Зайцева Татьяна Борисовна. Опыт инновационной деятельности в работе ДОУ «Биология для дошколят»

Опыт инновационной деятельности в работе ДОУ «Биология для дошколят»Опыт инновационной деятельности в работе ДОУ «Биология для дошколят»

Подготовила: старший воспитатель МБДОУ д/с №7- Зайцева Т.Б.

«Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной, полон неизвестных тайн. Я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое увлекательное занятие в мире» В. Бианки

Современный прогресс широкими шагами движется вперед. Государство стало уделять большое внимание фундаментальным наукам, активно привлекает к их развитию образование, и дошкольное детство не осталось в стороне. Конечно, дошколята не откроют новых химических элементов, и еще не создадут космический корабль, но их пытливый и чистый ум способен усвоить строение растений и человека, а раскрепощенная фантазия возведет небывалые ландшафты, вырастит новые фрукты, а в небо взметнутся чудо — птицы мечты…

 

Скачать конспект

Первые встречи с науками происходят в детстве. Опираясь на знания о возможностях и особенностях детей дошкольного возраста, педагоги нашего детского сада знакомят ребят с замечательной наукой – биологией. Почему именно эта, сложная, на первый взгляд, наука, заинтересовала педагогический коллектив? Причин этому несколько.

Во-первых, рассмотрим определение науки. Биология — система наук, объектами изучения которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой. Биология изучает все аспекты жизни, в частности, структуру, функционирование, рост, происхождение, эволюцию и распределение живых организмов на Земле.

Растения, животные, да и сам человек, всегда перед глазами ребенка и не могут его не заинтересовать. Значит, объекты растительного и животного мира, очень удобны для рассмотрения и изучения.

Во-вторых, эти науки станут проводниками ребят в мир здоровья, помогут получить валеологические знания: приобрести правильные привычки, научат ухаживать за своим телом, соблюдать гигиену и правила питания, приобщиться к спорту.

В-третьих, правильно подобранные формы работы с дошкольниками помогут усвоить элементарные естественно научные знания по биологии, лежащие в основе медицины, сельского хозяйства, экологии, т.е. стать немного исследователями и естествоиспытателями.

В программе дошкольного образования не предусмотрено знакомство с понятием «биология», но в своей работе дошкольные учреждения знакомят ребят со строением и значением растений и животных для жизни человека. Это происходит на занятиях по познавательному развитию, ОБЖ и экологии. С введением углубленной работы по получению первичных знаний по биологии дошкольники расширенно знакомятся с миром растений и животных различных природных зон нашей планеты, микромиром биологических объектов, приобщение к истории возникновения жизни на Земле. Эти знания помогают воспитать бережное отношение к природным богатствам, понять сущность многих явлений, происходящих на их глазах.

Целью проводимой работы стало — создание эффективной системы раннего включения детей дошкольного возраста в научную деятельность по формированию начальных научных представлений по биологии.

Для того чтобы данная деятельность была успешной проведена предварительная работа:

  • систематизированы имеющиеся методические и материальные ресурсы
  • выявлены возможности совершенствования условий, для организации инновационной деятельности
  • организовано взаимодействие с партнерами (дошкольными учреждениями района, краеведческим музеем, детской библиотекой).

Погружение ребенка-дошкольника в мир биологии, стало непростой, но интересной задачей для педагогов. Для дошкольного учреждения это направление стало инновационным, в работу погрузился весь коллектив детского сада.

Инновационная деятельность основана на принципах:

  • научности
  • реалистичности и доступности
  • ценностного отношения к природным объектам, жизни и здоровью
  • занимательности.

С целью совершенствования условий для формирования первичных научных знаний дошкольников по биологии в ДОУ были проведено корпоративное обучение педагогических работников (консультации, викторина, методическая неделя и открытые просмотры НОД), разработаны методические материалы (дидактические игры, буклеты, «книжки-раскладушки», иллюстративный материал, загадки, рассказы-описания, медиа-презентации, лэпбуки).

