Цели: Совершенствование знаний детей о значимости хлеба.
Формирование навыков общения взрослых и детей.
Задачи: Закрепление знаний детей о хлебе как одном из величайших богатств на земле, о том, что он достаётся трудом многих людей;
развитие детского творчества в речевой, игровой и театрализованной деятельности;
совершенствование исполнительских умений дошкольников: через интонацию, мимику, движения и жесты передавать состояние художественных образов;
Скачать презентацию
познание и практическое освоение культурных ценностей осенних народных праздников, традиций, музыкально-игрового фольклора; закрепление знаний пословиц и поговорок об осени и хлебе;
знакомство с правилами гостеприимства русского народа, совершенствование культуры поведения за столом;
создание эмоционального комфорта.
Предварительная работа:
- Беседы на темы: «Как хлеб на стол попал», «Кто хлеб растит?».
- Рассматривание репродукции картины И.И. Шишкина «Рожь», картинок, фотографий с изображением различных хлебобулочных, кондитерских изделий.
- Чтение рассказа М.Глинской «Хлеб», разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о хлебе ( «Хлеб — наше богатство», «Не трудиться — хлеб не уродится», «Без хлеба нет обеда», «Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно», «Хочешь есть калачи — не сиди на печи» и т. д.
- Художественное творчество: аппликация «Колоски и васильки в вазе»; рисование на темы «Осенний букет из листьев, цветов и колосков», «Русское поле».
- Сюжетно-ролевые игры «Магазин» ( «В булочной»), «Гости» ( «Готовимся к празднику — печём торт»).
- Игра-драматизация по украинской народной сказке «Колосок».
- Экскурсия в Музей хлеба и русской трапезы МОУ средняя общеобразовательная школа №4 г.Лобни.
- Ручной труд «Печём булочки».
Зал или группа украшены букетами из цветов, осенних листьев и плодов, колосьев.
1-й ведущий: — Добрый день, гости желанные! Проходите, не стесняйтесь, поудобнее располагайтесь! Чтобы начался наш праздничный вечер, нужно отгадать загадку. Слушайте внимательно:
Вот художник так художник, Все леса позолотил. Даже самый сильный дождик Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим, Кто художник этот?
(Осень)
2-й ведущий: — Одарила гостья осень урожаями плодов, Моросящими дождями, кузовком лесных грибов.
Осенью заканчивается сбор урожая, и этому событию раньше посвящались многие народные праздники: это и Успение, и Семен день. Заканчивалась жатва и последний сноп наряжали в сарафан, обвивали ситцевыми платками, приносили домой, ставили в красный угол, несли ему хлеб и соль, низко кланялись и сохраняли до нового урожая.
Звучит песня Романа Силина «Богородица».
1-й ведущий: — Сегодня тоже большой праздник — Покров Пресвятой Богородицы. В старой русской деревне приход Покрова дня 14 октября означал завершение всех уборочных работ, приход первых морозов, начало вечерних посиделок.
Дети: — На завалинке, в светёлке Иль на брёвнышках каких Собирались посиделки Пожилых и молодых.
* При лучине ли сидели Иль под светлый небосвод - Говорили, песни пели Да водили хоровод!
* Добрым чаем угощались С мёдом, явно без конфет. Как и нынче мы, общались - Без общенья жизни нет!
-А играли как! В «горелки»! Ах, «горелки» хороши! Словом, эти посиделки Были праздником души!
1-й ведущий: — Быт людей отмечен веком. Поменялся старый мир. Нынче все мы по «сусекам» Личных дел или квартир.
2-й ведущий: — Наш досуг порою мелок, И чего там говорить, Скучно жить без посиделок, Их бы надо возродить.
1-й ведущий: — Если вы «в своей тарелке» И пришли к нам не на час, Предлагаем посиделки Провести вот здесь, тот час!
Ребёнок: — Отдых — это не безделки - Время игр и новостей. Начинаем посиделки! Открываем посиделки! Для друзей и для гостей!
2-й ведущий (с караваем на подносе с рушником): - Дорогих гостей встречаем Круглым, пышным караваем! Он на блюде расписном
С белоснежным рушником. Каравай мы вам подносим, Поклонясь, отведать просим.
Ведущий с подносом в руках обходит всех гостей и детей, каждый ребёнок и взрослый отщипывает от каравая кусочек и съедает.
