|
Травма несоответствия или Стыд за неидеальностьАвтор статьи: Сердюк Алевтина Александровна
Что такое психологическая травма? Травма как таковая не есть событие, а след, который это событие оставило. Это как, например, случился порез, а от пореза остался шрам. Шрам это след, напоминающий о травме. Мы живем – растем и развиваемся в мире, где травмы неизбежны и нет людей в полном смысле целостных. Шрам – свидетельство того, что целостность (кожных покровов, в данном примере) когда-то была нарушена, но произошло восстановление (поврежденные ткани зарубцевались, оставив след). Шрам – то, что напоминает о травме. Чаще всего, если мы опять же обратимся, к примеру, нарушения целостности тела, то обнаружим, что человек не помнит боли – само ощущение исчезает со временем, но след остается. Так и с психической травмой. Пострадавший уже и забыл событие, тем более, если это произошло в очень раннем возрасте (особенно, если до трех лет), но след остался и в определенных ситуациях напоминает о себе. Первые свои травмы человек получает в детстве в результате столкновения с реальностью. И если реальность оказалась невыносимой, психика травмируется, получая «шрам», т. о. внутри психики остаются следы травматического опыта. Надо сказать, что чем восприимчивее и чувствительнее человек, тем больше и глубже следы, иными словами, тем глубже шрамы и тем дольше они рубцуются. У процесса заживления тоже есть свой срок, который, в том числе зависит от первых опытов восстановления. Единственная объективная реальность, которая существует та, что подчинена физическим законам, хотя и из физики мы знаем примеры иллюзий (например, оптическая), но человеческая реальность отягощена его субъективным опытом и особенности восприятия накладывают отпечаток на стиль жизни в целом. Итак, попробуем разобраться, что делает реальность невыносимой? - Особенность восприятия. От чего же она зависит? - От опыта и если говорить об опыте детства, то от того, как этот опыт воспринимали родители, которые тоже когда-то получили свой опыт и приобрели свое видение вещей, т. е. сформировали свою картину мира. Пока ребенок маленький он как бы использует мировоззрение родителей, но вырастая человек в норме формирует свое мировоззрение, которое может быть отличным от родительского или быть таким как у папы или как у мамы или сочетать мировоззренческие черты обоих родителей. Вариантов множество, т. е. выбор есть! Вместе с картиной, мы, образно выражаясь, получаем и раму. Рама – это границы. Парадокс возникает, когда картина мира усвоена от одного родителя, а рама – от другого, если есть несовпадение. Представьте себе, что картина не влезает в раму или наоборот выпадает из нее. Человек получает наследство, в котором одно не соответствует другому и вместе с ним ощущение неполноценности и стыд за то, что он не соответствует «стандарту». Стыд от того, что невозможно соединить то, что невозможно соединить. Стыд за родительское несовершенство, неудавшуюся жизнь одного родителя или другого или совместную жизнь родителей. Согласитесь, что сложно воспринимать такое «произведение», в котором так и зияет несовпадение. Очень часто стыд возникает как стыд за другого - несовершенного, несоответствующего. Но берется это чувство не из неоткуда, а из картины мира, в которой воспитывается человек. Это очень распространенные ситуации детства. В большинстве своем, родители, воспитывая детей, конечно же, движимые лучшими побуждениями, учат своих чад тому, что плохо и хорошо, да только вот будучи сами несовершенными (травмированными) снова и снова создают ситуацию несоответствия. Например, говорят, что «это» плохо, сами же нет, нет да «это» самое делают. Мало того, еще за «это» и наказать могут, только не себя. Ребенок существо доверчивое, у него еще не развита критичность мышления и он попадает в ситуацию когнитивного диссонанса. Говорят одно, делают другое – им можно, мне нельзя. В такой ситуации у ребенка может сформировать желание соответствовать идеалу, например, чтобы не вызывать беспокойство родителей, но при этом возрастает напряжение и растет чувство стыда, если не получилось, а в довесок стыд за тех кому верил, ведь слова-то с делом расходятся! Лучшее, что может сделать родитель – позволить себе быть неидеальным, и дать ребенку право на ошибку. Стыд проистекает из ощущения несовершенства, из желания совершенным быть, но это не про людей. Людям свойственен грех по их природной сути. Несчастными становятся люди, из которых в детстве «небезгрешные» родители пытались вырастить идеальных существ. Как правило, это те родители, которые сами испытывали мучительный стыд за собственное несовершенство. Это ощущение очень характерно для нарциссических личностей, которые, не принимая собственное реальное отражение, создают из детей совершенное зеркало, пытаясь т. о. компенсировать собственную несостоятельность. Такой родитель создает иллюзию совершенства, проецируя свой стыд на ребенка, обвиняя его в несовершенстве, так компенсируя себя. Ребенок словно сам становится стыдом, причем двойным – «и за себя и за того парня». Можно сказать, что воспитание в стиле «говорю одно, делаю другое» формирует травму несоответствия. Наши реалии таковы, что это несоответствие мы обнаруживаем повсюду, где есть человек. Понимание и принятие несовершенства человеческой природы значительно облегчает жизнь и позволяет не танцевать на граблях «травмы несоответсвия». Что делать, если картина и рама не совпали? Уходить от готового мировоззрения, тем более, если оно очевидно вредит жизни, вырастать и создавать свою картину мира и свои границы, защищающие произведение по имени «моя жизнь» от вторжения. Берегите свои лучшие произведения, подбирайте для них самые удивительные и красивые рамы – СВОИ СОБСТВЕННЫЕ, КАКИЕ ХОТИТЕ на радость себе и людям! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|