Крючок двойных посланий

                                         Крючок двойных посланий

Понятие двойного послания (двойной связки - англ. double bind) разработал Грегори Бейтсон с коллегами при изучении логических искажений в коммуникации. На этой концепции построена одна из теорий возникновения шизофрении.

В двойном послании заложена ловушка амбивалентности, когда действия, суждения невозможно истолковать однозначно: на словах - одно, в невербальных проявлениях - прямо противоположное. Это раскалывает психику ребенка.

Самый распространенный пример общения матери и ребенка, когда у матери не было опыта безусловной любви. Она должна проявлять любовь к своему ребенку, чтобы выглядеть нормальной заботливой матерью. На словах она выражает любовь, ребенок верит, раскрывается ей навстречу, т.к. ему нужна эта любовь, как воздух, но при сближении мать обдает его холодом и отталкивает, поскольку для нее, воспитанной с постоянно повторяющимися double bind в родительской семье, близость означает страшную боль. Близость для нее непереносима.

Поэтому она всегда найдет, чем оттолкнуть от себя ребенка. Он будет всегда в чем-то плох, виноват, никогда ему не дотянуть до того, чтобы его можно было просто похвалить. В лучшем случае это будут конструкции типа: "Да ..., но ...". Ребенку не остается ничего другого, как верить самому близкому человеку, что он действительно такой плохой, глупый, некрасивый, в любом случае, недостоин любви матери и любви вообще.

Ребенок не в состоянии понять и переварить подоплеку двойных посланий. Даже взрослым, выросшим в такой атмосфере, это осмысление задним числом дается с большим трудом. 

У ребенка нет шансов выйти из этих отношений в силу большой эмоциональной и физической зависимости от матери. Они продолжаются чаще всего и позже, когда ребенок вырастает и становится формально независим от родителей. Иной раз такому "ребеночку" уже за 50 и более лет.

Поскольку эти отношения очень мучительны для ребенка и могут вызвать у него сильные эмоциональные и поведенческие реакции, весьма неприятные для родителей, то его ругают, наказывают, осуждают, отвергают, может быть, даже бьют, если он так себя "так плохо" ведет. Следовательно, ребенок должен "стать хорошим" в надежде, что его полюбят. Но, что бы ребенок не делал, каких бы успехов в жизни он не добился, от самого близкого и дорогого человека он услышит что-нибудь вроде: "Ты мог бы сделать лучше". Знакомо? Самое печальное, что ни родители, ни ребенок не понимают механизмов происходящего и десятилетиями взаимно мучают друг друга.

Последствия практики двойных посланий в семье для ребенка очень плачевны. 

Для него становятся опасными близкие контакты с другими людьми: он обречен на одиночество. В паре такой человек не может дать любви и тепла, у него их просто нет.

Выходом для такого ребенка является часто аутистические проявления: уход из реальности в воображаемый мир, раньше это были книги, теперь компьютер, преобладание холодной логики, ителлектуализация.

Весь накопленный гнев, который было запрещено проявлять, обращается в агрессию на весь мир или аутоагрессию, сопровождающуюся соматическими проявлениями.

                          

Последствиями могут быть страхи: страх нового, страх совершить ошибку, страх будущего. Соответственно, появляется потребность тотального контроля и блокирования всего нового, неизвестного.

Крайним проявлением тактики двойных посланий для детей, растущих в особо токсичной атмосфере, может быть шизофрения или другие психические расстройства, относящиеся к ранним расстройствам, берущим начало в довербальном периоде.  При более благоприятных обстоятельствах речь идет о формировании шизоидного или нарциссического характера.

Человек, выросший в атмосфере двойных посланий становится не способным к метакоммуникации, т.е. прояснению дополнительными вопросами, что именно оппонент имел в виду. Из-за этого любую обращенную к нему фразу человек истолковывает очень специфически без возможности уточнения. Ему может казаться, что на него постоянно наезжают или обвиняют. Наверняка вам встечались такие люди, которым, что бы не сказал, они думают, что ты их хочешь обвинить и начинают оправдываться.

Для того, чтобы как-то функционировать, жертвы double bind используют три основных стратегии. Либо они воспринимают все примитивно, буквально, вне контекста, либо наоборот, человек ищет в любых посланиях скрытый смысл, отрицая буквальное значение, либо человек вообще отказывается от общения, замыкаясь в себе. 

В массе мы все жертвы принятых в наших семьях двойных посланий, поэтому и сами несем их дальше, общаясь на этом амбивалентном языке с детьми, мужьями и женами. Это происходит на бессознательном, а иногда на вполне сознательном уровне, т.к. в помощью двойных посланий очень удобно манипулировать. На месте авторов тренингов и статей не темы "Как привязать к себе мужчину" или "Как стать стервой", я бы взяла эту технику на вооружение.  

Двойное послание - это не только незавершенный гештальт, но и гештальт, практически не поддающийся осмыслению и завершению. В нем заложена такая путаница и такая невозможность прояснить послания, что зависание в нем очень стабильное и с трудом разрешимое. С его помощью создаются прочные зависимые отношения, особенно если мама партнера (партнерши) общалась с ним тоже с помощью double bind.

Как распознать, что Вы являетесь жертвой двойных посланий в отношениях? Это ощущается как будто вас вводят в заблуждение, обманывают, но при этом сказать об этом прямо Вы не можете, будучи в этом неуверенным, ведь на словах Вам говорят другое и обидеть партнера недоверием совсем не хочется. Тем самым Вы несомненно причините ему боль, т.к. он сам, скорее всего, действует неосознанно и не вполне понимает, что он действительно делает. Это ощущение путаницы, непонимания в отношениях и беспомощности их прояснить. 

Но говорить об этом надо, если даже партнер не готов к этому. Счастья и радости в таких отношениях быть не может ни для одной из сторон, а боли и непонимания - сколько угодно. Выражение своих чувств и ощущений в форме: "Мне кажется, что ...", "Я чувствую, что ...", без перехода на личности, может помочь установить контакт с партнером и прояснить отношения. Но, преодолеть укоренившиеся привычки токсичного общения может помочь обращение к специалисту.

Ваш арт-терапевт

Светлана Шмелева 



Просмотров: 296
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Развиваем мозг при помощи упражнения "двойных рисунков".
  • "Ловушки" любви: "Ты должен/должна быть хорошим/хорошей"
  • Влияние родительских посланий на сценарий жизни. "Спеши!"
  • "Приемный ребенок может стать родным?"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • "Ловушки" любви: «Ты - самый/самая лучший/лучшая, поэтому я должен/должна быть с тобой!»
  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?
  • "Дефицит родительской любви. Незаметные (или очень заметные) последствия во взрослой жизни".
  • 11 "волшебных" посланий малышу
  • "Папа может" или Роль отца в развитии ребенка!
  • Когда женщина "звучит", она не может быть в одиночестве
  • Почему в гештальт-терапии не может быть "сопротивления"
  • Отрывок из книги Ольги Кавер "Хочу ребенка: как быть, когда малыш не торопится?"
  • Как тренируется любовь или о "врагах", как лучшем "тренажёре" любви
  • "Неудобная" профессия: может ли психолог помочь своим близким и… самому себе?
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • "Мудрый человек всегда найдет способ, чтобы не начать войну"... О конфликтогенах
  • Когда говорить об "этом"?..или половое воспитание в семье
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Цена выбора в токсичных отношениях: Быть "хорошей" или "плохой"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь