Автор: воспитатель высшей категории Магнушевская Марина Владиславовна. МБДОУ ЦРР – Д/с № 104 «Ладушка» Г. Якутск Республика Саха (Якутия).
Цель: Формирование интеллектуального, нравственного и социального компонентов здоровья дошкольников.
Образовательная задача:
- Расширение пространства развития предпосылок творческого мышления у дошкольников через включение в образовательный процесс сюжетно-ролевой игры.
- Формирование интеллектуального компонента здоровья дошкольников через умение развивать игровой сюжет за счет объединения различных событийных этапов в содержательно согласованную последовательность игровых действий.
- Учить развивать «линейный» сюжет игры, используя структуру сюжетно-ролевой игры: «завязка», «кульминация», «развязка».
Коррекционные задачи:
- Активизировать творческое, образное и логическое мышление.
- Развивать навыки конструирования по предложенному плану. Закрепить цвет, форму, величину предметов.
- Закрепить ориентировку во времени: прошлое, настоящее, будущее, а также ориентировку на макро и микроплоскости.
- Формировать умение преобразовывать кодированный текст. Узнавать образ определенных букв.
- Воспроизводить недостающие детали букв.
Скачать конспект
Воспитательные задачи:
- Формировать нравственный и социальный компонент здоровья дошкольников через закрепление и уточнение знаний детей о русской народной культуре и истории России.
- Воспитывать любовь к Родине.
Предварительная работа:
Рассказы воспитателя с использованием иллюстраций и реальных предметов: «Быт и основные занятия русских людей», «Путешествие по русской избе», «Ремесленники», «Оружие русского воина»,
«Знакомство с женской и мужской русской народной одеждой», «Из истории мужской и женской обуви», «Русские народные промыслы», «Кремль».
Знакомство с русскими народными поговорками и пословицами.
Д/игры: «Допиши словечко», «Собери целое из частей», «Для чего нужен предмет?»
Конструирование по плану.
Оборудование:
Емкости с песком; лопатки, перчатки, кисти, по количеству детей; шкатулка с планом Кремля; колокольчик; меч и ножны; посуда: миски, ложки; несколько частей берестяной грамоты со стертым текстом; картинки: с изображением посуды разных времен, с изображением воина и мирян. Русская народная музыка, колокольный звон.
Этапы занятия
Содержание занятия
Организационный момент Воспитатель: Ребята, в какой стране мы с вами живем?
Предполагаемые ответы:
- Мы живем в России.
Воспитатель: Правильно, ребята. Наша родина – Россия. Она, как и вы имеет свой возраст, может менять его. Например, вы сейчас дошкольники, а раньше были – малышами. А в будущем – будете школьниками.
Воспитатель: Наша родина имеет настоящее, прошлое и будущее. Мы с вами живем в каком времени?
Предполагаемые ответы:
- Мы живем сейчас, значит в настоящем.
Воспитатель: А до настоящего, какой был период?
Воспитатель: Ребята, мы можем узнать, как люди будут жить в будущем.
Предполагаемые ответы:
- Нет, потому что мы не видели это.
Воспитатель: Действительно, ребята, мы не можем найти предметы будущего, потому что их еще не изобрели. А можем узнать, как люди жили в прошлом?
Зачин (завязка)
игры Воспитатель: Ребята, есть такая наука – археология. Она изучает историю и быт древних народов по сохранившимся остаткам их поселений. Археологи ведут раскопки – ищут в земле пролежавшие сотни лет предметы, созданные руками человека, — оружие, посуду, древние письмена и многое другое. Это все мы можем увидеть в музеях. Они нам помогают представить, как жили русские люди в древние времена. Я предлагаю Вам поиграть в игру «Археологи»
Распределение ролей Воспитатель: В каждой экспедиции есть руководитель. Можно, я себе возьму роль начальника экспедиции. А вы будете исполнять роль сотрудников экспедиции.
Развитие линейного сюжета игры
Кульминация игры Дети подходят к макету. Руководитель предлагает заняться раскопками. Напоминает, что искать надо осторожно, потому как вещи пролежали в земле очень долго и могли испортиться.
Сейчас мы как настоящие археологи примем участие в раскопках древнего поселения.
(В зоне раскопок емкости с песком в которых скрыты: шкатулка с планом кремля, меч и ножны, лапоть, посуда: ложки, миски; колокольчик. Несколько частей берестяной грамоты со стертым текстом)
(Дети работают на раскопках и находят экспонаты.)
-Что это вы нашли?
(Ответы детей).
- Ребята, нам повезло, мы нашли часть карты. Что изображено на ней? (Крепость).
-Как называлась крепость в древности на Руси? (Кремль)
-Для чего строили Кремль? (Для защиты, города и его жителей от врагов).
- Давайте по этому плану построим часть Кремля и увидим, как он выглядел.
Вос. Находки после раскопок отправляют на реставрацию. Вашу находку тоже надо отреставрировать. И тогда вы сможете прочитать берестяную грамоту.
По посуде и вещам, которые вы нашли можно узнать, как жили и чем занимались
люди. Это нам подготовят и расскажут научные сотрудники нашего музея.
Завязка игры Работа детей по подгруппам
1. подгруппа детей
Дети, по плану воспроизводят часть Кремля.
2. подгруппа детей
Дети склеивают части грамоты, накрывают стеклом и дописывают буквы. Затем на чистом листе выкладывают и наклеивают буквы, получившееся слово. (Доброград)
3. подгруппа детей
Дети воссоздают облик русского воина и мирян. (Раскрашивают изображения, склеивают из частей, и вывешивают на доску) Выбирают из разных изображений посуды, старинную посуду и вывешивают на доску.
3. часть
(Воспитатель звонит в колокольчик. Дети подходят).
Вос. Ребята в древности в каждом городе на площади был колокол. Который извещал горожан о важных событиях, о праздниках и бедах, собирал на важные собрания. Мы с вами также собрались рассказать о том, что у нас получилось.
- Посмотрите, какой прекрасный Кремль построили ребята. Сравните его с планом. Соответствует?
(Взаимопроверка детей)
- Реставраторы что у вас получилось? Удалось расшифровать надпись на берестяной грамоте?
Дети. Прочитали слово Доброград — название города.
- Как вы думаете, почему он так назывался?
(Ответы детей)
- Как вы понимаете, что такое добро?
- Назовите пословицы и поговорки о добре.
Жизнь дана на добрые дела. Добро на худо не меняют. За добро плати добром. Добро творить — себя веселить.
Добра желаешь — добро и делай. Час в добре проживёшь, всё горе позабудешь. Не ищи красоты, ищи доброты. Не хвались серебром, а хвались добром.
Вос. Прикрепите название города к городским воротам
Вос Научные сотрудники, подготовили выставку «Жизнь в древней Руси».
(Дети показывают рисунки: древний русский воин, миряне в русской национальной одежде, посуда.)
Примерный рассказ детей.
- реб. Меч, который мы нашли, принадлежал русскому воину. Русские воины одевались в кольчуги, защищавшие тело, и в железные шлемы, защищавшие головы. Воины защищали русские города от врагов.
- реб. Самой распространённой обувью русского народа были лапти. Не только для крестьян, но и для большинства горожан.
Материал для лаптей было найти нетрудно: их плели из липы, ивы, берёзы, дуба. Ноги в таких лаптях не промокали и не замерзали. Плелись лапти без различия правой и левой ноги. По этому говорили:
Только лапоть на обе ноги плетётся.
3. реб. Посуду в древности на Руси делал в основном из дерева и глины. Она была самая не дорогая. Люди стремились к красоте, и украшая посуду, расписывали разными узорами.
Итог.
Вос. Сегодня мы с вами участвовали в раскопках, воссоздали Кремль, расшифровали название города, узнали, как выглядели воины и миряне в древнее время на Руси, во что были одеты и обуты. Какой посудой пользовались. Русичи любили и защищали свою землю, много работали и любили повеселиться: плясали, пели песни, водили хороводы. Вставайте в хоровод честной народ.
Хоровод «Земелюшка — чернозем».
Вос. Ребята а сейчас нас ждет новая игра «Доброград».
|