Программное содержание.
- Уточнить и закрепить знания детей о еже (внешний покров, питание, размножение, приспособление к жизни в природе).
- Учить строить предположения, объяснять их, высказывать свои познания. Заинтересовать детей удивительным детей удивительным миром природы, воспитывать любознательность.
Оборудование и материалы: фланелеграф, фигурки зверей (еж, заяц, филин, лиса).
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, попробуйте угадать, что за зверек катится в лесу по дорожке и песню о себе поет:
«Я не домашний, а лесной Колобок, Все зовут меня Колючий Бок! Меня по амбару не мели, По сусекам не скребли,
На сметане не мешен, В печку не сажен, На окошке не стужен. Я под кусточком у мамы рос
И весь колючками оброс. Всем я будто бы хорош, А руками не возьмешь». Дети высказывают предположения.
В дальнейшем действие моделируется на фланелеграфе.
- Здравствуй, Еж Ежович, — засмеялся Заяц. – Какой же ты колобок, ты самый обыкновенный Еж.
- А разве я не похож на колобка? Смотри! (ЕЖ свернулся в клубок; изображение на фланелеграфе свернувшегося в клубок ежа). Только колобки без колючек, а я с колючками. Такие у меня на спине и на боках волосы.
- Как это волосы? – удивился серый.
- Очень просто. У тебя они мягкие, а у меня в виде иголок, — объяснил колючий «колобок». – Только моя мордочка и брюшко покрыты обычной шерстью.
Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, для чего ежу колючки? Как он ими пользуется?
Ответы детей. Защищается от врагов, переносит на колючках в норку листву …
Воспитатель. При встрече с лесным зверем еж начинает фыркать и подпрыгивать, стараясь уколоть противника. Если это не помогает, он сворачивается в шар и подставляет нападающему хищнику свою колючую спину.
- Правда, кое-кто моих иголок не боится, — с сожалением вздохнул Еж.
- Неужели кому-то не страшно уколоться? – удивился Зайка.
Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, кто у Ежика враги? (Ответы детей, предположения). Послушаем дальше разговор ежа с зайцем.
- Ночью для меня опасен филин. Летит он бесшумно, нападает неожиданно. Лапы у филина покрыты прочной чешуей. Поэтому мои иголки ему не страшны. Да и от лисицы, рыжей плутовки, спасения нет.
- Ничего не понимаю, — замотал головой Заяц. – Но у лисицы на лапах никакой прочной чешуи нет.
- Э-э-э, друг. Лиса ведь хитрая. Она осторожно подкатывает меня лапой к берегу лесного болотца или лужицы и сбрасывает в воду. Вот ты в воде можешь лежать и мокнуть?
- Не-е-т, — протянул Заяц.
- Вот и я тоже не могу. В воде я расправляю спину, вытягиваю мордочку и плыву к берегу.
- Все понял, — перебил серый, — а лиса тут как тут.
- Зато в схватке с гадюкой я всегда выхожу победителем! – с гордостью сказал Еж.
- Давай с тобой дружить, — предложил Заяц. – А уж придет зима, вот мы с тобой по снегу побегаем, знаешь, как он красиво блестит на солнышке!
Воспитатель. Как вы думаете, ребята, что еж ответил зайцу? (Предположения, высказываемые детьми). Давайте послушаем ответ ежа.
- Нет уж, вы зайцы, бегайте, а мы, ежи, к зиме накопим жир, найдем себе убежище в густых кустах или ямках, засыпанных опавшей листвой среди лесного хвороста, и впадем в глубокую спячку. А уж в апреле у ежихи появятся ежата, слепые, с мягкими белесыми иголками. Ежиха вскармливает их молоком. Лишь поздней осенью ежата покидают дом начинают жить самостоятельно.
- Ну что же, мне пора. Я рад нашей встрече, — сказал Заяц.
И они оба поспешили в лесную чащу.
Воспитатель. Что делает еж днем, а что ночью? (В основном ведет ночной образ жизни). Чем питается еж? (Мыши, жучки, черви …).
Дидактическая игра «Кто кого может съесть» (пищевые цепочки в природе).
Воспитатель высшей квалификационной категории Мельникова Клавдия Аркадьевна МБДОУ Детский сад №296, Республика Башкортостан, г.Уфа
|