Карнаухова Людмила Юрьевна МБДОУ «ДСКВ №102» воспитатель Иркутская область, г.Братск
Введение в проект.
Россия – наша Родина. Чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру, как свои собственные. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, созданные на протяжении многовековой истории.
Вид проекта: Ознакомительно-ориентировочный.
Участники проекта: Дети среднего дошкольного возраста, родители, педагоги.
Срок реализации: 1 год.
Цель проекта: Формирование представлений о русском крестьянском быте, уважения к русской народной культуре.
Скачать конспект
Задачи проекта:
- Познакомить детей с устройством русской избы;
- Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;
- Познакомить с традициями русского народа;
- Познакомить с русским народным костюмом, народными инструментами;
- Познакомить с новым словом «оберег», формировать умения, навыки детей по изготовлению оберега;
- Расширять словарный запас: изба, кровля, сруб, венец, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук;
- Изучение малых фольклорных форм (сказки, песенки, потешки, пословицы);
- Знакомство с русскими народными хороводными играми;
- Изготовить макет русской избы;
- Вызвать положительные эмоции, интерес к русской народной культуре;
- Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.
Актуальность проекта.
Первые годы жизни ребёнка — важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо могут связать его со своим народом, со своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния – в языке своего народа, в его песнях, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт. С раннего детства ребёнок нуждается в образах, звуках, красках всё это в изобилии несёт в себе быт русского народа. Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время.
Новизна проекта «Русская изба».
Соответствие проекта заявленным в ФГОС принципам — принцип интеграции образовательных областей. Также, основной нитью в проекте проходит непосредственно работа с родителями.
В данном проекте можно проследить связь между образовательными областями:
Художественно – эстетическое развитие
Коммуникативно – личностное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Физическое развитие
Проект построен по комплексно – тематическому принципу: создание макета мини – музея «Русская изба» в соответствии с темами недели.
Предмет исследования.
Русская изба с её внутренним содержанием (посуда, мебель, игрушки, музыкальные инструменты, русский костюм и др.)
Проблема. При чтении русской народной сказки по «Щучьему велению» у детей возникли вопросы: Что такое русская печка? Что такое изба? Кто же жил в таком доме? Зачем нужна в доме печка? Какую люди носили одежду? Какие песни пели, сказки слушали? Поэтому я посчитала необходимым донести до сознания детей историю русского быта, устройства деревенской избы, разнообразие старинных предметов домашнего быта.
Гипотеза.
Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями ребёнок дошкольного возраста получит первые представления о культуре русского народа. Предметы национального быта пробудят в душе ребёнка любознательность, чувство прекрасного, что позволит ощутить себя частью русского народа.
Проверка гипотезы. Методы исследования.
- Экскурсии в мини-музей.
- Беседы с детьми.
- Рассматривание иллюстраций на тему жизни в деревне.
- Чтение художественной литературы.
- Продуктивная деятельность (изготовление оберега)
- Театрализованные игры.
- Рассматривание предметов быта и посуды.
- Заучивание потешек, прибауток, закличек.
- Использование русских народных песен и танцев.
- Проведение русских народных игр.
- Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
- Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
- Рассказ о народных обычаях и традициях.
I этап – подготовительный.
Цель: разработать проект.
|