Особенности работы психолога в условиях детского лагеря

В последнее время произошло большое увеличение количества детских летних загородных лагерей[1]. Большому количеству отдыхающих детей способствует государство, которое активно субсидирует население, оплачивая от 50 до 100% от стоимости путевки[2]. Родители с радостью пользуются этой возможностью, так как отдых в загородном лагере представляется им как целенаправленная программа на развитие коммуникативных навыков у ребенка, его самостоятельности, адаптации к новым жизненным ситуациям, а частое пребывание на свежем воздухе – укрепление здоровья. Такой взгляд подразумевает, что ребенок будет находиться в лагере с радостью и себе на пользу. Но на деле часто происходит обратное: дети начинают плакать по приезду в лагерь, ссориться со сверстниками, остаются непонятыми в новой среде, и сами не могут объяснить, что происходит с ними и вокруг. Помимо социальных и личностных проблем у детей есть еще и возрастные проблемы, работа с которыми осложнена столь коротким периодом пребывания ребенка на отдыхе, но без учета которых невозможно грамотно построить отдых и решить проблемы ребенка в детском загородном лагере (далее – ДЗЛ). Первый, к кому обращаются вожатые с проблемами – психолог. Таким образом, изучение работы психолога в среде детского загородного лагеря, и выявление особенностей данной работы является актуальным. Не достаточная разработанность особенностей работы психолога в условиях загородного лагеря, в которых психолог работает, является проблемой нашего исследования.

К должностным обязанностям психолога относятся умение консультировать детей и педагогический состав, проводить диагностику и коррекцию нормального и аномального развития ребенка, применять методы и методики с учетом разновозрастных детей в отряде (так как сейчас идёт тенденция к формированию разновозрастных отрядов[3] [5, с.308]), а так же пользоваться методами оценки и коррекции психологического климата в отряде и др.

Алешина Ю.Е. (1994) основную цель психологического консультирования определяет как оказание психологической помощи, т.е. разговор с психологом должен помочь человеку в решении его проблем и налаживании взаимоотношений с окружающими. Обозов Н.Н. (1993) цель психолога в консультировании видел в том, чтобы прояснять клиенту причины и следствия жизненных ситуаций. Тут необходимо довести до клиента имеющую отношение к его проблемам психологическую информацию. Эта задача порождает еще одну, когда необходимо изучить индивидуально-психологические особенности клиента, чтобы, исходя из них, правильно довести эту информацию, учитывая, что и в какой форме человек готов принять. Горностай П.П. и Васьковская С.В. (1995) определяют свой подход к психологическому консультированию как проблемный. Проблемы ставятся в центр работы и рассматриваются не как помеха, а как движущие силы развития личности клиента. Кочюнас Р.Б. (1999) определяет целью появление у клиента черт зрелой личности. Исходя из этого видно, что цель психолога – помочь человеку исходя из особенностей личности и ситуаций.

Итак, целью данной работы является получение новых знаний о работе психолога в условиях детского лагеря, что поможет в дальнейшем при разработке развивающих, коррекционных и превентивных программ для работы психолога с детьми в условиях ДЗЛ.

Для того, чтоб достичь поставленную цель были решены следующие задачи: проведен теоретический анализ литературы, имеющейся по данной теме, исследована рабочая ситуация психолога в условиях ДЗЛ, проведена интерпретация и анализ полученных данных.

Гипотезой данного исследования является предположение, что среда является определяющей для выявления тех или иных особенностей ребенка, заложенных до начала взаимодействия, а работа психолога имеет особенности, которые необходимо учитывать при составлении программы психологического сопровождения в ДЗЛ.

«Духовное развитие не есть простое выступление прирожденных свойств, а результат конвергенции внутренних данных с внешними условиями развития. Ни о какой функции, ни о каком свойстве нельзя спрашивать: «Происходит лти оно извне или изнутри?», а нужно спрашивать: «Что в нем происходит извне? Что изнутри?» (Штерн В., 1915, с .20).

Методологической основой исследования стали работы Э.Геккеля, В.Прейера, С.Холла, Л.С.Выготского, Д.Б.Элькони-на, Э.Эриксона, К. Уилбера.

Организация отдыха, оздоровления, занятости детей младшего школьного возраста и подростков была исследована Н.И.Ни-китиной, М.Е.Сысоевой, Н.Ф.Дик и некоторыми другими.

Практически все издания направлены на осмысление роли воспитателя, вожатого в коллективе детей и принятие активного участия в их отдыхе. «Что делать с детьми в школьном оздоровительном лагере? Конечно же, играть, сделать отдых детей в лагере полноценным, жизнь интересной, а воспоминания – радостными и приятными» [4].

