|
Рефлексия – осознанность процесса бытияАвтор статьи: Остривная Елена Анатольевна
— "Палочки должны быть попендикулярны!" (Гаер Кулий) — так заявлял персонаж романа Вениамина Каверина «Два капитана». Он-то точно знал, как правильно, уча главного героя Сашу жить и писать, причем только палочки: «пока они не будут «попиндикулярны», дальше двигаться ни в коем случае нельзя». Существуют разные подходы в образовании. Их достаточно много. Рассмотрим для примера два противоположных:
Если в первом случае во главу угла ставится обучающийся, то во втором, все-таки – педагог. Наблюдая на занятиях увлеченных студентов, самостоятельно и мотивированно продвигающихся дорогами знаний, всегда пытаюсь разобраться, как это удается данному преподавателб, какие механизмы он задействует и какие технологии применяет. И не суть, какой предмет преподается, в конце концов, цель, все-таки: сформировать самостоятельно мыслящего, умеющего формулировать свои мысли и вооруженного актуальными знаниями человека. Мне не очень интересны инструкции к конкретным занятиям по биологии, химии, физики или изобразительного искусства, интересны технологии, которые приведут нас к заветной цели. Что же это за волшебные формы и методы, позволяющие:
Наблюдая талантливых педагогов, прихожу к выводу, что большое значение в движении к заявленной цели имеет рефлексия, которая часто недооценивается, устало «пробегается», не подвергается анализу. А ведь это кладезь информации, который скажет нам о многом. Как ученик усвоил материал, насколько осознанно он работал, состоялся ли диалог, расширил ли он свой понятийный аппарат и кругозор, здесь нет правильных или неверных слов, каждый пишет то, что думает, в этом и ценность. Кто-то привык осознавать происходящее, другой сам удивляется, что, оказывается, делал то-то и то-то, третьему непривычно формулировать собственные мысли. Необходимо сказать, что только понимание того, что ты делаешь, превращает обучение в личностное и заинтересованное. Пусть всего лишь треть усвоила материал осознанно и полно, треть отметила какие-то важные моменты, вполне осмысленно и глубоко, с другими необходимо налаживать диалог, а кто-то по тем или иным причинам мало включился в процесс обучения. Это прекрасный материал не для отчета и оценки, а для анализа и дальнейшей работы со студентами. Блог автора в «Живом журнале»
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|