Как помогать ребенку справляться с волнением перед публичными выступлениями
Умение выступать перед публикой – искусство, которое требуется во многих областях нашей деятельности. Вот только подавляющее большинство людей испытывают массу неудобств выходя говорить речь перед публикой. И неважно насколько длинная речь и какова численность аудитории. Для многих даже небольшое высказывание своего мнения на совещании коллег превращается в ад. Практически все, кто выступал и выступает публично желают нескольких вещей:
- Выходить на публику без страха и волнения.
- Уметь говорить четко внятно и красиво.
- Уметь мыслить быстро и четко, и понятно доносить свою мысль до публики.
- Научиться влиять своим ораторским мастерством на публику.
Научиться всему этому можно и нужно. Достичь вершин ораторского мастерства можно лишь одним путем – регулярными тренировками!
Понятно, что все мы хотим вырастить своих детей успешными, поэтому пытаемся помогать ребенку овладеть навыками публичных выступлений. И неважно где выступает наше чадо: на детском утреннике, читает доклад в школе, поет или танцует перед зрителями, мы переживаем за него и хотим помочь справиться с этим наилучшим образом.
Есть дети, которым очень нравится быть на виду. При любой возможности (и даже без нее) они стараются показать себя и свое мастерство. Основная помощь таким детям – не мешать заниматься им тем, что нравится. Родительские одергивания «ну что ты как выскочка» или реплики учителя «тебя мы в этот раз не звали, ты не подходишь» могут со временем убить всякую охоту выходить на публику у ребенка.
Есть дети, которые в силу своего темперамента и наследственных особенностей не любят быть на виду. Им становится сложно мыслить и говорить на сцене. Основная помощь такому ребенку – никогда не заставлять его силой делать то, что ему тяжело. «Ты будешь выступать с докладом, так как я потратила кучу сил, чтобы пропихнуть тебя в этот класс!», «Выступишь – я куплю тебе новый телефон», «Откажешься – за дело возьмется папа!»… Манипуляции, угрозы, принуждения сделают только хуже. Если у ребенка будет выбор пойти или нет, возможность решать самостоятельно, возможно в будущем ему и захочется научиться справляться со своими страхами. Вот тогда нужно будет его поддержать.
Все мы очень индивидуальны, у каждого своя ситуация, поэтому нет одного решения и волшебной таблетки для всех. Я предложу вам несколько рекомендаций, которые помогали другим детям. Возможно что-то подойдет и вам.
Для первых выступлений перед публикой старайтесь создать ребенку хорошую поддерживающую среду. Он не сможет всего предусмотреть и не волноваться, поэтому важно, как его примут. Пусть просто получает удовольствие и осваивается на сцене на первых выступлениях. Я знаю девочку из начальной школы, которая все лето путешествовала с родителями и собирала интересный материал для доклада в школе. Когда же вернувшись осенью в класс, она начала с увлечением рассказывать о других странах, учитель резко прервала ее: «У нас и своих интересностей хватает! Садись! У кого есть доклад про наш город?». В школу после этого совсем расхотелось, не говоря уже о докладах.
Одежда, в которой ребенок выступает должна быть удобной и обязательно нравиться ему. Мысли о том, что «я выгляжу как болван в этом костюме» не станут способствовать уверенности в себе, которая нам так нужна перед зрителями. Колючие пайетки, тугие ремни, сваливающиеся детали костюма и др. не только не позволят получить удовольствие от сцены, но будут мучительно отвлекать от программы.
Несколько лет назад я выступала на «Детском радио», где девочка из начальной школы позвонила в студию и спросила, как ей не волноваться у доски? Я спросила, знает ли она урок? «Да, все хорошо знаю и могу рассказать, но не перед классом», - ответила она. «А чем ты занимаешься на перемене перед уроком?» - спросила я. «Я стою перед входом в класс у стены и жду, когда прозвенит звонок», - тихим голосом ответила школьница. Пока все бегают и отдыхают от парты, она стояла неподвижно и думала о предстоящем ответе. Тогда я предложила ей попробовать побегать и попрыгать перед уроками, где ей надо будет отвечать у доски. Волнение перед выступлением всегда сопровождается выбросом адреналина, который бушует внутри и не дает нам сосредоточиться. Важно дать ему выход. Придумайте для ребенка удобную физическую активность, чтобы снизить страх. Потом нужно немножко отдохнуть и можно выходить на сцену.
Считается, что присутствие родителя в зале является мощной поддержкой ребенку. Часто это так, но не всегда. Некоторые дети не хотят, чтобы родители присутствовали в зале и видели их выступление. Не надо спорить, уговаривать и тем более вызывать чувство вины: «Как же я не пойду и не увижу?! Мы же столько готовились и я останусь без твоего выступления?!», «Ты меня не увидишь, я постою далеко-далеко», «А кто же будет тебя снимать?! Нет, я буду перед сценой! Нам же еще бабушке видео надо отправить». Если вы помогаете ребенку освоить навыки выступлений для него и его будущего, а не для своих (бабушкиных) амбиций, то просто скажите: «Хорошо, я буду держать за тебя кулачки дома/на улице/за сценой. Если вдруг я понадоблюсь, дай мне знать».
Есть разные кружки, которые помогают научиться свободно говорить, легко держать себя на сцене, помогают практиковаться в выступлениях. Если ваш ребенок хочет посещать такие – отлично! Есть клубы юного оратора, тренинги уверенности в себе, лидерские программы и конечно же театральные студии. Если вы попали в хорошее место, знания и умения полученные там ребенком точно останутся с ним надолго и даже навсегда.
Обязательно практикуйте выступления в семейном кругу. Это могут быть воскресные обеды, к примеру. Когда вы собираетесь всей семьей и каждый готовит свое выступление перед зрителями. Это может быть песенка, танец, кукольный театр, доклад о чем-то интересном, рассказанный для всех. Такая традиция не только поможет вашему ребенку гораздо лучше справляться с выступлениями, обогатит его опыт, но и сблизит вас друг с другом. Ваши теплые отношения – самая большая поддержка и защита для ребенка во всем.
Возможно вы не раз видели, как юные спортсмены выходят на площадку или сцену со своим талисманом-игрушкой. Прежде чем поклониться публике, они сажают свой талисман перед собой на разрешенное жюри место. Это придает им сил и уверенности в своем отличном выступлении. Попробуйте предложить ребенку такой способ придания себе сил. Если он согласен, выберете талисман вместе. Не критикуйте его зайчика или мишку, а поддержите его выбор. Это же его талисман и он видит в нем что-то свое, важное для него. Если нет возможности выносить игрушку на сцену, пусть ребенок сам придумает ей место, где она должна его ждать и наполнять уверенностью в своих силах. Для многих достаточно видеть свой талисман. Перед выступлением ребенок обращается к нему взором и мысленно подмигивает: «Ну, я начинаю».
После выступления всегда важно похвалить ребенка. Перечислите все-все, где он был большим молодцом. Недочеты, которые есть почти всегда, обсуждайте позже и аккуратно: «Как думаешь, что ты можешь сделать, чтобы вот тут, это звучало еще лучше?», «Я могла бы тебе как-то помочь, чтобы здесь ты был еще более уверенным?».
Есть много помогающих ребенку рекомендаций. Важны прогоны-репетиции программы. Разбор структуры и акцентов выступления, и многое другое. Но об этом, вы наверное уже знаете. Желаю, чтобы ваш ребенок не только удачно выступал, но и получал массу удовольствия от общения с публикой.
Катерина Истратова
Материал на Телеканале "О!" вы можете посмотреть здесь http://www.kanal-o.ru/parents/10101
Возможно вам будет полезна моя книга "КАК ВОСПИТАТЬ ЛИДЕРА".
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.