют с воздушными шариками).
ВА — на плечах есть…
ОЙ – пригладим волосы лев. …
ЦО – Прав. рукой умоем…
КИ – У человека…
ОЙ — Помоем лев. ухо прав…
ОГИ – Побежали…
ОЙ – Помоем прав. коленку…
Посмотрите в зеркало.
Мы такие чистые и красивые
Буратано потянулся, Раз нагнулся, два прогнулся, Руки в стороны развел, Видно ключик не нашел. Чтобы ключик отыскать, Нужно на носочки встать, А потом бегом, бегом, Мы за ключиком пойдем.
Поиграли мы чудесно и сейчас я вам скажу: Занимались вы усердно — всех ребяток я хвалю. Говорили вы красиво, поздравляю с этим вас И вели себя прилично, очень рада я за вас.
|