|
Лекция: Психология завистиАвтор статьи: Локоткова Марина Игоревна
Регуляторная система формируется в тот период, когда ребенок общается с матерью, и все здесь зависит от того, какие у них отношения. Т.е. эти отношения влияют на построение всей дальнейшей жизни.
И очень важен вопрос о том насколько матери удается создать комфорт при переходе от одного психического состояния к другому. Как матери удается утешить ребенка, когда он в состоянии отчаяния и горя и привести его в состоянии спокойствия. Успокоить ребенка, если он в состоянии возбуждения. Таким образом, еще в детстве у ребенка закладываются такие образцы, которые ему нужны потом для социализации. Боль, разочарования бывают в жизни каждого ребенка, и важно как он может переходить из одного состояния в другое. Из собственного опыта каждый знает, что иногда вы находитесь в каком-то состоянии и не можете из него выйти. Т.е. переходы из одного аффективного состояния в другое имеют значение ни чуть не меньшее, чем сами эти аффективные состояния. Это типично для Адлерианского подхода, т.е. человек рассматривается в движении, а не в статичном состоянии. Теперь переедем к аффекту «зависть»-это один из аффектов, который человек меньше всего желает в себе признавать. Завистью занимаются еще с античности, и это вопросы о том, как она возникает, какое действие она имеет. Но при этом Зависть рассматривается всегда с точки зрения морали, и только в последнее время ей стали уделять внимание с психологической позиции. Если мы хотим рассматривать Зависть с точки зрения психологии, то сразу возникают очень важные вопросы: 1) Зависть относят к аффекту, но имеет ли она все признаки аффекта? Бручик, известный исследователь аффектов, выдвигает два необходимых атрибута аффекта: 1) с биологической точки зрения он необходим для выживания, 2) он должен быть различим через язык тела, т.е. необходима интроспекция для того, чтобы его можно было заметить. т.е. он имеет квазисигнальную функцию. Возникает вопрос: имеет ли зависть сигнальную функцию и служит ли она для выживания? Зависть на первый взгляд может показаться бессмысленной, т.к. человек не получает то что он хочет, то чему завидует. Человек завидует обладателям каких-то предметов, но и обладателям определенных качеств, статуса. Так что возникает вопрос, действительно ли Зависть является аффектом? Нужно сказать, что она наблюдается в любом обществе и нет ни одного общества, где бы зависть не присутствовала у его членов. Мы даже считаем, что у животных есть зависть, например зависть к корму. Вопрос в том, таже ли это зависть, что и у нас? Еще один вопрос: постоянно ли мы завидуем или зависть возникает, и с течением времени она исчезает? Есть такие аспекты эмоциональной жизни человека, которые не исчезают никогда, например, страх. Мы никогда не бываем полностью свободными о страха, но есть критическая черта после которой нас он начинает беспокоить. В связи с Завистью возникает вопрос: постоянно ли мы завидуем. Или зависть возникает у нас периодически. Зависть основана на социальном сравнении. И мы постоянно сравниваем себя с кем-то, может быть тогда мы постоянно завидуем? Еще одна проблема: в том, чтобы отличить зависть от других понятий, например желания. Желания – это еще не зависть. Но есть и еще более близкие понятия, это прежде всего соперничество и ревность, они очень близки к зависти, но что характерно именно для зависти это то, что собственная самооценка и система ценностей полностью или частично рушится. Соперничество и ревность тоже представляет угрозу для самооценки, но в этих случаях человек еще может бороться. Соперничество и ревность гораздо больше принимаются в обществе, чем зависть. Например, в Италии убийство на почве ревности карается мягче, и судьи понимают основания преступника. Но если бы обвиняемый сказал, что я убил из-за зависти, для судьи это не было бы основанием смягчения приговора. Соперничество и ревность имеют смысл, имеют значение с точки зрения биологической, эволюционной, они позволяют что-то