|
Отец сделал меня той, кем я стала...Автор статьи: Болсуновская Анна Михайловна
После очередной сессии, где мы с клиенткой очень близко подобрались к сценарию, я в очередной раз задумалась о важности пап в жизни женщин. И тут мне вспомнилось, что за пределами игр дедушка Берн писал удивительные вещи. В том числе и про пап. Ты, конечно, знаешь про сценарий , который передается из поколения в поколение, как горячая картошка. Но как конкретно. И причем тут папа? С мамой ведь все ясно, про это даже ленивый уже писал, а вот папа - темная лошадка:) Нас еще не было, а сценарий уже был Мама и ПапаУ наших мамы и папы тоже есть мама и папа, и какие-то отношения с ними отношение к ним. И нам важно, что папа думает о своей маме, и что мама думает о своем папе. Как складываются их отношения. Какие чувства по отношению к ним они себе запрещают. "На маму нельзя злиться, ее нельзя ненавидеть!", "из-за меня отец нас бросил", "я не должна была родиться, мама меня не хотела" и так далее. Это могут быть осознаваемые "убеждения" и чувства, но чаще нет. Скорее это то что заметно со стороны, но вы себе вряд ли в этом признаетесь, иначе сценарий выплывет на поверхность и game over: придется самому расхлебывать. Т.ч. вы продолжаете делать вид, что этого у вас нет. И вот у нас мальчик, который ненавидит свою маму, и третьего по счету отчима: "Ненавижу тебя! Шлюха!" Ненависть - вполне пригодное чувство. Как правило, оно свидетельствует о страсти - огромной потребности в объекте. Ненадежной привязанности. Нежелании делиться. А если делиться вынужден? Тогда вместо страсти получим ненависть. Откуда он узнал слово "шлюха"? От папы, от бабушки с дедушкой, от соседок на лавочке, от соседского мальчишки... Может он его и не понял, но оно идеально слилось с его состоянием преданного мужчины. Мальчик выжил, вырос, женился. И даже забыл думать про то что было в детстве. Сейчас он взрослый и головой понимает, что "мама тоже человек, устраивала жизнь". Он женился и у него родилась дочь. ДочьИ как взрослый человек, он конечно же хочет всего самого лучшего для нее. Но ... Когда у нас появляются дети, они активизируют нашу детскую часть, часто раненую часть. И вот незаметно для всех снова на сцену выходит маленький мальчик: "Ненавижу тебя! Шлюха!" Нет, конечно он не шепчет это над колыбелью. Может быть он и замечает некую амбивалентность в чувствах к дочери, м.б. легкое разочарование или страх, но не придает этому значения. А послание передается, передается невербально и неосознанно. Тут можно вспомнить о проекциях или других механизмах психологической защиты, которые помогают передать сценарий: "Кого-то она мне напоминает... Вылитая бабушка!" Хорошо, когда эти слова звучат, есть шанс осознать свой перенос, и разобраться со своими тараканами, но чаще идет отрицание. И чувства, вытесненные по отношению к собственной матери находят выход в отношении к дочери. Иногда активно, и тогда ее бьют, или пассивно, тогда ее критикуют, сравнивают или игнорируют. Малышка весьма рано начинает понимать, что с ней что-то не так. С каждым новым днем жизни она начинает все лучше ориентироваться в том, что именно не так: видит, слышит, чувствует, фантазирует. И годам к 3 уже точно знает как быть "папиной принцессой" - такой, о какой он всю жизнь мечтал, но не смог найти ни в матери, ни в жене. Поэтому создал сам свою Галатею. Помните этот миф о сумасшедшем скульпторе. Это про наших отцов: все они в большей или меньшей степени были Пигмалионами. . Как быть правильной принцессойТут не так много вариантов:
Почему Людоед? Помнишь, в основе развития ребенка лежит расщепление на хорошегоплохого родителя. И чаше всего вспоминается Мать-Ведьма, а есть еще папа: Отец- Людоед. Ненасытный монстр с огромным ножом (ага, снова фаллос) , о котором редко вспоминают. Папа - куда как более идеализируемая фигура. Бог. И тут можно вспомнить мысли Фрейда о зависти к ножу (или пенису) и немножко под другим углом посмотреть на нее: дело не в том что все девочки хотят папин член, а в том, что некоторые папы, так и остаются Людоедами вскормленными Ведьмами. И наша принцесса расщепляется, чтобы выжить и выбирает между быть ужасной или прекрасной: среднего не дано. Какая-то ее часть должна умереть. Как убить часть себяИ тут на помощь приходит мама (у которой тоже был папа, как ты понимаешь). Если папа девочки отвечает за цель:"Что", то мама за способ достижения цели: "КАК?" И девочка, отвечая на вопрос "как быть принцессой для людоеда", снова выбирает из двух противоположных вариантов:
Тут не нужно думать, обсуждать, анализировать: делай. Как ты уже понимаешь, дальше по жизни она всегда будет видеть только два варианта, а значит оставаться в замкнутом круге сценария. А что же Мать-Ведьма? Неужели мама в жизни девочки не так важна? Мать-ведьма присутствует, но скорее всего это будет бабушка (папина мама), нежели мама. А если мама с бабушкой (вдруг) оказались похожи (обе ведьмы), что удивительного. Он просто искал свою Галатею и находил. И можно, конечно всю жизнь оставаться Галатеей, а можно включить мозг и начать разбираться со всей этой веселой компанией. PS: с мальчиками все в точности до наоборот, там балом правит Мама (ведьма) и ее отец (Дед-людоед), а папа отвечает за то, как быть "принцем". Я попробовала насколько возможно просто рассказать о том, как рождается сценарий, надеюсь было интересно.
Оригинал статьи взят с моего сайта Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|