В гуманистической педагогике каникул О.С.Газман, С.А.Шмаков. В.П.Бедерханова, Н.Б.Крылова и др. всегда пристальное внимание уделялось событийному окружению ребенка. Учёными и педагогами-практиками выявлены «методические ловушки», которые подстерегают любой лагерь и которые надо стараться обойти [1].

Как таковая работа с ребенком, конечно же, лежит на вожатых и на воспитателях. Воспитателями и вожатыми могут быть люди разных специальностей, хотя, безусловно, для работы с детьми предпочтение отдается претендентам с педагогическим образованием. Чаще всего вожатыми становятся студенты 1-2-х курсов педагогического института, пришедшие в лагерь для прохождения практики. Тогда очевидно, что они не углубляются в психологические знания о возрасте, социальной ситуации развития, ведущей деятельности, известные нам по работам Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина. Хотя эта информация наиболее полезна при решении целесообразности того или иного вида деятельности ребенка на территории лагеря, при разрешении конфликтов внутри отряда [2]. Тогда задачей психолога становится повышение психологической компетентности педагогического состава.

Работа психолога в лагере связана с урегулированием конфликтных ситуаций, играми на сплоченность коллектива, на адаптацию детей к незнакомым условиям и коллективу и коррекции эмоциональных состояний в процессе адаптации и социализации. Время работы психолога в лагере лимитировано сменой в 21 день. В этот период психолог основными задачами ставит: формирование отрядов, реализации программы адаптации, индивидуализации, интеграции, подготовке к расставанию [7, с.107-112]. Помимо этого решаются проблемы коммуникации. В процессе пребывания детей в лагере возникают запросы детей на индивидуальные консультации, в которых встают различные вопросы: от внутриличностных конфликтов, проблем самооценки, до детско-родительских проблем, связанных с отношениями в семье, влияющими на ребёнка, а также его миропонимание, мировосприятие и психические состояния. В условиях ограниченности времени, невозможность общения с родителями. А так как ребенок находится вне обычных условий своего развития, вне своего привычного окружения, без непосредственного присутствии родителей, то этот период можно рассматривать как благоприятный период для становления личности ребенка, возможность попробовать свои возможности иначе, попробовать другую социальную роль. Это прекрасная возможность для самого ребенка увидеть себя и мир с другой стороны. Работа психолога поможет ему поднять или выровнять самооценку, это хорошее время для коррекции коммуникативных навыков, плавному вливанию ребенка в коллектив, поднятие его собственной точки зрения, адекватной действительности для социальной адаптации.

Это возможно потому, что дети в своем большинстве не знакомы друг с другом и, скорее всего, в дальнейшем общаться не будут.

Большой сложностью является тот факт, что на территории лагеря единовременно находится от 350 до 1 000 детей за одну смену. Психологу необходимо не только определить структуру отрядов, выровнять взаимоотношения в коллективе, но и поработать индивидуально со многими проблемами, которые возникают в детских коллективах ежедневно.

Как уже говорилось выше, работа психолога не ограничивается детским коллективом. Важность положительного настроения воспитателей, вожатых и другого персонала так же осознается психологом. Поэтому следующей особенностью работы психолога в лагере является актуализация осознания воспитателями и вожатыми важности своего участия в жизни детей и повышение самооценки за счет успешного выполнения порученной работы.

Часто, приходя работать вожатым в лагерь, ребята до конца не осознают своих функций и создают образ вожатого либо из лично предыдущего опыта, либо из фильмов о детских лагерях. В таких ситуациях они сталкиваются с проблемами не только эмоциональными, коммуникативными и социальными, но и с личной некомпетентностью.

Причина в том, что высококвалифицированные специалисты и преподаватели не часто согласны ездить в детские лагеря для продолжения работы в период своего летнего отпуска. Поэтому,  есть необходимость повышать уровень компетентности будущих работников, когда большую роль играет наличие и умение пользоваться психологическими знаниями [3]. Работа психолога с коллективом воспитателей и вожатых подразумевает еще и превентивные действия для ознакомления будущих работников с условиями работы, той активностью, которая от них будет требоваться в процессе работы в лагере и т.п. А для этого работа с будущими вожатыми и воспитателями должна начинаться за пределами лагеря [7]. Тут необходимо придерживаться принципов, сформулированных К.К.Платоновым для профессиографии. Это принцип комплексности, целенаправленности; принцип личностного подхода; принцип надежности (требования к помехоустойчивости личности); принцип дифференциации, предусматривающий различные специальности, входящие в данную профессию; принцип типизации, требующий объединения профессий в определенные группы; принципы перспективности и реальности [8].

Проблема же профессионального педагогического коллектива является формализм, когда все прописано, рассчитано вплоть до минут и сбоев не должно быть [1] и заорганизованность: наличие множества методических приемов дает возможность «загрузить» смену до предела, но в результате каждодневной интенсивной деятельности и псевдодеятельности дети начинают испытывать эмоциональную и интеллектуальную усталость, для них марафон игр превращается в их тягостный конвейер [5].

Таким образом, учитывая особенности социальной среды в ДЗЛ существует ряд особенностей работы психолога. К ним относятся:

- лимитированность смены;

- отсутствие непосредственного родительского контроля;

- большое количество разновозрастных и незнакомых друг с другом детей;

- молодой состав вожатых;

- запрос на проведение индивидуальных консультаций, связанные с личностью ребенка.

К детям в загородных лагерях необходим особый подход, который будет включать в себя функцию воспитания через призму философских, педагогических и психологических знаний. Руководствуясь этим можно предположить необходимость разработки целостной программы психологического сопровождения детей в ДЗЛ в рамках интегрального подхода, с учетом возрастно-психологического подхода в консультировании.

 

Список литературы:

  1. Белов В.Н. Продуктивность деятельности детей в летнем оздоровительном лагере как условие их самореализации: Дисс. … канд.пед.наук. /Мордовский гос. пед. ин-т им.М.Е.Евсевьева. Арзамас, 2010. 141с.
  2. Бурменская Г.В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2002. 416 с.
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. /Под ред. В.В.Давыдова. М.: АСТ Астрель Хранитель, 2008. 671с.
  4. Горбунова Н.А. Школьный лагерь: Разработка занятий с детьми в школьном оздоровительном лагере. Волгоград: Учитель-АСТ, 2003. 131с.
  5. Организация летнего отдыха детей и подростков // НИРО: Нижегородский институт развития образования. Официальный сайт. URL: http://www.niro.nnov.ru/?id=7161.
  6. Попова С.В. Воспитательные возможности разновозрастного детского коллектива // Мир образования – образование в мире. 2008. №1(29). С.308-314.
  7. Рогов Е.И. Программа работы психолога в пионерском лагере // Вопросы психологии. 1990. №3. С.107-113.
  8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. 480с.

 

[1] Президент РФ, Медведев Д., на совещании по вопросам организации летнего отдыха детей, 3 мая 2011, Сочи

[2]  Глава Роспотребнадзора, главный госсанврач России Онищенко Г., 2007.

[3] Пример создания устава разновозрастных отрядов в МОУ СОШ №107 г.Челябинска (http://74209s107.edusite.ru/p39aa1.html).



Просмотров: 732
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кибертерапия (е-терапия, интернет-консультирование) как перспективный метод консультационной работы в деятельности практического психолога и специалиста социальной работы
  • Фототерапия как метод психокоррекционной работы в работе практического психолога и специалиста социальной работы
  • Логинова О.И. Как выбрать психолога для работы с психологической травмой?
  • Роль психолога в системе реабилитации химически зависимых и проблемы, возникающие в процессе его работы
  • Я хочу лучшего психолога для себя, или Как выбрать психолога. Как понять, что терапевт вам подходит?
  • Как выбрать психолога для работы с паническими атаками и вегето-сосудистой дистонией?
  • Организация работы педагога-психолога с педколлективом (для молодых и начинающих специалистов)
  • Правильно ли в детском лагере смешивать детей из социальных и нормальных семей?
  • Особенности работы психолога с детьми
  • Критерии выбора психолога для работы с подростком.
  • Сила воли или почему не сбывается загаданное. И почему это важно для работы психолога.
  • Сколько встреч необходимо для работы с психологом, чтобы решить свои проблемы
  • Занимательная арифметика. Себестоимость часа работы психолога (не для слабонервных).
  • Об ответственности клиента и психолога во время работы
  • Особенности работы педагога-психолога с детьми,испытывающими тревогу и страх.
  • Что такое психологическая проблема и предмет работы психолога
  • Этика работы психолога. Принцип уважения
  • Анализ некоторых подходов и технологии работы практического психолога с мотивационной сферой личности.
  • Значение театра в жизни 7-10-летних детей: взгляд детского психолога
  • Принцип работы психолога/психотерапевта в Позитивной Психотерапии
  • Что для ребенка является психологической травмой?
  • Таинство работы детского психолога
  • Что делает психолог? И что происходит во время встречи клиента и психолога?
  • Жестокость работы психолога или защитная реакция клиента.
  • Для чего нужен психолог и как его выбрать? Руководство при выборе психолога
  • Задачи коррекционно – развивающей работы психолога с детьми с заиканием.
  • Коротко об особенностях работы психолога с детьми с ОВЗ и роли родителей в их развитии
  • Благодарность клиенту, как часть работы психолога.
  • Как проблему в поведении ребенка превратить в навык? Или ОРКТ для детей.
  • Правила совместной работы психолога и клиента



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь