Рефлексия – осознанность процесса бытия

— "Палочки должны быть попендикулярны!" (Гаер Кулий) — так заявлял персонаж романа Вениамина Каверина «Два капитана». Он-то точно знал, как правильно, уча главного героя Сашу жить и писать, причем только палочки: «пока они не будут «попиндикулярны», дальше двигаться ни в коем случае нельзя».

Существуют разные подходы в образовании.

Их достаточно много.

Рассмотрим для примера два противоположных:

  1. Нам нужен определенный результат в процессе, и для его достижения подбираются инструменты и технологии.
  2. Нам нужны удобные и понятные инструменты в нашей деятельности. Для этого мы выбираем необходимые и используем их в работе, находим или создаем инструкции к своей работе.

Если в первом случае во главу угла ставится обучающийся, то во втором, все-таки – педагог.

Наблюдая на занятиях увлеченных студентов, самостоятельно и мотивированно продвигающихся дорогами знаний, всегда пытаюсь разобраться, как это удается данному преподавателб, какие механизмы он задействует и какие технологии применяет.

И не суть, какой предмет преподается, в конце концов, цель, все-таки: сформировать самостоятельно мыслящего, умеющего формулировать свои мысли и вооруженного актуальными знаниями человека. Мне не очень интересны инструкции к конкретным занятиям по биологии, химии, физики или изобразительного искусства, интересны технологии, которые приведут нас к заветной цели.

Что же это за волшебные формы и методы, позволяющие:

  1. Дать возможность ученику самостоятельно принимать решения и выполнять действия в рамках учебной программы, приучая к осмысленному движению.
  2. Совместно с ним найти его интерес в процессе, а не добиваться этого только лишь при помощи послушания и лояльности.
  3. Проводить неформальные рефлексии, не ожидая какого-то определенного результата, считая его правильным, а любое высказывание принимать во внимание, считать значимым, характеризующим состояние диалога и процесса обучения в актуальном состоянии.
  4. Радоваться разности и ценить именно своеобразие каждого, не выравнивая всех под свои мерки.

 Наблюдая талантливых педагогов, прихожу к выводу, что большое значение в движении к заявленной цели имеет рефлексия, которая часто недооценивается, устало «пробегается», не подвергается анализу. А ведь это кладезь информации, который скажет нам о многом. Как ученик усвоил материал, насколько осознанно он работал, состоялся ли диалог, расширил ли он свой понятийный аппарат и кругозор, здесь нет правильных или неверных слов, каждый пишет то, что думает, в этом и ценность. Кто-то привык осознавать происходящее, другой сам удивляется, что, оказывается, делал то-то и то-то, третьему непривычно формулировать собственные мысли.

Необходимо сказать, что только понимание того, что ты делаешь, превращает обучение в личностное и заинтересованное.

 Рефлексия  осознанность процесса бытия

Пусть всего лишь треть усвоила материал осознанно и полно, треть отметила какие-то важные моменты, вполне осмысленно и глубоко, с другими необходимо налаживать диалог, а кто-то по тем или иным причинам мало включился в процесс обучения.

Это прекрасный материал не для отчета и оценки, а для анализа и дальнейшей работы со студентами.

Блог автора в «Живом журнале»

 



Просмотров: 351
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сон - источник информации об актуальном состоянии человека, и не только.
  • Палочки должны быть "попендикулярны"? (притча-быль)
  • Только ли измена разрушает семью? Какие еще существуют факторы распада семьи?
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • 2 причины, по которым люди расстаются. В первом случае правильно, а во втором — зря
  • Какие цели ставит перед собой психолог в работе с клиентом.
  • Технологии "Быстрого коучинга". Как за 10-15 минут вернуть мотивацию к достижению цели
  • Когда только одной лишь профориентации мало?
  • Случай из практики или «Необходимо не только много знать, а еще и много пережить».
  • Психологические технологии эффективны или, все-таки, это – чушь и бред? Часть 1.
  • Метафора руки как проективный материал в работе практического психолога
  • Свои отношения можно корректировать самостоятельно, если хочется знать, как?
  • Как правильно формулировать свои желания?
  • Простые действия для того, чтобы принимать себя и всё происходящее.
  • Всегда ли в Регрессии необходимо идти только в Прошлое Воплощение?
  • Отчего нельзя формулировать как цель своё желание "встретить и обрести взаимную любовь"?
  • Понятие "коуч-технологии" в образовании
  • Лень - всего лишь понимание бессмысленности действия
  • Что ни в коем случае нельзя делать если вы хотите замуж
  • "Я хочу этого или мне это только кажется?" Как услышать голос сердца
  • Какие мысли мешают нам жить, и как от них избавиться.
  • Как самостоятельно понимать свои сны
  • Оплата психологической помощи, почему нельзя платить только за результат?
  • Мысли-симптомы: какие повторяющиеся мысли свидетельствуют о психологических проблемах.
  • Изучение влияния процесса обучения художественной грамоте на функциональное состояние здоровья и психоэмоциональную сферу учащихся
  • Игровые технологии в работе психолога
  • Как можно самостоятельно решать свои проблемы? Транзактный анализ.
  • Как понять какие именно намерения имеет относительно вас мужчина
  • Использование технологии функционального биоуправления в работе психолога.
  • Движение к цели: как не упахиваться на результат и получать удовольствие от процесса



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь