Автор разработки старший воспитатель — Марусина Наталия Викторовна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 235» Октябрьского района г. Саратова
Цель занятия. Обогатить знания детей о жизни птиц и зверей в зимнее время.
Задачи.
Образовательные: систематизировать и закрепить знания детей о жизни зимующих птиц и лесных зверей, умение соотносить следы и животного, который их оставил;
упражнять в прямом и порядковом счете в пределах 10; закреплять умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
Скачать конспект
Воспитательные: формировать интерес к окружающему миру, эмоционально-целостное отношение к нему; воспитывать бережное, заботливое отношение ко всему живому.
Развивающие: развивать мелкую моторику пальцев руки, самостоятельность, инициативу, коммуникативные и рефлексивные навыки, мышление.
Предшествующая работа.
Наблюдение за изменениями в природе зимой, чтение стихов и рассказов о зиме, загадывание загадок о птицах и лесных зверях, беседы о жизни птиц и зверей в зимнее время года, рассматривание репродукций картин и иллюстраций лесных зверей и зимующих птиц; дидактические игры: «Четвертый лишний», «Времена года», «Где чей дом», «Танграм» и др., лото «Лесные жители», упражнение «Где что лежит?» (ориентировка в пространстве и на листе бумаги), конструирование из геометрических фигур.
Материалы к занятию.
Музыкальный зал оформлен в виде лесной опушки, на деревьях посажены снегири, на поляне звери-игрушки — заяц, лиса, на макушке елки ворона; плоскостные фигурки птиц — синицы и дятла; грамзапись голосов зимующих птиц (снегирь, синица, дятел), отрывок из Э. Грига «Утро в горах»; рассказ В.Бианки «Книга зимы», пособия: на каждого ребенка набор карандашей, набор геометрических фигур для игры «Танграм», силуэтные изображения лисы и зайца (образцы для складывания игры «Танграм»), листы с контуром деревьев (для штриховки), снежинки на каждого ребенка, сумочки с орехами, семечками и др. для угощения лесных зверей; макет «зимнего леса»; карточки с изображением лесных зверей и птиц.
Показатель успешности проведения занятия
В результате проведения занятия у детей систематизировались знания о жизни птиц и зверей в зимнее время, помимо развития таких психических процессов, как память, мышление, речь, воображения, происходило развитие мелкой моторики рук, коммуникативных и рефлексивных умений и навыков, способность к самоанализу.
Ход занятия.
У входа в музыкальный зал воспитатель начинает беседу с детьми.
Воспитатель: Дети, сегодня я хочу пригласить вас на прогулку, но не по городским улицам, а в зимний лес, настоящее снежное царство. Согласны? (Да.) Там мы встретим разных птиц и зверей, давайте возьмем для них угощение.
(Дети берут сумочки с орешками, семечками, зернышками, хлебными крошками, морковкой, бочонок меда.)
- Вы готовы зайти в зимний лес? Тогда отправляемся.
Дети подходят к декорациям «зимнего леса», звучит музыка Э.Грига «Утро в горах».
- Слышите, какая красивая музыка? Это мороз укутывает деревья снежными одеждами.
«Посмотрите – кружится снежинка,
Словно одуванчика пушинка. Долго наблюдаем мы за ней, Как она мелькает меж ветвей. Плавно опустилась на сучок,
Замерла, как белый паучок».
С.Пронин.
- Что же это за птицы красногрудые нас встречают первыми? (На ветвях деревьев прикреплены фигурки снегирей, в грамзаписи звучит голос снегиря.) С детьми проводится логоритмическое упражнение «Снегири».
Вот на ветках, посмотри, (дети четыре раза хлопают руками по бокам) В красных майках снегири, (по четыре наклона головы). Распустили перышки, Греются на солнышке. (на первое слово частые потряхивания руками, на второе – хлопок по бокам).
Головой вертят, Улететь хотят. (По два поворота головы на каждую строку.)
Воспитатель предлагает детям угостить птиц. Дети достают из сумочек зерна, крошки, семечки и насыпают в кормушки.
- Посмотрите по сторонам, как красиво в лесу? Дети, а по каким признакам можно определить, что пришла зима? А кто знает пословицы, поговорки о зимнем времени года? О зимних месяцах? (Ответы детей.)
- Молодцы! Послушайте, какая тишина в снежном царстве, и какой замечательный морозный воздух! Вы, чувствуете? Чем пахнет в зимнем лесу? (Воздух пахнет свежестью, чистотой, прохладой.)
Проводится дыхательное упражнение «Аромат» со снежинкой.
Воспитатель. Смотрите, дети, какие красивые снежинки летают в воздухе. Поймаю-ка я одну снежинку и понюхаю ее. (Не спеша нюхает «снежинку», несколько раз делая шумные вдохи и выдохи, произносит:
- Ах, аромат! Дивный аромат! Чудесный аромат!
Затем предлагает детям понюхать «снежинку» и произнести хором: «А-ро-мат!»
Воспитатель. Не слышно в лесу веселого щебетанья птиц, не часто можно встретить на тропинках лесных зверей. Однако о том, что звери выбегали на полянку говорят вот такие таинственные знаки и черточки. А что это за знаки, точки, запятые мы сейчас узнаем.
Дети рассаживаются на стулья или ковер, слушают рассказ В.Бианки «Книга зимы».
Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь как гладкие чистые страницы какой-то огромной книги. Днем идет снег. Кончится — страницы чистые. Утром идёшь — белые страницы покрыты множеством таинственных знаков, черточек, точек, запятых.
По В.Бианки
После прочтения воспитатель задает вопросы.
Вопросы к детям:
Как думаете, кто оставил эти таинственные знаки?
Соотнесите следы с рисунком животного, которому они принадлежат. (Дети выполняют задание).
Чтобы лучше рассмотреть следы лесных зверей и птиц, дети подходят к макету «зимнего леса», рассматривают рисунки следов.
Воспитатель. А это чей след? Сейчас, давайте мы будем загадывать загадки о зверях и птицах, а фигурки отгаданных животных ставить на нужный след.
Дети по очереди загадывают загадки, рассказывают об особенностях «зимовки» того или иного зверя, оставляют угощения для зайца, белки и медведя. (Чем угостим? А почему?)
Загадки:
Угадаете, что за шапка: Меха целая охапка. Шапка бегает в бору, У стволов грызет кору? (Заяц)
Какой зверь опасный, Ходит в шубе красной, Снег разгребает, Мышек хватает. (Лиса)
Кто зимой холодной, В лесу ходит злой, голодный. (Волк) Кто с высоких, темных сосен, В ребятишек шишку бросил,
И в кусты через пенек Промелькнул как огонек? (Белка) Птица – звонкая певичка, Желтобрюхая сестричка,
Суетится невеличка, Наша быстрая... (синичка) Кто в лесу в мороз и в жару Долбит сук, срывает кору?
Клювом — «тук!», сгинет жук!
Деревьям вокруг он лучший друг. (Дятел)
Воспитатель. А давайте послушаем, о чем говорят синица и дятел!
Воспитатель действует с плоскостными фигурками птиц.
Синица:
- Уж больно бережешь, дятел, ты свой нос. Все о сучки его чистишь!
Дятел:
- Мне, синица, без носа как без рук. Семян еловых захочешь – носом стучи. Короеда несчастного выбить – и того носом. Голова кругом.
Синица:
- Ох, Дятел, и стукотливая у тебя жизнь. Все носом да носом – того и гляди без носа останешься!
Почему дятел не улетает на зиму? Почему его называют санитаром леса? Какую роль в жизни дятла играет клюв? (Выслушиваются ответы детей).
Воспитатель. Дети, посмотрите, здесь следов нет, а воздух теплый идет. (Дети подходят к большому сугробу — «берлоге медведя»).
Кто там в шубе меховой, Спит холодною зимой, Он большой, но вот беда, Лапу в рот берет всегда.
Дети. Медведь.
Воспитатель. Почему медведь спит зимой? Какие еще звери впадают в спячку?
(Ответы детей).
Медведь, когда выйдет из спячки весной будет очень голодный, совсем без сил. Давайте оставим и ему угощение. Пусть порадуется нашему сюрпризу.
- А мы с вами давайте посчитаем, сколько зверей и птиц нам встретилось во время прогулки.
Дети садятся за столы, считают карточки с изображением птиц и зверей.
Вопросы:
- Сколько зверей мы встретили?
- Сколько птиц?
- Кого больше: птиц или зверей? Кого меньше? На сколько?
- Что нужно сделать, чтобы было поровну?
- Кто первый нас встретил? Кто последний?
- Сколько всего зверей и птиц? Молодцы!
Воспитатель. Холодно зимой в лесу. А вы не замерзли? Давайте погреемся.
С детьми проводится массажная игра «Зимняя разогревалочка».
Если замерзают руки, начинаем их тереть, Быстро мы сумеем руки, как на печке разогреть. (дети медленно разогревают одну ладонь о другую) Сначала ладошки совсем как ледышки, Потом как лягушки, потом как подушки.
(дети растирают руки все быстрее и быстрее).
Воспитатель. Дети, посмотрите, кто это под елочкой спрятался? (Заяц.) А кто между елкой и березой на нас смотрит? (Лиса) Кто выше всех на дереве сидит? (Ворона) А кто сидит под самой низкой елочкой? (Лисица).
Деревьям тоже холодно в лесу зимой. Не все они стоят под снежными одеждами. Давайте поможем деревьям не замерзнуть в стужу?
Дети садятся за столы и выполняют задание – дорисуй деревья — штриховку в разных направлениях по контуру кроны дерева.
Воспитатель проверяет правильность выполнения задания, поощряет, готовые работы раскладывают на «лесной полянке».
Воспитатель. Молодцы, вот какая густая чаща у нас получилась. Вам нравится зимой в лесу? (Да.)
Проводится музыкальная физминутка «Что вам нравится зимой?»
Воспитатель. Раскраснелись ваши щечки, разрумянились. А вот смотрите-ка, лесные жители приготовили для вас интересное задание. Давайте посмотрим.
Дети садятся за столы, где приготовлены конвертики для игры «Танграм». Выкладывают из деталей игры «Танграм» изображения зайца и лисы (по образцу).
Воспитатель смотрит за правильностью выполнения задания, поощряет самостоятельность детей, от лица зверей благодарит детей.
Воспитатель. Интересно в зимнем лесу. Но слышите ветер засвистел (включается грамзапись завывания ветра), значит пурга начинается, скоро все тропинки заметет снегом. Пора нам возвращаться. Скорей, скорей!
Дети быстро идут, перешагивая через «сугробы», ищут тропинку.
Воспитатель подводит итог занятия: «Понравилась вам прогулка? Что было самым интересным, запоминающимся?»
Проводится рефлексия – степень заинтересованности воспитанниками материалом занятия.
Дети выбирают фигурки зайцев по следующему принципу:
белый заяц – занятие понравилось, было интересно, «я был активен»; серый заяц – затрудняюсь определить, понравилось или нет, испытывал трудности; черный заяц — занятие не понравилось, было не интересно. Проводится сортировка собранных фигурок по цвету и подсчет их количества. Оглашаются результаты, и делается вывод.
Дается установка на дальнейшую деятельность.
|