Для совершенствования предметно-развивающей среды в каждой группе созданы макеты «Природных зон»: «Лес», «Север», «Жаркие страны», «Природа Дальнего Востока», «Луг», «Деревня», «Подводный мир». Использование объемных композиций позволило проводить дидактические игры, моделировать истории и игровые ситуации, наглядно показывают необходимость каждого компонента природного и растительного мира для жизни на Земле.

Для того, чтобы работа протекала равномерно, творческой группой педагогов были разработаны перспективное планирование НОД и цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста, которые позволили постепенно знакомить детей с растениями и животными, строением человека.

При реализации инновационной деятельности ведущим был метод игрового проблемного обучения. Он пронизывал содержание каждого занятия, беседы. Учитывая, что предложенные мероприятия рассчитаны на детей дошкольного возраста, игровая мотивация приобрела занимательный характер, направленный на решение познавательных задач. Каждому дошкольнику была дана возможность узнать много нового в ходе своей ведущей деятельности — игры. Именно в ней он может органично представить себя исследователем, первооткрывателем тайн природы.

Сочетание классических (наглядного, словесного, практического) и современных методов игрового проблемного, было направлено на создание наиболее благоприятных условий для формирования устойчивого познавательного интереса к изучению биологических объектов.

Говоря о мире растений и животных, воспитатели обращали внимание на представителей флоры и фауны, которая находится непосредственно рядом с воспитанником. Одним из преимуществ местности поселка, в котором находится наше дошкольное учреждение, является близость к природе. Как можно упустить такую замечательную возможность?!

Для того чтобы увидеть мох, облепиху, шиповник, жимолость, не нужно далеко ходить — многие из этих растений находятся в пределах детского сада. Только протяни руку и на твоей ладони уже лежат замечательные, полные витаминами дикоросы. В беседах и на занятиях воспитанники узнали, чем они полезны, а какие растения опасны для человека и почему.

С миром животных вне занятий, дети знакомились на экскурсиях в заповедник и музей. Экскурсоводы рассказали о том, где обитает кабарга, о повадках рыси и волка. В ходе игр ребята сравнивали животных жарких стран и обитателей дальневосточной тайги, бурого и белого медведей.

Раннему включению ребенка в научную деятельность по биологии помогло использование синтезированных форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми, изучение своего тела, строение животных и растений в ходе экспериментальной, исследовательской и трудовой деятельности. Для ребенка были смоделированы ситуации, в которых приходилось выдвигать гипотезы, строить предположения, рассуждать и, самое главное, получать положительный или отрицательный результат.

Отдельно необходимо выделить экспериментальную деятельность, как часть поисково-иссследовательского метода. Экспериментирование – эффективный прием познания закономерностей и явлений окружающего мира. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. При формировании первичных представлений ребенка-дошкольника об объектах биологии, проведена практическая деятельность по выращиванию растений (комнатные растения, горох, фасоль), изучению их строения, особенностей роста. Помощниками в этом стали труд в природе и экологические игры.

Одним из наиболее ярких впечатлений ребят была работа с микроскопом. Рассматривая в многократном увеличении каплю воды, молока, ворсинку животного, волос человека, дети наблюдали суть вещей, восхищались и радовались открытиям.

Совокупность используемых методов и приемов, систематическое ведение работы, применение различных форм взаимодействия позволило добиться положительных результатов развития интереса детей к растительному и животному миру, формированию у детей привычек здорового образа жизни.

Представленные занятия, развлечения и опытническая деятельность были проведены в группах. По одному из занятий педагогические работники представили на открытых просмотрах в ходе Дней профессионального мастерства, которые проходят традиционно в дошкольном учреждении. Содержание непосредственно образовательной деятельности превышало программные рамки, но каждый педагог постарался показать интересные методические находки, помогающие дошколятам в игровой форме узнать много нового и растениях и животных нашей планете, строении человека, его физических возможностях.

Раннее включение дошкольников в мир биологии стало частью работы Муниципального инновационного комплекса Верхнебуреинского района. В рамках взаимопосещений дошкольниками района открытых мероприятий Муниципальной инновационной площадки, на базе МБДОУ д/с №7 проведено развлечение «Знакомься, твое тело». Его посетили воспитанники дошкольных учреждений района.

