Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе "Зимующие птицы"
Автор: Агалакова Нина Васильевна, воспитатель МБДОУ №13 ЦРР — д/с город Тула
Программное содержание:
- Научить детей пересказывать текст с опорой на наглядный материал;
- Продолжать знакомить детей с зимующими птицами: их название, строение, питание, где живут;
- Учить отгадывать загадки;
- Закрепить умение составлять описательные рассказы о птицах;
- Побуждать детей к словообразованию;
- Закрепить умение согласовывать числительное с существительным
- Воспитывать в детях заботливое отношение к птицам, желание помочь в трудные зимние дни.
Скачать конспект
Ход занятия.
-Дети, идя ранним, заснеженным, морозным утром в детский сад, я
увидела, как крупная, белобокая, с длинным хвостом птица бросила на крыльцо нашей группы вот этот большой конверт. Вы догадались
какая птица прислала нам этот конверт? (Ответы детей.)
-Интересно, что в нём? Загадки! Любите загадки? Тогда слушайте
внимательно, думайте и отгадывайте.
* Всё время стучит Деревья долбит. Но их не калечит, А только лечит.
Кто это? (Дятел.)
* Эта птица так болтлива Воровата, суетлива. Стрекотунья, белобока, А зовут её.... (Сорока.)
* Чик-чирик К зёрнышкам прыг. Клюй, не робей. Кто это? (Воробей.)
-Красногрудый, чернокрылый Любит зёрнышки клевать. С первым снегом на рябине Он появится опять.
Кто это? (Снегирь.)
-Ты с модницей этой, конечно, знаком. Вертушке на месте никак не сидится, Всё хвастает жёлтой жилеткой своей И шапочкой синей гордится! (Синица.)
-О ком загадки? Как вы думаете, почему они называются зимующими? Как вы догадались?
Игра 'Подбери красивое слово к птице'
(Красногрудый снегирь. Длиннохвостая сорока. Шустрый воробей.
Важная ворона. Черноголовая галка. Вертлявая синица.)
-Дети, у вас на столах лежат разрезные картинки 'Зимующие птицы'.
Соберите её, назовите птицу и расскажите о ней.
(Ответы детей.)
Каждый ребёнок рассказывает по своей разрезной картинке.
(У меня снегирь. У него чёрная шапочка, красная грудка. Он любит лакомиться рябиной, прилетает к нам с первым снегом.)...
-Дети, в какое время года птица выводит своих птенцов?
-Верно, весной. Но есть такая зимующая птица -клёст. Чудо, загадка природы. Это единственная птица, которая выводит своих птенцов зимой. Большеголовая птица с перекрещивающимися концами толстого клюва. Вот она. (Показ картинки.)
Клёст прыгает, шуршит. Клювом шишки потрошит. Голоском речистым, чистым Клё — клё- клё
Поёт со свистом.
-Дети, послушайте рассказ про птицу и птенцов.. Ваши пальчики помогут мне рассказать.
Пальчиковая игра' Птица и птенцы'
На дереве было гнездо с птенчиками. Птенцы были голодные, громко просили есть. Прилетела мама-птица и стала кормить птенцов. Мама дала птенцам по одной гусенице (Большой палец по -одному разу прикасается поочерёдно к остальным четырём.) и по три мошки. (Трёхкратное прикасание.) Наелись птенцы и стали чистить клювы. Мама им помогала (Большой палец с силой 'чистит' верхние боковые края остальных пальцев поочерёдно.)
-Дети, как вы думаете -это могли быть птенцы клеста? Как вы догадались? (Ответы детей.)
-Дети, где можно встретить зимой всех птиц? (Ответы детей.)
-Верно, у кормушек. Зимой птицам голодно и холодно. Но птицам страшнее голод!
-Как можно назвать кормушку для птиц? (Ответы детей.)
-Правильно, птичья столовая.
Игра 'Числовые карточки'
-Дети, возьмите в руки числовые карточку и карточку с зимующей птицей. Расскажите, сколько и каких птиц прилетели к вам в кормушку и что они едят. (Ответы детей.)
(У меня 5 синиц. Они клюют сало. У меня 2 воробья. Они клюют зёрнышки...)
Молодцы! А сейчас настало время физкультминутки.
Скачет шустрая синица Скачет шустрая синица, Ей на месте не сидится, Прыг- скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок. Вот присела на минутку, Почесала клювом грудку, И с дорожки на плетень,
Тири — тири,
Тень-тень-тень.
-Дети, сейчас я расскажу вам одну историю, которую я наблюдала в парке. Расскажу и покажу. (На столе ваза с ветками, фигурки зимующих птиц, шишки, зёрна, орехи, сало, кормушка.)
Дети сделали кормушку и повесили её на дерево. Насыпали в кормушку зёрен, положили еловые шишки и подвесили на ветках кусочки сало, а сами спрятались за большим деревом. Первой прилетела синичка и села на веточку. За ней прилетел воробей и сразу сел в кормушку. Осторожный клёст приближался очень медленно. С начала он сел на землю, перелетал с ветки на ветку и, наконец, очутился в кормушке. Красногрудый снегирь сидел на рябине и наблюдал за птицами. Вдруг прилетела шумная, взъерошенная ворона, закричала, захлопала крыльями. Птицы разлетелись в разные стороны, а ворона стала искать по снегу рассыпавшиеся крошки. Ребята остались довольны кормушкой. '
(Вопросы к детям.)
-Дети, какой корм дети положили в кормушку?
-Какие птицы прилетели к кормушке?
-Как вела себя ворона?
Мы будем рассказывать эту историю по частям. Начнёт рассказ и продолжать будет тот, кому дам,, птичку,, в руки.
(Рассказы детей.)
-Молодцы, хорошо рассказали!
-Дети, положите ладони на стол перед собой. Расскажите и покажите пальчиками про птичку.
Пальчиковая игра
Птичка крылышки сложила, Птичка пёрышки помыла, Птичка клювом повела, Птичка зёрнышки нашла,
Птичка зёрнышки поела, Птичка песенку запела, Птичка крылышки раскрыла, Полетела, полетела.!
-Дети, сорока прислала вам в конверте загадочные рисунки. Внимательно рассмотрите рисунок, догадайтесь какая это птица и правильно раскрасьте её.
(Вопросы к детям во время выполнения задания.)
-Как ты думаешь, какая птица на твоей картинке?
-Почему ты так думаешь?
-Как ты догадался?
Какие краски тебе понадобятся?
-Молодцы, все справились с заданием сороки!
Стихотворение ' Покормите птиц! '
(Читает ребёнок)
Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна — и не страшна Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло.
Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну!
|