сохранить. Зависть отличается – кто завидует, тот уже что-то потерял. Однако соперничество и ревность все же очень близки к зависти. Они даже частично перетекают друг в друга, особенно это касается ревности. Явно наблюдаются 3 тенденции, которые широко представлены в литературе и опере. Отелло в опере Верди убивает Дездемону - предмет любви, которого он лишается. Ему кажется, что он вот-вот ее лишится, и он боится за любовь и убивает Дездемону. В опере Кавалерия Рустикана муж убивает любовника жены. В Мадам Баттерфляй она теряет своего любимого и убивает себя сама. Что ближе вам из этих 3 возможностей? Мы видим, что зависть агрессивна, но мы из-за этого не должны думать, что завистник сразу настроен на разрушение, это скорее проекция того, кому завидуют. Владелец предмета зависти думает, что его и этот предмет хотят разрушить. Показательным примером зависти является «Суд Соломона», вы наверно все его знаете. У двоих женщин рождаются дети, но ночью один из них умирает и мать погибшего ребенка собирается присвоить живого, но вторая женщина не отдает и Соломон должен решить, кому же его отдать. Его мудрым решением было разрубить ребенка на 2 части. Мать, у которой погиб ребенок, была согласна, потому что из-за потери ее ребенка в нутри нее пробел, пустота. Единственный мотив, который у нее остался - отобрать ребенка у второй, чтобы установить равновесие, чтобы не было так, что одна мать счастлива, а другая несчастлива. Т.е мы видим, что зависть здесь разрушительна, агрессивна. Но завить агрессивна не только к человеку которому завидуют, она агрессивна и к завистнику. На сколько я знаю, в русском языке есть похожие понятия, которые есть и в немецком: зависть гложет, терзает, от зависти можно сгорать, зависть пожирает, от нее можно лопнуть, позеленеть и зависть это отрава. Хроническая зависть даже изменяет внешний вид человека и может приводить к психосоматическим заболеваниям. Но что важно, страх перед завистью существует с обеих сторон. Завистник боится терзающего чувства зависти, и тот кому завидуют, боится этих чувств, каждый у кого что-то есть боится зависти. Т.е. Беспокоятся здесь обе стороны. Что интересно, в психологической литературе зависть представлена негативно с моральной точки зрения. Например Эрих Фромм пишет о зависти как о синдроме, который враждебен самой жизни, опасен для нее. Шульц Хенке психоаналитик говорит, что тот, кто завидует, хочет добиться чего-то ничего для этого не сделав. Т.е. зависть осуждается, но никто не объясняет, как она возникает. Зависть представляет собой понятие перегруженное с моральной точки зрения, т.е. зависть постоянно редуцируют до чего-то аморального, но это не психологический взгляд, это мораль. Я не против морали, но я хотел бы получить психологическое объяснение зависти. Мы же не говорим в психологии о лени, мы говорим о мотивации к действиям, о тех вещах, которые тормозят действия, препятствуют им. И мы пытаемся понять, как это все связано и почему человек совершает какие-то действия. Мы не говорим о тщеславии и гордыне, мы говорим о нарциссизме, о том, почему человек считает себя выше других. К зависти до последнего времени с этой позиции никто не подходил. Понятие зависти использовалось только для критики тех, кто хотел что-либо получить. Если мы хотим говорить о зависти, мы должны снять ее с позорного столба и перестать ее клеймить. Это необходимо нам для того чтобы понять психодинамические основы зависти. Она должна получить место в нашей психики, мы не должны отграничивать ее. Если мы подходим к зависти с этой точки зрения, то выясняется, что это очень многослойный феномен и у нее очень глубокие корни. Зависть в определенной степени влияет на отношения, так же как, например эротическая привлекательность или симпатия. Я надеюсь, что мне удастся показать вам психодинамику зависти. Полностью статья и другие лекции Австрийских профессоров прочитанные в ННГУ за 5 лет совместной работы на http://www.indpsy.ru Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|