1-й ведущий: — Без хлеба не бывает праздника. Хлеб всему голова!
Дети: — Он не падает нам с неба, появляется не вдруг. Чтобы вырос колос хлеба, Нужен труд десятков рук!
– Человек привык трудиться: Люди пашут, сеют, жнут! В каждом зёрнышке пшеницы, В каждой крошке хлеба — труд!
- С огурцами ли, с картошкой Надо хлеб съедать до крошки, Потому что много сил Тратит тот, кто хлеб растит!
1-й ведущий: — Да, чтобы хлеб уродился, надо много потрудиться.
Давайте посмотрим сказку «Колосок» в исполнении детей нашей
группы.
2-й ведущий: — Занимайте, люди добрые На лавках места удобные! Коли плохо видно вам, Театр подойдёт к местам!
Драматизация сказки «Колосок».
1-й ведущий: — В народе говорят: есть хлеб, будет и песня. А умелые
руки не знают скуки! Кто трудился от души — веселись теперь,
пляши!
2-й ведущий: — Каравай заводит дружбу С тем, кто с детства любит труд. Если ты с работой дружен, Выходи смелее в круг!
(Е. Чертовецкий)
Дети и взрослые встают в круг. 1-й ведущий: — Колос будем мы по кругу Под музыку передавать друг другу. Кому, друзья, скажу я «стоп!»,
Тот нам спляшет иль споёт.
Звучит русская народная мелодия. Проводится игра по кругу. Тот, кто получил колосок по команде «стоп!», представляет:
– стихотворение об осени,
– танцевальное движение,
– называет пословицы о хлебе,
– пословицы об осени,
– поёт песню об осени.
1-й ведущий: — А знают ли родители, в какие игры играли раньше на
посиделках?
2-й ведущий: — Наших гостей приглашаем по-старинному поиграть, чтобы
на лавках не сидеть и не скучать, а веселиться да играть. Первая
игра — с платком.
Ведущий поёт: — На дощечку на тощечку (2 раза) Положу платочек (2 раза). Как на этот на платочек (2 раза) Милого (-ю) поставлю,
Танцевать заставлю.
Танцуй, танцуй, моя радость (2 раза)
(выполнить любое танцевальное движение, например, покружиться)
Потанцуй маленько,
Обнимись сладенько! (обняться)
– Вот мы с тобой и подружились на этом платочке!
Игра повторяется. Мальчик выбирает девочку или маму.
Ведущий ставит на середину зала 2 стульчика, на один из них садится мама.
– Теперь другая игра. Раньше она проводилась на бочке или пенёчке. Кто на ней сидел, выполнял те действия, о которых поётся в песне.
Поёт:
– Я на бочке сижу, слёзы катятся. Денег нет в кошельке, кушать хочется. Я сижу, сижу, горюю У ракитова куста.
Если кто меня полюбит, Тот и выберет меня.
Маму выбирает ребёнок. Потом игра повторяется с этим ребёнком.
– Вот в такие игры на посиделках играли наши прабабушки и
прадедушки.
1-й ведущий: -А теперь наши ребята приглашают Вас, дорогие наши
гости, к столу. Милости просим! Они сегодня очень старались -
испекли для Вас булочки к чаю.
2-й ведущий: — С охотой мы взялись за дело, Хотя задача нелегка. Чтоб тесто стало пышным, белым, Нужна не только нам мука.
Вниманье нужно и уменье, Про соль и сахар не забыть, Чтоб лучше сделать угощенье, Учились тесто мы месить.
Дети исполняют песню «Я пеку, пеку, пеку...»
2-й ведущий: — Ваши мамы тоже постарались, испекли нам пирожки. Я
думаю, что и у мам, и у наших детей руки золотые.
Чаепитие, во время которого гости делятся рецептами своей выпечки, а также обсуждением посиделок и планами на будущие встречи.
Используемая литература:
- «Осень в гости к нам пришла: сценарии утренников и развлечений для дошкольников». Сост. Н. М. Амирова, О. П. Власенко, Т. А. Лунева, Г. П. Попова. — Волгоград; изд-во «Учитель», 2007.
- «Сценарии музыкальных календарных и фольклорных праздников: средняя, старшая, подготовительная группы». Давыдова М. А. — Москва; ВАКО, 2007.
|