Рефлексивность: определение, диагностика и значение в психотерапии

Когда мы смотрим на другого человека, разговариваем с ним, то можем оценить стратегии его поведения, образ мышления, эмоциональный фон и т.д., он может выступать как объект нашего познания. Рефлексия – это когда человек направляет фокус своего внимания на себя как на объект исследования, когда сознание становится одновременно и субъектом и объектом познания.

Рефлексия – это процесс, при котором сознание (или его часть) как бы «смотрит» на свое же собственное сознание и оценивает механизмы своего мышления, биографический путь, опыт и т.д.

Предлагаю разобраться в терминологии и внести некую ясность: рефлексия – это процесс (качественная характеристика, указывающая на факт того, что сознание умеет обращать внимание на самого себя), а рефлексивность – способность (свойство) (количественная характеристика, указывающая на выраженность этой способности, на глубину анализа, на критичность и мн.др.).

Следует отметить, что рефлексия присуща всем людям как базовая опция, в то время как способность ей пользоваться – абсолютно другой вопрос.  

В голову приходит аналогия с семечкой, символизирующей способность к рефлексии. Эта семечка есть у каждого человека, но ей нужно создать благоприятную почву, чтобы она смогла прорасти и порадовать своими цветами и плодами. Это задача воспитания и индивидуального жизненного пути.

Как в клинической, так и «здоровой» популяции «выраженность» рефлексивности не линейна и неоднородна.  Кому-то свойственен высокий уровень рефлексивности, а кому-то – практически полное ее отсутствие.

Пару слов о выраженности рефлексивности. Представьте себе континуум, на одном полюсе которого полная неспособность к рефлексии, а на другом – чрезмерное самосозерцание с возможным отрывом от реальности (от 0 до 10). У каждого человека свои показатели на этом континууме.
Самое время предложить Вам узнать свой уровень рефлексивности. Сначала хотел разместить ссылку на тест в конце статьи, но подумав, пришел к выводу, что «честнее» будет сначала предложить пройти тест, а после поговорить о рефлексивности, ее видах и структуре с результатами на руках. Ссылка на тест здесь

 Из чего же состоит рефлексивность? Какова ее структура? Мы уже определили, что:

  • Рефлексивность – психическое свойство;
  • Рефлексия – процесс;
  • Рефлексирование – психическое состояние.

Далее необходимо разобраться с содержанием самого этого процесса. В психологической литературе, посвященной рефлексии выделяют два ее типа (по направленности):

  • Интрапсихическая рефлексия как способность к самовосприятию содержания собственной психики, анализу этого содержимого;
  • Интерпсихическая рефлексия как способность к пониманию содержания и изменений в психике других людей, способность «встать на место другого», эмпатия и механизмы проекции и идентификации.

Эти типы тесно связаны и переплетены между собой, они взаимодополняемы и существуют в паре. Способность понимать других людей невозможна без понимания собственных изменений в психике. Не зря многие мудрецы, философы и психологи указывали на связь, которую можно выразить максимой: «Пойми себя и поймешь другого».

Часто можно наблюдать такое явление, что человек, не осознающий собственного содержания психики, ее оценки, процессов и направленности приводит к трудностям в межличностном взаимодействии. Иными словами, если нет «инструмента» для критической оценки и переосмысления себя, то, соответственно, этот «инструмент» отсутствует и для понимания других.

Немного об обратном процессе. Рефлексия формируется от интерпсихических взаимодействий, когда в процессе воспитания ребенка учат обращать фокус внимания на себя: «Посмотри на себя!», «А если бы тебя наругали?», «Поставь себя на место….», «Что ты чувствуешь?» и мн.др. Далее внешнее (интерпсихическое) становится внутренним (интрапсихическим). Иными словами, что ребенок увидел во «вне», то он перенесет "в себя". Об этом переходе много писал Выготский Л.С., поэтому не будем заострять внимание. Ведь всегда можно обратиться к оригиналу.

 Мы рассмотрели типы рефлексии по направленности. Выделяют также три типа рефлексии по принципу построения временной перспективы:

  • Ситуативная рефлексия – рефлексия в актуальный момент времени, самоконтроль поведения, анализ происходящего «здесь-и-сейчас», соотнесение своих мыслей и действий актуальной наличной ситуации.

Индикаторы:

    время, затрачиваемое на обдумывание текущей деятельности;как часто человек прибегает к оценке ситуации и своего поведения;насколько развернут процесс принятия решения;склонность к самоанализу;умение интегрировать в целостную картину временной перспективы – событий прошлого, актуальное состояние и прогноз будущего;
  • Ретроспективная рефлексия – способность к анализу произошедших событий в прошлом. Анализ мотивов поведения, причинно-следственные связи, анализ ошибок и извлечение из них опыта.