По окончании проделанной работы, создан видео-журнал «Хочу все знать!», который размещен на сайте дошкольного учреждения http: //mbdou-ds7-rodnichok. lbihost. ru/, где можно найти все материалы по созданию эффективной системы раннего включения детей дошкольного возраста в научную деятельность по формированию начальных научных представлений по биологии.

Участие в инновационной деятельности позволило дошкольному учреждению функционировать в режиме развития, расти вместе с каждым ребенком, когда главной целью является не получение новых знаний, а интересное проживание каждого дня самого ценного периода жизни человека – ДЕТСТВА.

Просмотров: 547
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Беспалова Наталья Петровна. Создание и использование дидактического материала «Экологические паспорта растений» для занятий с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ
  • Анжела Анатольевна Винюкова. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста в процессе различных видов деятельности
  • Озерова С. В. План-конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию представлений об объектах окружающего мира в старшей группе на тему: «Сохрани своё здоровье сам»
  • Коломоец Людмила Ивановна. Презентация 'Опыт работы по привитию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста'
  • Иконникова Людмила Михайловна. Использование загадок как одно из средств формирования представлений о животных у детей старшего дошкольного возраста
  • Панова Елена Николаевна Удалова Ольга Алексеевна. Активизация речевой деятельности детей дошкольного возраста с РАС на начальных этапах логопедической работы через организацию игрового взаимодействия.
  • Хилова Светлана Валерьевна. Создание условий в развивающей предметно-пространственной среде для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Морозова Елена Петровна. Экологическая викторина «В мире комнатных растений» для детей старшего дошкольного возраста
  • Парфенова Лидия Эрвиновна Якушева Юлия Александровна. Взаимодействие с социальными партнерами (из опыта работы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 41 № «Рябинушка»)
  • Лях Евгения Михайловна и Евстафьева Елена Борисовна. Формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста — использование дорожек здоровья.
  • Симонова Татьяна Антоновна. Проект по экологии для детей раннего возраста «В мире целебных растений»
  • Наталья Зорина. Тема проектирования: Создание и использование предметно – развивающей среды и игровой деятельности для формирования гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста.
  • Торлопова Татьяна Андреевна. Использование различных приемов работы со сказкой для развития речи детей дошкольного возраста.
  • Омельченко Виктория Валерьевна. «Внедрение проектной деятельности в педагогический процесс с целью повышения интереса к чтению и формирования читательских компетенций у детей дошкольного возраста».
  • Грачева Татьяна Михайловна. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ЭЛЕМЕНТАРНО ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
  • Брык Галина Ивановна. Опыт работы: «Создание условий для возникновения у детей раннего возраста эмоционально — положительных состояний и обогащения их эмоциональных переживаний»
  • Ушакова Елена Юрьевна. Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с родителями на тему 'Уроки Неболейки'.
  • Микита Анна Викторовна. Конспект занятия по формированию представлений о здоровом образе жизни для детей старшего дошкольного возраста «КАК ПОМОЧЬ КУТАЛКЕ»
  • Быкова Людмила Анатольевна. Методические материалы 'Педагогические условия организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста'
  • Кузнецова Юлия Владимировна. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в проектной деятельности.
  • Молчанова Ольга Ивановна. «Осенние заботы животных» — конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе детского сада.
  • Елена Осоткина. Опыт работы Тема: «Сюжетно-ролевая игра в жизни детей младшего дошкольного возраста»
  • Тазалова Наталья Александровна. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВЕДЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
  • Ефремова Оксана Васильевна. Система работы по развитию зрительного восприятия через изобразительную деятельность у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста
  • Екатерина Александровна Стулова. Педагогический совет в ДОУ на тему 'Организация работы ДОУ по внедрению новых форм физического развития, привитию навыков здорового образа жизни'
  • Рычкова Ирина Борисовна. Отчет по проделанной работе над проектом «Формирование умений работы пластическими материалами у детей дошкольного возраста на занятиях в творческой мастерской»
  • Шуршилина Елена Владимировна. Роль игры в жизни ребенка дошкольного возраста.
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Рудницкая Светлана Владиславовна. «Памятка для родителей по формированию правил здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»
  • Бортулева Маргарита. Творческая разработка «Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь