|
Понимать друг другаАвтор статьи: Елена Бархатова
Порой бывает очень сложно понять друг друга. Кажется, что мы с разных планет, несмотря на то, что говорим на одном языке. Почему так происходит? Давайте разбираться. Каждый человек познает мир, получая информацию из пяти органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. Созданный на основе полученной информации образ мира кажется естественным. понятным и одинаковым для всех окружающих. Но не все так просто. В общении друг другом мы используем разные репрезентативные системы, благодаря чему по разному воспринимает окружающий мир. Что же это за системы и чем они отличаются друг от друга. В зависимости от типа восприятия окружающего мира принято выделять кинестетиков, аудиалов и визуалов. Для человека с ведущей кинестетичечской системой преимущественное значение имеют ощущения, для человек с ведущей аудиальной системой — звуки, для человека с ведущей визуальной системой — образы, зрительная информация. Преобладающий вид репрезентативной системы может выражаться очень ярко, а может и слабо. Яркое выражение ведущей репрезентативной системы осень хорошо заметно у маленьких детей, у которых репрезентативные системы развиваются друг за другом. Ведущая репрезентативная система определяет легкость усваиваемой информации. Например, ребенок увидел в магазине интересную книгу. Визуал будет тщательно её рассматривать, аудиал станет расспрашивать о чем она, а кинестетик возьмет её в руки и потрогает. Скорее всего эти трое выберут разные книги: визуал – яркую, с красивыми иллюстрациями, аудиал – со звуковым сопровождением, а кинестетик – приятную на ощупь В зависимости от типа ведущей репрезентативной системы различается форма хранения в памяти информации и способ ее извлечение. Например, думая о любимом человеке визуал вспомнит его лицо, аудиал – голос, а кинестетик запах или тепло прикосновений. Между типами репрезентативных систем есть различие и в процессе мыслительной деятельности. В путешествии по незнакомой местности визуал воспользуется картой, аудиал будет спрашивать дорогу у окружающих, а кинестетик займется поиском правильного пути методом проб и ошибок, пока не доберется до нужного места. Ведущий тип репрезентативной системы может оказаться причинной плохой успеваемости в школе. Если визуал будет лучше усваивать материал из учебника или с доски, а аудиал из объяснений учителя, то кинестетику придется труднее всех. Поэтому на начальных этапах детям приходится нарабатывать навыки перекодирования информации из одной системы в другую. От репрезентативной системы зависит и то, как мы рассказываем о своих эмоциях, чувствах, переживаниях окружающим. Об одном и том же состоянии люди с разной ведущей репрезентативной системой скажут по разному. Визул: «Я вижу, что это хорошее решение». Аудиал: «Я хочу сказать, что это хорошее решение». Кинестетик: «Я чувствую, что это хорошее решение». Если близкие люди имеют разный ведущий тип репрезентативной системы, то им может быть сложно понять друг друга, и тогда возникают конфликты. Представьте себе такую ситуацию: муж – кинестетик, он раскладывает свои вещи, так, чтобы ему было удобно их брать, поэтому они хаотично размещаются по всей квартире , жена – визуал, ей нравится, чтобы в квартире был порядок, лежащие по всей квартире вещи её зля и она пилит мужа за них. Муж считает, что жена его притесняет и не дает ему возможности создать для себя комфорт. Чтобы супруги поняли друг друга необходимо объяснить им ситуацию с позиции их ведущих репрезентативных систем. Если вы будете говорить с собеседником с позиции его ведущей репрезентативной системы, то легче найдете взаимопонимание и избежите ненужных конфликтов. Определить ведущую репрезентативную систему можно по особенностям речи. Визуал в речи употребляет в основном слова, связанные со зрением, аудиал – со слухом, кинестетик – с ощущением. Разговаривайте друг с другом на одном языке, это поможет вам избежать многих конфликтов и недоразумений.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|