Индикаторы:

    время, затраченное человеком на анализ и оценку предшествующих событий;умение определять причину, предшествующую актуальному событию;умеетнет человек анализировать прошлое и себя в нем;
  • Перспективная рефлексия или прогностическая – способность к анализу предстоящей деятельности и поведения, планирование своих действий, предвосхищение результата.

Индикаторы:

    тщательность планирования своей будущей деятельности;ориентация на будущее, цели, планы и перспективы;предвосхищение результата;
Не трудно оценить из вышеперечисленных критериев, насколько важна рефлексивность в процессе психотерапии, психологического консультирования и психокоррекции. От ее выраженности у клиента во многом зависит эффект и исход терапии.
Но также рефлексия важна и для специалиста. Без последней практически невозможно качественно оказать помощь клиенту, ведь не доступной, в таком случае, оказывается способность «поставить себя на место» клиента, присоединиться к его эмоциональной сфере и понять мотивы его поведения.
Рефлексивность – мощный ресурс для терапии. Порой необходимо укреплять ресурсы перед коррекцией и интервенцией, чтобы клиент имел свой внутренний психический инструмент для работы с запросом.

Это наводит на закономерный вопрос: можно ли развивать свою рефлексию? Ответ – да, можно! Но есть ряд существенных нюансов, которые оказывают влияние на успешность этого развития: пластичность психических процессов, мотивация достижения, способность длительно работать на результат, наличие определенной психической патологии и нек.др.

Существуют тренинговые программы по развитию уровня осознанности, эмоционального интеллекта и эмпатии как для всех желающих, так и для профессионалов, работающих в сфере «человек-человек».

Мы видим, что рефлексивность очень тесно связана с такими категориями как эмпатия, эмоциональный интеллект, пластичность и др. И действительно, психика – это единый процесс, в котором все связано воедино.

Для диагностики рефлексии разработаны различные опросники, как самостоятельные, так и в структуре больших тестов (например, N-фактор «Проницательность» в структуре 16PF-опросника Кеттела, Тест Мейера-Саловея-Карузо и пр.).

Выше была предложена ссылка на один из таких опросников («Опросник рефлексивности Карпова»), в котором, на мой взгляд, соблюден баланс  между надежным измерением именно данного психического свойства, простотой использования и легкостью обработки (что важно для экспресс-диагностики). Надеюсь, Вы прошли тест и получили свой результат!

Ваш результат - отправная точка, чтобы чувствовать себя удовлетворенным своими показателями, или «думать», что можно сделать по развитию навыков рефлексии.

Спасибо за Внимание! Буду рад комментариям, отзывам и вопросам)

Получить консультацию можно обратившись:
По тлф. 8-923-146-08-18
Skype: Alexey Mossin
e-mail: [email protected]


Просмотров: 321
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Рефлексия. Познай самого себя.
  • Рефлексия – искусство понимать себя
  • Саногенная рефлексия матери в структуре эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста
  • Рефлексия... Как много в этом чудном слове!
  • Рефлексия времени как фактор имиджа.
  • Остроумие. Что это дар или способность, которую можно развить?
  • 16 критериев зрелой любви. Способность уважительно относиться к личности другого человека
  • Рефлексия – осознанность процесса бытия
  • Рефлексия в психологической практике
  • Рефлексия или история об одном счастливом обмороке
  • Рефлексия. Все во мне.
  • Самокопание и рефлексия: как перестать копаться в себе?
  • Рефлексия и психотерапия
  • Рефлексия эмоций
  • Рекурсия или рефлексия
  • Рефлексия... Рефлексы Я.
  • Рефлексия Новогоднего Обжорства
  • Дзен и искусство прислушиваться к себе. Рефлексия уставшего ёжика
  • Зачем болеют дети. Рефлексия.
  • Рефлексия эмоционального состояния как способ предупреждения эффекта профессионального выгорания педагогов и психологов
  • Сумасшествие в Тени. Художественная рефлексия безумия
  • Старость в Тени. Художественная рефлексия увядания
  • Смешарики. Пироги, сила воли и рефлексия.
  • Рефлексия. Пластилин в переносе фигуры счастья.
  • Барная психология или рефлексия на грани самолюбования
  • Эмоции – как регулятор понимания себя и своего поведения
  • Доказана способность психотерапии менять личность человека
  • Способность, которую забыли развить. Умение отдыхать.
  • От чего зависит наша способность справляться с трудностями жизни? Отвечаем на вопрос.
  • Умение отвергать как способность заботиться о себе



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь