|
Антисоциальное личностное расстройство в практике психологаАвтор статьи: Мосин Алексей Викторович
АЛР – личностное расстройство, характеризующееся длительной историей антисоциальных и криминальных действий, неспособностью жить по социальным нормам, агрессивностью к людям и животным, патологической лживостью. Данное ЛР относится к кластеру «В» в классификации DSM-IV, которое характеризуется нестабильной личностной организации. В МКБ-10 данное расстройство имеет код F60.2 и именуется «Диссоциальное расстройство личности». Для постановки диагноза АЛР необходимо наличие 18-летнего возраста и ему должно предшествовать в анамнезе нарушение поведения до 15 лет. Таким образом, выделяют два варианта АЛР: детский и взрослый. Более подробно детский вариант АЛР (Нарушение поведения в детском возрасте) в отдельной статье Распространенность. По РФ – 4,7% популяции (по Смулевичу А.Б.). Соотношение мужчин и женщин 10:1. По данным исследователей США: 3% мужской популяции и 1% - женской. Второе по распространенности ЛР. Среди всех заключенных около 68-75 % - лица с АЛР.
Критерии диагностики. АЛР – единственное ЛР, для которого требуется начало в детстве (до 15 лет) и должно стабильно (без перерывов) проявляться не менее чем 5 лет. В классификаторе DSM-IV (как и в DSM-V) выделяется 8 критериев, четырех из которых достаточно для постановки диагноза АЛР (и как минимум трех критериев из «Нарушения поведения в детском возрасте», ссылка на которое выше): 1. Трудности с «правильным» поведением на работе и отношение к работе: А) Не занятость на работе более чем 6 месяцев при возможности трудоустройства или наличии работы; Б) Систематические прогулы, объясняемые собственной болезнью или болезнью членов семьи; В) Увольнение с работ(-ы) без планов на будущую работу. Спонтанное и необдуманное увольнение. 2. Трудности с соблюдением социальных норм и законодательных актов, которая выражается в повторном и систематическом совершении антисоциальных действий (кражи, мошенничество, торговля наркотиками и пр.); 3. Агрессия и раздражительность, направленные на окружение. Применение физической силы (систематические драки и нападения, включая семью и детей); 4. Постоянное пренебрежение финансовыми обязательствами (неуплата алиментов, постоянные долги, игнорирование финансовых потребностей семьи и пр.); 5. Трудности в планировании своего поведения и будущего, импульсивность. Данный критерий показатель рассогласованности временной перспективы. А) Склонность к дромомании (бродяжничеству), бесцельному путешествию (без планов, цели). Часто их теряют родственники, дети; Б) Отсутствие фиксированного адреса в течение месяца и более; 6. Патологическая лживость, ни в чем не являются правдимыми (систематическая ложь, использование вымышленных имен с целью получения собственной выгоды); 7. Проявление пренебрежения к безопасности других людей (вождение машины в не трезвом виде, превышение скорости); 8. Трудности в семейной и личной жизни. Будучи родителями не могут выполнять свои функции по отношению к детям с ответственностью: А) Дети голодают; Б) Заболевания детей из-за несоблюдения гигиены; В) Отсутствие обращения за медицинской помощью при серьезном заболевании; Г) Предоставление ухода за ребенком и крова перекладывают на других; Д) Трата финансов на собственные нужды, вместо ведения хозяйства и нужд детей; Е) Отсутствие сожаления и вины за происходящее; Ж) Нестабильные половые связи (отсутствие моногамии более, чем на 12 месяцев). ____________________ В классификации МКБ-10 данное расстройство имеет кодировку F60.2 «Диссоциальное расстройство личности». Выделяется 7 критериев, трех из которых достаточно для постановки диагноза: 1. Отсутствие эмпатии. Бессердечное и бесчувственное отношение к чувствам других; 2. Отчетливая и стойкая безответственность и пренебрежение социальными нормами, правилами и обязательствами; 3. Неспособность к поддержанию устойчивых отношений, при отсутствии затруднений в их установлении; 4. Крайне низкая фрустрационная толерантность и низкий порог проявления агрессивного поведения, в том числе насильственного; 5. Отсутствие осознания вины или неспособность «извлекать уроки» из негативного жизненного опыта; 6. Обвинение окружающих в собственных неудачах; 7. Постоянная раздражительность. Можно видеть, что критерии пересекаются и повторяют друг друга в двух представленных классификаторах. Клинические проявления. АЛР обычно начинается в детском возрасте (около 8 лет), проявляясь в разнообразных нарушениях поведения, которые достигают развернутой и полноценной клинической картины к 25-30 годам. Эмоционально-мотивационная сфера и особенности временной перспективы Малая выраженность реакции страха как свидетельство дисфункции Я (диффузности). Это положение подтверждает факт того, что лица с АЛР, зная о наказании за совершаемые ими действия антисоциального характера, все равно их совершают («Нужное мне я получу сейчас, а наказание будет (если будет) то потом»). Также данный факт свидетельствует о рассогласовании временной перспективы и образа будущего, о трудностях в установлении причинно-следственных связей. Они