|
Понятие "коуч-технологии" в образованииАвтор статьи: Ткаченко Павел Григорьевич
Термин «коучинг» уходит корнями к сфере университетского спорта. Тренер (коуч, Coach) выполнял задачу подготовки студентов к спортивным соревнованиям или экзамену по физкультуре[1]. В дальнейшем термин получил большее распространение и теперь считается основной формой среднесрочного и долгосрочного профессионального консультирования с целью рефлексии и выполнения профессиональных задач[2]. В рамках школы эту меру поддержки можно определить следующим образом: «Под коучингом понимается структурированное сотрудничество с одним субъектом в течение нескольких встреч. Коуч работает над тем, чтобы учащийся принял ответственность за свои успехи, знал о своей образовательной ситуации и улучшал имеющиеся умения. Коучинг дает возможность использовать потенциал сотрудничающих субъектов»[3]. А. Райтер описывает коучинг в педагогике как эффективный, «специфичный, целенаправленный и практико-ориентированный формат консультирования, призванный повысить рефлексивные способности и самоконтроль обучающихся»[4]. С 2000 г. коучинг важен и «в связи с образованием и переподготовкой учителей и, по мнению Д. Рауфельдера и А. Иттел[5], может быть связан со вторым этапом концепции наставничества. В гуманистическом подходе роль наставника сводится к роли консультанта и тренера, который лично поддерживает своего подопечного. При уважительных и доверительных отношениях, где есть коллегиальная солидарность, наставник выступает ролевой моделью хорошего преподавания, обеспечивает обратную связь и содействует профессиональному развитию молодых специалистов. Таким образом, тренер помогает им планировать, анализировать и оптимизировать педагогический процесс и стимулирует развитие проблемного мышления. С одной стороны, коучинговая модель связана с центральными аспектами дидактической теории когнитивизма. При этом в центре внимания проблемный анализ, системный подход, диалогическое обучение, помощь, наблюдение, обратная связь, профессиональная поддержка, консультирование и критическое мышление. С другой стороны, процессы коучинга также демонстрируют явные признаки конструктивизма, например, рефлексию, совместный поиск решений и огромную ответственность обучающегося за успех консультирования. Коучинг-формат консультирования в рамках конструктивистской концепции обучения[6], поскольку предполагает, «что все индивидуумы сами конструируют свою реальность и что подходящие решения могут быть найдены и развиты только из этой реальности»[7]. Коучинг - это собирательный термин[8], который в настоящее время используется почти избыточно и встречается в самых разных контекстах и сферах жизни, будь то спорт, здравоохранение или различные телевизионные форматы. Коучинг сегодня «в тренде» и «соответствует духу времени». В современном понимании коучинга люди получают профессиональное сопровождение и поддержку специально обученного коуча, в результате чего развиваются саморефлексия, саморегуляция и восприятие собственных действий[9], а акцент делается на достижении целей и повышении эффективности. В рамках индивидуального, структурированного и контекстуального взаимодействия обучающийся получает возможность самостоятельно выбирать и определять свои цели или видение, в чем и заключается потенциал развития. При этом он берет ответственность за свой прогресс, но сопровождается на пути к достижению своих целей и реализации внутреннего потенциала тренером, который действует гибко и чутко и одновременно стимулирует самостоятельность учащегося (самопомощь). В ходе коучинга очень важным является развитие обучающегося, в то время как достигнутые цели требуют постоянного подтверждения. В рамках коучинг-процессов на повестке дня возникают вопросы из области работы, ролей, функций и профессионального развития[10]. Коучинг понимается как «профессиональная форма индивидуального консультирования в профессиональном контексте», открывающая пространство для обучения, «внутри которого может происходить развитие», и характеризующаяся интерактивностью. Следующее определение суммирует основные особенности этой формы консультирования: «Термин ''коучинг'' можно понимать как сочетание индивидуального решения проблем в условиях сопровождения и личного консультирования