|
Мне просто не везетАвтор статьи: Татьяна Силаева
Мне просто не везет! Пришла клиентка с запросом: не везет мне! Я попросила уточнить запрос по схеме, чего она хочет. Она пожала плечами и сказала что хочет прекратить эту невезуху, чтобы все было хорошо! Прямо все-все? – уточнила я, затем продолжила: и как тогда вы будете знать, что теперь все хорошо, вам везет всегда….без сравнения с невезением? Женщина начала рассказывать в чем выражается невезение: во всем…родители…муж…подруги…сначала все хорошо, а потом все плохо. Я спросила: как изменилась ваша жизнь и вы сами после таких жизненных уроков? Она сказала, что ничего не меняется. Тогда я спросила, сколько времени ей попадаются люди, которые «сначала хороши, а потом плохи». Она сказала, что так всю жизнь… «А сколько раз вы обращались к психологу?» Впервые – ответила клиентка. «Можно назвать это вынужденное обращение к психологу вынужденным??» Да, наверное.....я решила с этим покончить…. А раньше вы пытались что-то с этим сделать…каким образом? Какой опыт вы приобрели?... Я меняла подруг, мужей, работу…. А себя? Не пробовали что-то изменить в себе? Но я-то тут при чем? Мне просто не везет! А кому еще не везет в вашем семейном роду? Она задумалась и начала свой рассказ… С этого момента, собственно, и начались «осознавания» клиента в том, что и она «при чем» в своих невезухах. Проблема моей клиентки оказалась похожей на проблемы многих и многих людей, которые запутались в следующих повторяющихся моментах своей жизни, поведении, привычках, способах мышления: 1) - зависимость от оценки окружения. Это выражается обычно в заслуживании поощрения окружающими (даже не значимыми) своих поступков. Желании понравится и быть одобренным. Отсюда не способность выразить недовольство (правильно выразить), сказать Нет. Недовольство копится и приводит к избеганию (убегает от людей, места). Все повторяется потому что сама не изменяется, а ищет «хороших» людей и «внешнее везение.». Терапия: научить ориентироваться на свои чувства, определять их. Развитие воли, умение сказать Нет. 2) - акцентуация справедливости. Выражается в том, что сама поступает слишком справедливо – даже в ущерб себе. Ожидая взамен того же. Не дождавшись – получает фрустрацию, очередное разочарование, как подтверждение невезения (причина видится вовне, а не в себе). Ничего не меняется…. Терапия: позволять себе ежедневно быть несправедливой. Бояться «перегнуть палку» не стоит, так как акцентуация на справедливости не даст. 3) - чувство вины. Хорошо определяемое человеком чувство вины (обида не признается таким человеком). Вина сформирована с детства, Вина не позволяет сдвинуться с места, начать работать над собой. Вина удовлетворяет человека, как скрытая выгода не работать над собой: я виновата и ничего не поделать с этим…не имею права, виновата ведь я….За этим кроется стыд за поступки других людей по отношению к ним. Но стыд клиент не различает. И со своей виной сам сделать ничего не может. Потому что банально не виноват. Круг замыкается…Все остается по прежнему. Терапия: работа с детской травмой, техники РПТ и другие. 4) - не способность достижения цели, либо достижение цели с огромными усилиями и препятствиями (которые берутся "ниоткуда"). Терапия здесь: осознание, что истинным запросом и есть "трудность достижения своей цели" по выше перечисленным причинам. Поиск собственных ресурсов, как прошлого опыта, собственных возможностей и волевых усилий. Зная этот факт -можно всегда найти опору в себе, вместо поиска "нужного человечка" для поддержки извне. Знать, что все есть в себе. Ошибкой тут является привычка ожидания одобрения взрослыми, когда эта тема "фонит-болит", потому что так и не нашел поддержки от взрослых (либо, эта поддержка была искаженной, неправильной, вредной тогда для ребенка). Таким образом, клиент бежит…бежит…бежит…Хорошо что на 40-60-й десяток прибежал к психологу. Основной целью психотерапии в данном запросе является момент поиска и определения истинной причины невезения. Перенаправить эту причину на себя и работать уже над собой. Тогда не нужно будет никого менять и никуда не сбегать. Изменившись – все вокруг волшебным образом начнет подстраиваться под наши запросы и интересы. Как следствие, волшебным образом (на самом деле, в результате работы над собою) - исчезнут: зависимость….чувство вины и чрезмерная зацикленность на справедливости. Важным моментом в психотерапии и работы психолога, является обнаружение детской лояльности к родителям, когда выросший ребенок все еще не может из-за лояльности "предать" своих близких, свой семейный род. А именно: в их семье, к примеру, все взрослые воспитывали своих несмышленых детей в строгости и послушании. В результате чего развилась "несвобода действий", родительские послания все еще превалируют над собственными установками, чувствительность подавлена. Наихудшим случаем тут бывает момент, к примеру: "выученной интровертности", когда родившийся ребенок по свойству нервной системы и характера экстраверт, но в силу семейной среды (подавления его воли, не признание его личности, либо тотального систематического обесценивания его Персоны) - он переучивается в интроверта (так ему безопаснее). И вот такой выросший ребенок имеет внутри личностный конфликт, как следствие не соответствия его истинной природы по факту рождения и навязанной ему модели бытия. Терапия тут: заменить родительские послания на свои, определение своих субличностей "родитель-ребенок-взрослый", их четкие функции. Опора на "своего взрослого" при общении с другими людьми (научение взятия на себя ответственности за развитие коммуникативных отношений). В целом, значимым моментом является осознание, почему "я лоялен к роду" и где тут подвох: убрать лояльность в заряде травмы до нормы (там где нужна оставить, где лояльность вредна - убрать). Тем самым выстроить свои границы, убрать зависимость от посланий рода, выстроить новые (свои) модели поведения с внешней средой. Делается это так: при звучании в голове посланий рода, к примеру "ты слаб...у тебя не получится...." - сказать Стоп, затем вместо этого повторять свои установки (к примеру "я хочу и я могу"..."я достоин всего самого лучшего в этой жизни"..."я сильный"...). Потому что: "наши мысли определяют наше бытие"! Автор клинический психолог Татьяна Силаева
интеренет-курсы для ВАС для специалистов + Практикум психолога "Формирование института семьи - школьникам/семьям
3.ПРАКТИЧЕСКАЯ деятельность "Конфликтолог-медиатора". КЕЙС конфликтолога тут http://www.psyoffice.ru/courses/ и еще СБОРНИК ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ (на компьютере) Метод – упражнения "РЕЗЕТ " РПТ –теория отправных точек Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|