Помню, как на третьем курсе один из преподавателей сказал нам: «Если вы пришли в психологию, чтобы помогать людям, то вам не сюда. Психолог не должен работать, чтобы помогать людям». В этот момент с одной стороны я услышала смешки, с другой – возмущение. Я сидела и размышляла, отчего же это так?
Не то, чтобы я шла в психологию однозначно с этой целью, но мне было совершенно неясно, как желание помочь может помешать мне быть психологом? Откуда такая идея, кто ее придумал и проверил? Конечно, мы часто слышим о том, что важно отслеживать у себя роль «спасателя», но для меня это было точно не про что-то одно и не истиной в последней инстанции.
Я носила слова профессора с собой некоторое время. Где-то я стала замечать, что его идея стала влиять на меня, и я старалась не хотеть помогать людям. Звучит как-то жестоко по отношению к себе.
Но эта влиятельная идея сослужила мне хорошо службу. Я стала задавать себе вопросы. Что я делаю здесь? Что в психологии ценно для меня, на что я опираюсь в обучении и профессии? Хочу ли я помогать людям, что в этом важного для меня? Есть ли что-то еще, что продвигает меня? Как я могу ответить идее о том, что психолог не должен хотеть помогать людям?
Отвечая себе на эти вопросы, я нашла ценности некатегоричности, неэкспертности, бережности и внимательного, любопытного отношения к человеку. Я нашла опоры в развитии, в конференциях и общении с сообществом, в знаниях и опыте волонтерства. И я сказала себе: “Вообще-то я хочу помогать людям, мне это права важно”. Я даже смогла определить для себя, что помощь - это не советы, не позиция “я скажу тебе, как жить”, а уважительное отношение и вопросы, которые могут как-то продвинуть человека, помочь найти его уникальный путь.
Итак, благодаря тому, что я встретилась с идеей профессора, я впервые познакомилась со своей позицией в отношении психологии, приобрела ее, стала устойчивей в ней. Эта позиция была про ценности, которые я выбираю в профессии. И для меня помощь человеку априори входила в эти ценности . И мне не нужно было больше оправдываться перед идеями о том, каким должен быть психолог, ведь я нашла то, что поддержит меня в моей собственной идее. Чувство, что чья-то история стала счастливей – прекрасно, я не стала отказываться от него. К этому чувству пришли и идеи про желание исследовать разные жизненные ситуации, находить в них то, что нам подходит, а что нет. И много всего еще…
Про что была моя история? Она обо мне, о том, как я ответила себе на вопрос, каким психологом мне важно быть, что важно воплощать, ради чего и почему. А какова ваша история?
________________
Статья написана для авторского проекта о научной и практической психологии Kushetka
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.