фиксированы на настоящем времени, на сиюминутном удовлетворении возникающих потребностей (примитивно-гедонистический принцип удовлетворения потребностей). Несмотря на то, что у лиц с АЛР есть цель в жизни, но отсутствуют навыки или способности для ее достижения, они сосредоточены на настоящем, на поисках тех, «за счет кого» они смогут достичь цели, а не на приобретении необходимых навыков. Откладывание сиюминутного удовлетворения потребности вызывает значительный дискомфорт и стресс, способствуя аддиктивным реализациям (отсюда высокая коморбидность АЛР с аддикциями). Гедонизм – основополагающий признак АЛР. Вся деятельность направлена на получение удовольствия, причем без осознания реальной возможности последующего наказания за антисоциальное поведение ему способствующее. Данная особенность сказывается на том, что «запугивание» последствиями совершаемых ими действий не работает. Гедонизм тесно связан с импульсивностью. Сиюминутное удовлетворение желаний и потребностей, в том числе и агрессии, реализуется незамедлительно, посредством импульсивного акта. Лица с АЛР не переносят одиночества, скуки и социальной изолированности. Внутреннее ощущение скуки заполняется:
Они стремятся к постоянной гиперстимуляции, установлению контактов с другими людьми. Если данная потребность фрустрируется, то это приводит к вспышкам агрессии. Агрессия характеризуется эмоциональной холодностью, уплощенностью и отсутствием глубины переживаний (и самими переживаниями). Отсутствие рефлексии и эмпатии – характерная особенность лиц с АЛР, которая отличает их от социально интегрированных личностей. Данная особенность в явной форме проявляется в отсутствии сострадания, лояльности, сочувствия, ответственности, радости жизни. Для достижения своих целей могут имитировать любовь, честность, доброту и т.д. Человек с АЛР внешне очень хорошо «имитируют» переживания, но это всего лишь ролевое поведение, без реального переживания эмоций и их глубины. Отсутствие эмпатии и рефлексии прямо сказывается на межличностных взаимоотношениях, особенно на семье и браке, отношению к детям. Межличностные отношения Мышление носит практический характер, соответствует принципу реальности, но направленно в основном на настоящее время или ближайшее будущее. Отличные манипуляторы. Имеют хороший словарный запас, убедительные собеседники, «красиво» говорят. Те, кто их мало знает, с легкостью верят в то, что они говорят. Они умеют «нравится», вызывая шарм, добиваясь прощения за свои огрехи, отлично убеждают оппонентов в собственном «раскаянии» (причем даже тех, кто уже неоднократно «обжигался» о них). Истинное лицо человека с АЛР раскрывается в их действиях и отношениях к другим людям, а не в словах. Особенно эта особенность проявляется в ситуации установления доверительных отношений, когда есть временной промежуток, за время которого можно наблюдать динамику отношения человека с АЛР. Очень характерно стремление к власти и доминированию. В сексуальных контактах не разборчивы, характерен промискуитет (либо систематические измены, обращение к проституткам). Лица с АЛР образуют группу риска по распространению ИППП, особенно ВИЧ-носительства. Профессиональная деятельность Из-за гедонизма вся рабочая деятельность должна совпадать с потребностями лица с АЛР. В случае их несовпадения они не будут выполнять данную работу. Так как лица с АЛР быстро пресыщаются и им все быстро надоедает, они являются социально непродуктивными. Как и в случае с другими ЛР кластера «В», они с энтузиазмом и «запалом» начинают вовлекаться в деятельность, но очень скоро разочаровываются и обесценивают ее. Потеря мотивации напрямую сказывается на результативности деятельности, совершаемых ошибках, что, в свою очередь, вызывает негодование окружающих. При проведении профотбора на вахтовые методы деятельности, экспедиции и пр. виды деятельности, связанные с переездами и нахождению в «замкнутых» группах, следует очень точно «отсеивать» лиц с АЛР. Это связано с тем обстоятельством, что последние не переносят монотонности и гипостимуляции, вызывая вспышки агрессии. При малом количестве критериев, некоторые лица весьма успешно делают профессиональную карьеру в сфере бизнеса, адвокатуры, медицины (патологоанатомы, хирурги) и нек. др. Модель продвижение по карьере: подсиживание руководителей, использование сотрудников как «информаторов», искусное перекладывание «вины» на других, создание «нужных» дружеских связей до получения желаемого результата. Порой их профессиональная реализация «выходит боком» для работодателя (провоцируют рабочие конфликты, сплетничают, перекладывают «вину» и пр.). На ум приходит пример, отлично иллюстрирующий данное утверждение – доктор Хаус. Суицидальность Лицам с АЛР, как и лицам с ПЛР, свойственны суицидальные реализации. Но, в отличие от ПЛР, при АЛР суицидальные попытки носят больше демонстративный характер. Летальность суицидов при АЛР не отличается от показателей «нормальной» популяции (статистически). Факторы, влияющие на увеличение суицидального риска при АЛР:
Связь с преступностью (криминалитет) По данным исследований, менее половины лиц с АЛР совершают преступления. Это указывает на тот факт, что криминальное поведение не является необходимым признаком АЛР. Преступное поведение свойственно также пограничному личностному расстройству, нарциссическому ЛР, сочетанным формам ЛР (преимущественно кластера «В») В то же время, в зависимости от количества диагностических критериев и длительности течения АЛР, выделяют как легкие формы (не опасные для общества) и тяжелые формы (опасные для себя и общества). Причем опасность куда выше, чем у лиц с серьезными психотическими расстройствами. Ряд исследователей АЛР и криминологов указывают на необходимость выделения «криминального типа АЛР», в мышлении которых преобладают криминальные схемы и сценарии. Преступники с АЛР часто имеют черты, свойственные нарциссическому расстройству личности – грандиозность. Сочетание черт АЛР+НЛР имеет высокую криминалистичность, так как собственные потребности превыше «всего и всех», отношение к себе как привилегированной персоне и наличие «особых прав». Такое сочетание часто обнаруживается у насильственных преступников, серийников, сталкеров. Из-за отсутствия способности проживать и понимать эмоции они неспособны к идентификации с жертвой, поэтому часто совершают очень жестокие, хладнокровные и спланированные преступления (жестокое обращение с животными, издевательство над слабыми, садизм, насилие и пытки и пр.). Многие преступления планируются не с целью получения выгоды, а с целью испытать возбуждение, встряску. Защитные механизмы Основными защитными механизмами при АЛР являются примитивные защиты, чтобы всячески оградить сознание от негативных эмоций:
Лица с АЛР отлично проецируют вину (которую отрицают) на других лиц, обвиняя всех вокруг, но только не себя (по принципу: «все вокруг плохие, только я – воздушный шарик»). Очень выражено стремление контролировать ситуацию и всех ее участников. При накоплении в сознании негативных эмоций (когда защиты не справляются) прибегают к деструктивным реализациям, вспышкам ярости, агрессии и насилия. _____________________ Рассмотрев основные аспекты проявления АЛР были выделены базовые (прототипические) особенности. Описывая те или иные аспекты, мы столкнулись с большой вариативностью клинических видов АЛР. Некоторые исследователи приводят классификацию подтипов АЛР. Например, Д.Ликкен, авторитетный специалист в области АЛР, выделяет следующие варианты АЛР:
Более подробно с этими типами АЛР и их этиологическими предпосылками в отдельной статье. Этиология. Считается, что в формировании АЛР участвуют как средовые, так и генетические факторы. Однозначно «выделить» вклад тех или иных не представляется возможным в силу их неразделимости и одновременности действия. Известны случаи, когда ребенок антисоциальных родителей, усыновленный в младенчестве в отличную и благополучную семью проявляет признаки АЛР с подросткового возраста. Также известны случаи. Когда в отсутствии «негативной наследственной отягощенности» развивается АЛР под воздействием исключительно средовых факторов. В случаях семейного воспитания по принципу «двойных посланий», когда вербально ребенка приучают к социализированным и нравственным формам регуляции поведения, а невербально проявляют антисоциальные паттерны поведения, ребенок бессознательно «впитывает» невербальные паттерны как сценарий к действию, транслируя бессознательные стремления родителей в свое поведение. По данным исследований в среднем около 26% детей с симптомами Нарушения поведения переходят во взрослом состоянии в АЛР (Robins). В данном исследовании указывается, что чем больше критериев Нарушения поведения наблюдается у человека, тем выше вероятность его перехода в АЛР во взрослом возрасте. Так, например, при наличии 3-х критериев в детском возрасте переходит 18%, а при наличии 6 критериев – около 46%. Более подробно об этиологии АЛР в статье, посвященной Нарушению поведения в детском возрасте по ссылке (Так как АЛР диагностируется с 18-илетнего возраста, но ему предшествует антисоциальное поведение в детстве и подростковом периоде). Коморбидность. Устойчивые коморбидные связи:
Возможные причины обращения к психологу. Кроме причин, связанных с коморбидными наслоениями, частыми причинами обращения к психологу являются:
Диагностика. 1. В основном осуществляется клинически (клиническая шкала Чекли и Хаер). Ссылка на клиническую шкалу и ее описание по ссылке 2.Русскоязычная методика диагностики личностных расстройств - опросник Дворщенко. 3. Группа социальных шкал в тесте CPI (Калифонийский личностный опросник), по данным исследований, чувствительна к АЛР. Терапия. Эффективных методов психологической и психотерапевтической коррекции АЛР очень мало. В случае с АЛР более целесообразно проводить профилактику в детском возрасте, исключая ребенка из антисоциального окружения. Работая с лицами с АЛР по их "запросу" необходимо учитывать специфику АЛР и его клинической картины, привлекая как ресурс наиболее адаптивные и сохранные критерии. Получить консультацию можно обратившись: По тлф. 8-923-146-08-18 Skype: Alexey Mossin e-mail: [email protected] Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|