Цель: Воспитывать интерес к истории своей страны на примере исторических событий и личностей.
Задачи:
- Дать сведения о национальном герое, древнерусском полководце Александре Невском.
- Развивать познавательно – исследовательскую деятельность.
- Развивать коммуникативные навыки через работу в группах.
- Воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине.
Предварительная работа:
Чтение произведений, рассматривание иллюстраций картин с изображением великих полководцев, героев войны.
Материал:
Для опыта: лёд, железная пластина, настольная лампа. Слайды икт с изображением А. Невского, фрагментами сражения на реке Неве и озере Чудском, ордена А. Невского.
Ход: Дети заходят в зал под музыку Глинка «Патриотическая» и становятся в круг. Воспитатель предлагает пальчиковую игру «Богатыри»:
Вот верхом сидят, смотри
Русские богатыри.
Шлем у них до самых плеч Есть кольчуга, щит и меч. Не допустят к нам войну, Защитят свою страну.
Воспитатель подзывает детей к столу и показывает контейнер, накрытый салфеткой. «Чтобы узнать что у меня в контейнере, надо отгадать загадку».
«В огне не горит, и в воде не тонет»
Что это? Ответы детей, что это лёд. Правильно, лёд. А зачем нужен лёд? (ответы детей). Воспитатель показывает мешочек и предлагает на ощупь отгадать, что там лежит. Что это? Пластина. Какая она? Железная. А сейчас, я с этими предметами произведу при вас несколько действий, а объяснять не буду, для чего я это делаю, вы узнаете об этом позже. Воспитатель кладёт пластину на лёд, включает настольную лампу. Ребята проходят и садятся на стулья. Воспитатель спрашивает:
- Ребята, скажите, а как вы понимаете пословицу: «Славна богатырями земля русская». (Ответы детей)
- Верно, земля наша русская всегда славилась богатырями и воинами, которые её защищали. Землю так и называли: «Русь – богатырская». Скажите, а почему так землю называли? (ответы детей)
- Каких вы знаете богатырей? (Ответы детей)
- А как вы понимаете пословицы: «Воином быть – народу служить», «Русский воин похвалы достоин» (ответы детей).
- Ребята, сегодня я вас хочу познакомить с одним великим русским воином.
(на слайде портрет Александра Невского)
Это Александр Невский, выдающийся полководец, который возглавил борьбу против завоевателей земли русской. Александр родился очень, очень давно, в стародавние времена, когда люди строили свои дома из дерева, по воде плавали на судах, которые называли ладьями (слайд ладьи), а Москва была не таким великим городом, как сейчас, а всего лишь маленьким укреплением на вершине холма (слайд древней Москвы). В семье Новгородского князя Ярослава родился мальчик, которого назвали Александром. В те времена мальчиков сразу учили защищать себя и других, быть защитниками своей земли. Когда мальчику исполнилось четыре года, его посвятили в воины, посадили на коня и стали обучать воинскому искусству. Ребята, а как вы понимаете, что такое воинское искусство? (ответы детей). Да, это умение владеть мечом, стрелять из лука, биться палицей. Отец всегда учил Александра защищать русскую землю, править людьми. Ведь имя Александр означает защитник людей. И когда Александр стал князем (слайд князя) он всегда защищал свой народ от врагов. Люди любили его за доброту, отвагу, расcудительность. В те времена у нашей страны было много завистников. Наши соседи шведы пришли войной на землю Русскую. Русские воины, во главе с Александром, не пропустили врагов, а стали биться с ними на реке Неве (слайд сражения). Битва закончилась нашей победой. Александр говорил: «За правое дело – бейся смело». С тех пор Александра прозвали Александром Невским.
Звучит фоновая музыка.
Сейчас, ребята, мы с вами поиграем. Разбейтесь на три команды и выберите капитана. Капитаны подойдите ко мне, чтобы получить задание для своей команды. Капитаны команд получают от воспитателя конверты с заданием: собрать разрезные картинки (щит, меч, лук со стрелами), рассказать что это, для чего и как им действуют.
Да, ребята, вы собрали древнее оружие воинов тех времён. С помощью щитов, мечей и копий воины в старину защищали свои семьи, свою Родину. Александр Невский любил повторять: «Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет». Ребята, что означает эта фраза (ответы детей)? Русские никогда не нападали на другие земли.
А теперь давайте сыграем в игру «Дубок».
У нас рос дубок – вот таков! Корень его вот так глубок! Листья его – вот так широки! Ветки его – вот так высоки!
Ах, ты дубок, ты могуч. На ветру ты, дубок, скрипуч. Дай мне силы, отваги, добра, Чтобы землю родную
Защищать от врага!
Ребята, давайте вернёмся с вами к нашему опыту. Посмотрите, что произошло с нашей пластиной? Почему (ответы детей). А не хотите ли вы меня спросить: для чего и зачем я показала вам этот опыт? Хотите узнать? Тогда садитесь на стулья. Ребята, Александр Невский был очень умным полководцем. И этот опыт он применил в своём сражении на Чудском озере против немецких рыцарей – крестоносцев (слайд рыцаря – крестоносца). Александр знал, что у противника очень тяжёлые железные доспехи или латы, так называли воинскую одежду в старину. Немецкие рыцари даже коней одели в железные кольчуги. Он заманил рыцарей на лёд озера Чудское. Сражение произошло в апреле месяце. А что происходит со льдом на реках весной? Правильно, лёд начал уже таять, и от тяжести доспехов противника начал ломаться, и немецкие захватчики просто стали тонуть вместе с лошадьми (слайд сражения). Немецкие рыцари были разгромлены. Эта знаменитая битва получила название «Ледовое побоище». Благодарные Россияне поставили памятник в городе Пскове, где произошло Ледовое сражение (слайд памятника). А императрица Екатерина 1 учредила орден святого благоверного князя Александра Невского – это одна из высших наград Российской империи (слайд ордена). Что вы здесь видите? Это красный крест, который наложен на два золотых перекрещенных меча. В центре креста круглый медальон с портретом святого князя Александра. Этим орденом награждаются люди за самоотверженный поступок, мужество и отвагу по сей день. Всю свою жизнь Александр Невский посвятил освобождению земли от иноземных захватчиков. Он сохранил Русь. И за свои заслуги он почитаем простыми людьми и причислен церковью к святым.
Звучит музыка, на середину зала выходит мальчик:
А и сильные, могучие Богатыри на славной Руси! Не скакать врагам по нашей земле! Не топтать их коням землю Русскую
Не затмить им солнце наше красное! Век стоит Русь – не шатается! И века простоит – не шелохнется.
А сейчас, ребята, я прошу вас встать в круг. С помощью мяча проводится рефлексия.
- Тебе понравилось наше мероприятие?
- Ты узнал что – то интересное для себя?
- Что интересного ты узнал?
- Как ты думаешь, из того, что ты сегодня узнал тебе это пригодится? Для чего?
- Тебе было трудно?
- Что тебе было трудно?
|