Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению родители очень заняты и процесс развития речи детей пускают на самотек. Дети много сидят за компьютерами, у телевизоров, редко слушают рассказы, сказки взрослых. Вот и получается, что речь детей очень плохо развита, и когда подходит момент поступать в школу возникает много проблем.
Поэтому с ребенком с самого раннего возраста нужно, читать разные сказки, учить стихи, потешки, играть с малышами в пальчиковые игры, расширять кругозор детей, обогащать и развивать речь через загадки. Загадки нужны для формирования творчества.
Мы любим играть с детьми в такие игры, как:
- Сюжетно-ролевые игры: "Семья", "Больница"
- Дидактические игры: "Найди лишнее", "найди пару"
- Подвижные игры: "Огуречик", "Бабка- Ежка"
- Малоподвижные игры: "У оленя дом большой", "Коза-дереза".
Любая игра решает определенную задачу направленную на понимание, накопление, и расширение знания детей, а также развивает речь детей.
Даже выполняя с детьми пальчиками различные упражнения, этим ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает к рисованию, к письму. Детям очень нравится играть в такие игры, поэтому выполнение упражнений, часто сопровождается веселым смехом. В своей работе люблю проводить разные пальчиковые игры: "Грибок", "Замок", "Домик", "Семья".
Вот одна из них:
Этот пальчик дедушка. Этот пальчик бабушка. Этот пальчик папочка. Этот пальчик мамочка.
Этот пальчик я, Вот и дружная семья!
А также главной мышцей органов речи является — ЯЗЫК. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять целенаправленные движения, т.е. звукопроизношения. Недостаточно звукопроизношения отягощают эмоциональное и психическое состояние ребенка. Мешает ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы этой проблемы не было, для языка как и для всякой другой мышцы нужна гимнастика- артикуляционная.
В своей работе артикуляционную гимнастику, я провожу индивидуально с ребенком и перед зеркалом. Ребенок должен видеть, как язык работает. Такую гимнастику я провожу 2-3 раза в день по 3-4 упражнения.
Вот один из методов проведения моей работы в группе:
Упражнение: — Язычком дотянуться до носа, до подбородка, до правой щеки, до левой щеки., "ниточка" (язычком протыкать щечку),"лошадка".
Чистоговорка: — ва- ва-ва в лесу выросла трава,
Скороговорка: У маленькой мышки большие штаники, большие штанишки у маленькой мышки.
Артикуляционная и пальчиковая гимнастика находятся в прямой зависимости развития речи детей. Ребенок говорит немного чище, станет более внимателен, и будет быстро запоминать четверостишия.
Таким образом, использованные в своей работе данные методы и приемы способствуют развитию речи детей, обогащают словарный запас, формирование связной речи, формирование интонационной стороны речи.
|