на уровне процесса по различным профессиональным и частным вопросам». Это среднесрочное, личностно-ориентированное, профессиональное сопровождение для дальнейшего самостоятельного развития обучающегося на основе устойчивых отношений. Коучинг отличается тем, что в центре внимания находятся заботы обучающихся, а индивидуальные вопросы или уникальные проблемы обсуждаются и, как правило, решаются внешним коучем. Кроме того, профессиональная поддержка основана на индивидуальной концепции и осуществляется в определенных условиях, которые определяют рамки консультирования. Этот специальный процесс сопровождения включает, наряду с консультированием, рефлексию собственной практики, личную обратную связь, а также разработку и применение стратегий преодоления трудностей и внедрения. Считается, что это «один из наиболее эффективных методов согласования собственного "Я" с образом другого человека или внешних воздействий». «Коучинг инициирует, мешает, стимулирует, изучает, создает объективную обратную связь» и, если того требует ситуация, также может советовать. Эта форма консультирования, однако, явно далека от предоставления конкретных решений или универсальных мер. Кроме того, речь в коучинге идет не только о повышении профессионализма, но также об общем развитии обучающихся. И. Хок и его коллеги указывают в своих работах на следующие основные идеи коучинг-процессов[11]:
В образовательном дискурсе термин «коучинг» возник после 2000 г. А. Ниггли, рассматривая трехчастное менторство, описывает путь к «профессиональному самосовершенствованию», в рамках которого обучающиеся с помощью коучинга должны повышать свои компетенции в самоуправлении[12]. Ф. Штауб говорит о предметно-педагогическом коучинге и определяет его как «индивидуализированную и ситуативную поддержку учащегося при выполнении сложной задачи со стороны человека, обладающего высокой квалификацией в реализации подобных задач»[13]. К ним относятся типичные для коучинга критерии, такие как целенаправленность, практическая ориентация и ресурсы. Здесь также стирается граница с наставничеством (менторством), поскольку наставники понимаются как опытные компаньоны. Коучинг обладает огромным потенциалом при сопровождении вхождения в профессию, поскольку уже в начале своей карьеры молодые специалисты испытывают большую неопределенность, сталкиваются со сложными непредвиденными ситуациями и многочисленными требованиями. Обычно они действуют одни и находятся в зоне конфликта между расходящимися требованиями, например, со стороны министерства, руководства школы, родителей или учеников. Коучинг может быть при этом ценной мерой поддержки, которая часто связана не с охватом «как можно больших», а с поиском альтернативных путей придания предметам нового качества[14]. В педагогике коучинг направлен не только на решение проблемы, но и на индивидуальную поддержку. В рамках коучинга, процессы которого в школе обычно осуществляются внутренним тренером, начинающие учителя должны приобретать практический опыт, чтобы развивать индивидуальный творческий потенциал и возможности. С. Крехтер изучил эффект «личностно-ориентированного консультирования с элементами коучинга» в рамках второй ступени высшего образования в Северном Рейне-Вестфалии и собрал проблемы, поднятые кандидатами-стажерами[15]. Из них следует перечень тем, которые играют важную роль в коучинг-процессах в образовании: дисциплина на уроке, организация труда, баланс между работой и личной жизнью, стрессоустойчивость, тайм-менеджмент, учебная работа, конструктивное отношение к критике, понимание различных точек зрения (например: Что такое хорошее занятие? Как мне управлять мне классом?), формирование профессиональной роли или дальнейших вопросов. Коучинг консультирует молодых специалистов в области как личностных, практических, социальных и коммуникативных компетенций, так и предметных и методологических, и считается «формой консультирования, которая усиливает самостоятельность и работает над личными интересами по отношению к индивидуальному развитию и пониманию своей профессии». Помимо других возможных форм коучинга, таких как групповой, командный (Team-Coaching), смешанный коучинг (Blended Coaching) и др., в образовании будет преимущественно использоваться индивидуальное обучение с внутренним тренером, представлять собой наиболее целесообразный вариант, поскольку ориентировано на индивидуальность обучающегося. Личные беседы к конкретных случаях должны способствовать пониманию изменений и самопознанию. Чтобы лучше понимать собственное поведение, следует развивать способность к самовосприятию. Это эксклюзивная форма консультирования, где проблемы решаются конфиденциально. Коучинг и наставничество имеют много общего. На первый взгляд, эти две меры поддержки кажутся практически идентичными, и отличие коучинга от наставничества является непростой задачей, поскольку они в значительной степени пересекаются, а коучинг можно рассматривать как часть или метод наставничества. Однако при ближайшем рассмотрении можно выявить тонкие различия, и на их основе разработать критерии коучинг-процессов. В коучинге действуют предписания, четко не сформулированные в силу незащищенности самого понятия коучинга. Ниже будут приведены критерии, наиболее часто упоминаемые в литературе:
Можно уточнить все эти критерии применительно к школьному образованию. Однако представленные ниже категории, демонстрирующие специфику коучинга, не претендуют на то, чтобы считаться исчерпывающими.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
[1] Lippmann, E. (2009). Grundlagen. In E. Lippmann (Hrsg., 2009), Coaching. Angewandte Psy-chologie fur die Beratungspraxis (2. Auflage, S. 11-46). Heidelberg: Springer Medizin Verlag. [2] Mutzeck, W. (2008). Methodenbuch Kooperative Beratung. Weinheim und Basel: Beltz Verlag. [3] Tolhurst, J. (2012). Coaching und Mentoring fur Lehrkrafte. Hallbergmoos: Aulis Verlag. [4] Ryter, A. (2018). Coaching als neuer Trend in der Lehrerinnen- und Lehrerbildung. Eine erste Bestandsauf-nahme. In Ch. Reintjes, G. Bellenberg & G. im Brahm (Hrsg.). Mentoring und Coaching als Beitrag zur Profes-sionalisierung angehender Lehrpersonen (S. 23-39). Mun-ster, New York: Waxmann. [5] Raufelder, D., & Ittel, A. (2012). Mentoring in der Schule: Ein Uberblick. Theoretische und praktische Implikationen fur Lehrer/-innen und Schuler/-innen im internationalen Vergleich. Diskurs Kindheits- und Jugendforschung. Vol. 7., 148-160. [6] Radatz, S. (2000). Beratung ohne Ratschlag: Sys-temisches Coaching fur Fuhrungskrafte und Beraterlnnen (8. Auflage). Wien: Verlag systemisches Management. [7] Ryter, A. (2018). Coaching als neuer Trend in der Lehrerinnen- und Lehrerbildung. Eine erste Bestandsauf-nahme. In Ch. Reintjes, G. Bellenberg & G. im Brahm (Hrsg.). Mentoring und Coaching als Beitrag zur Profes-sionalisierung angehender Lehrpersonen (S. 23-39). Mun-ster, New York: Waxmann. [8] Boning, U. (2005). Coaching: Der Siegeszug eines Personalentwicklungs-Instruments. Eine 15-Jahres-Bilanz. In Ch. Rauen (Hrsg.). Handbuch Coaching (3. Auflage, S. 21-54). Gottingen, Bern, Toronto, Seattle: Hogrefe Verlag. [9] Graf, N., & Edelkraut, F. (2017). Mentoring. Das Praxishandbuch fur Personalverantwortliche und Un-ternehmer (2. Aufl.). Wiesbaden: Springer Gabler. [10] Kaul, Ch. (2013). Coaching - Mentoring - Training - Therapie: Vier personenbezogene Dienstleistung-sangebote im Uberblick. Journal fur Lehrerlnnenbildung, 13, S. 36-40. [11] Hock, I., Hock, Ch., & Mosell, R. (2014). Coaching als Fuhrungsinstrument der Schulleitung: Chancen und Beispiele fur die Umsetzung an der eigenen Schule. Koln: Carl Link.
[12] Niggli, A. (2001). Ein Mentoring-Programm mit Coaching-Anteilen fur die Ausbildung von Lehrpersonen. Beitrage zur Lehrerinnen- und Lehrerbildung, 19, S. 244-250. [13] Staub, F. (2001). Fachspezifisch-padagogisches Coaching: Forderung von Unterrichtsexpertise durch Un-terrichtsentwicklung. Beitrage zur Lehrerinnen- und Lehrerbildung, 19 (2), S. 175-198. [14] Ryter, A. (2018). Coaching als neuer Trend in der Lehrerinnen- und Lehrerbildung. Eine erste Bestandsauf-nahme. In Ch. Reintjes, G. Bellenberg & G. im Brahm (Hrsg.). Mentoring und Coaching als Beitrag zur Profes-sionalisierung angehender Lehrpersonen (S. 23-39). Mun-ster, New York: Waxmann. [15] Krachter, S. (2018). Coaching in der Leh-rerausbildung: Wirkungen und Wirkfaktoren im Kompe-tenzentwicklungsprozess von Lehramtsanwartern. Bad Heilbrunn: Verlag Julius Klinkhardt. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|