Аспект “вторичной выгоды” при психосоматических болезнях.

Пробочка над крепким йодом! 
Как ты скоро перетлела! 
Так вот и душа незримо 
Жжет и разъедает тело. 
В. Ходасевич (1921). 

Актуальность вопроса о наличии неосознаваемых мотивов, которые делают психосоматические заболевания условно приятными для пациентов страдающих ими, не оставляет сомнений в силу того, что этот вопрос остается открытым для обсуждения специалистов различного профиля и на него нет однозначного ответа. 
Целью этой статьи является ознакомление читателей данного издания с одним из вариантов положительного ответа о существовании условной приятности, или как ее еще называют - “вторичной выгоды” у пациентов страдающими психосоматическими заболеваниями. Автор статьи рассматривает эту проблему как через призму анализа собственного опыта работы с пациентами, которых выявлена данная патология, так и приводя 
данные других специалистов подтверждающих выдвинутую версию. 
Уже после рождения ребенок, как всякое живое существо обладает безусловными рефлексами, направленными на его выживание. Если появляется что-либо или кто-либо в окружающем ребенка мире, то он может различить приятно это или нет, принесет это боль или удовлетворение. Ребенок непосредственно и спонтанно реагирует на происходящее во внешней среде. И очень многое зависит от того, какой будет среда вокруг ребенка. Если взрослые, которые общаются с ним, будут поддерживать развитие ребенка в направлении его природных задатков, поощрять и позволять ему опираться на собственные ресурсы, делая это в большей степени в игровой форме то, скорее всего, разовьется свободная, здоровая, самостоятельная личность, способная к адаптации. Обычно же, ребенку насаждается оценочная система представления о мире. Что в нем “хорошо - плохо”, “правильно - неправильно”, “надо - не надо”, как “должно - не должно” поступать, “за - против”, “да - нет”. И быстро, или постепенно, у ребенка вырабатываются условные рефлексы жить по этим указкам, и даже так чувствовать, часто игнорируя какие-то, еще появляющиеся, личные ощущения, чувства, мысли. Как только это происходит, то ребенок начинает терять, по мере взросления, непосредственность телесного, эмоционального переживания контакта с окружающим миром. Появляется однообразность, скука жизни. Ребенок уже боится опираться на непосредственные переживания, чувства. Стараясь поступать в соответствии с теми правилами, которые вложили в него авторитетные взрослые. И становясь взрослым, постоянно ищет новых авторитетов, новых “указок”, которые могли бы помочь ему жить правильно, хорошо. 
Да, конечно, жизнь по инструкции, правилам, указке позволяет человеку адаптироваться в определенной социальной среде. Но, оказавшись в новой, незнакомой обстановке, человек начинает чувствовать себя потерянным. Чтобы избежать неприятностей сокращается число контактов, круг общения суживается. На фоне такого энергетически низкого внешнего уровня, растет уровень эмоционального внутреннего напряжения. Если прежние стереотипы поведения не подходят в новых условиях, то человек вступает в конфликт с внешней средой. Чем меньше в человеке спонтанности, тем труднее ему адаптироваться к новым условиям жизни, знакомству с людьми т. д. Как одно из следствий - возникновение болезни. 
Хотя, привычно, болезнь воспринимается как однозначно, нечто очень плохое, требующее беспощадного искоренения, борьбы. Это лишь подтверждает, что в этот момент мы сами в плену привычки в связи, с чем и не можем увидеть обратную сторону медали. 
Хочу предложить рассмотреть болезнь (в первую очередь это касается, так называемых, психосоматических заболеваний) - как способ решения многих проблем на примерах из личной практики. 
Например: Владимир П. 36 л. Обратился к психотерапевту с жалобами: на значительное снижение настроения, быструю утомляемость, снижение желания что либо делать на работе, дома. Периодически давяще - сжимающие боли в области желудка, которые усиливались при психоэмоциональной нагрузке. Поступил Владимир по направлению от терапевта в АККПБ , психотерапевтическое отделение (далее ПО ) с целью консультации и рекомендаций по лечению. С диагнозом: язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки, фаза субремиссии, поверхностный гастрит. Субдепрессивный синдром. 
Выяснено, что болезнь началась около пяти лет назад, после того как занялся предпринимательской деятельностью и начал вести очень активный и напряженный образ жизни. Год назад впервые начал замечать, что боли в желудке начались возникать не только при нарушении питания и самопроизвольном прекращении лечения в связи с установленным гастритом, а затем язвенной болезни. Но и при психоэмоциональном перенапряжении, которое возникало в связи с необходимостью контактировать с большим количеством людей, часто проявлялось труднокоррегируемыми вспышками гнева, агрессии, некоторой озлобленности по отношению даже к незнакомым людям. Затем, длительное время находился в подавленном состоянии. 
Комплексное лечение в ПО проводилось совместно с давно уже наблюдающим этого пациента гастроэнтерологом. В лечение кроме фармако -.,иглорефлексо-., физиотерапии входила индивидуальная психотерапия и психокоррекция. Пациент осознал, что появление болей, обострений заболевания служит самым мощным и, к сожалению, единственным способом решения многих жизненных проблем. Т.к. только тогда, когда он серьезно заболевал и страдал от мучительных болей он позволял себе по-настоящему отдыхать, переставал общаться с людьми, которые были ему неприятны, получал от семьи много внимания и заботы к себе. 
Владимиру было предложено поискать другие способы получать те выгоды, которые он получал через болезнь: своевременный, полноценный отдых от нежелательных контактов, достаточное количество внимания, поддержки, любви со стороны своей семьи, близких, друзей. В процессе психотерапии им было найдено несколько способов, которые снижали уровень 
эмоциональной напряженности. Могли достойно конкурировать с вторичной выгодой болезни. Болезнь перестала быть единственным способом удовлетворения собственных потребностей. Причем уже новые способы были более приятны. Клинически это выразилось в урежении болей и обострений заболевания, повышения уровня самооценки, оптимистическим взглядом на будущее. В данном случае, у Владимира, одной из причин возникновения заболевания и способствовавших ее хронизации был неосознаваемый внутренний конфликт. Между желанием удовлетворять собственные потребности как это хотелось ему и как “это должно делаться настоящим мужчиной” эти “указания” Владимир получил еще в раннем детстве от своего отца, (который, кстати, так же страдает от хронического гастрита). 
Восстановление непосредственности восприятия окружающего мира позволило Владимиру, обращая внимание на ощущения своего тела, эмоций, решать текущие проблемы лично собой изобретенными способами, которые позволили гибко приспосабливаться к изменившейся обстановке. 
Пример № 2 
У пациентки долгое время страдающей избыточным весом, вследствие переедания, заболевание оказалось своего рода “защитником” от пошлых предложений мужчин. А так же замещающим способом восполнения телесных удовольствий (за счет поедания большого количества вкусной пищи). 
Пример № 3 
Пациентка обратившиеся с консультацией по поводу бронхиальной астмы, атопической формы (пыльцевая и пищевая аллергия средней степени в фазе затихающего обострения). На сеансе психотерапии вдруг выяснила для себя, что участившиеся приступы удушья не столько возникают на какую-то пищу, сколько на то чтобы “защитить” ее от грубости, негативных эмоций в семье и на работе. Так как приступы начинавшегося удушья практически разом прекращали направленную на нее агрессию. 
Конечно, все не так просто, и к каждому пациенту необходимо подходить индивидуально, тщательно дифференцируя причины и следствия заболеваний. 
Большая часть материала, изложенного выше, нуждается в клиническом, статистическом подтверждении. Но вот то, что высокий уровень эмоционального напряжения при плохо выраженной спонтанности, значительно повышает риск появления психосоматического расстройства объясняется теорией развития эмоционального напряжения профессора Г.И. Косицкого и уже подтвержден клиническими и статистическими исследованиями. Эмоциональное напряжение (далее Э.Н.), развивается в несколько стадий. При этом последующие могут возникать, минуя предыдущие. При решении нестандартных задач, быстро меняющихся условий жизни, обстоятельствах. Происходит повышение физической, умственной активности, вдохновение при решении нестандартных, творческих задач – 1 стадия МА -1 (мобилизации, активности). 
Если этой активности не достаточно, наступает 2 стадия СОЭ - отрицательных астенических эмоций - максимальная мобилизация всех ресурсов организма психически появляется как злость, одержимость, ярость. Если и этой мобилизации недостаточно, то возникает 3 стадия АСОЭ – астеническая стадия отрицательных эмоций. Психологически проявляется как состояние ужаса, тоски, “подкашиваются ноги”, “опускаются руки”. Эта стадия имеет чрезвычайно важное защитное значение. Потому что, если в этот момент цель не изменяется, не меняется к ней отношение, от нее не отказываются, не восполняется ресурс сил. Тогда неизбежно следует стадия развития болезни: невроза, неврозоподобного состояния, психосоматической патологии, обострение любых ранее существовавших хронических заболеваний находившихся в стадии ремиссии. 
Как ни странно, но это значительно снижает эмоциональное напряжение. Особенно характерна соматизация аффекта для лиц, перенесших в детстве какую-либо вредность, т.е. уязвимость той или иной системы или органа. 
Которые имели “поведенческие факторы риска” как личностные особенности: невротизм, тревожность, агрессивность. Отчетливо эти тенденции проявились при исследованиях психосоматозов пищеварительной системы. 
При помощи клинического и экспериментально-психологического методов обследованы 3 группы больных, находящихся в едином психосоматическом 
континууме. Цепочка состоит: 
функциональная патология желудка - больные гастралгиями начало органической 
патологии- гастриты органическая патология- язвенная болезнь желудка 

Данные отражают усл.ед 

1.Уровень тревоги: 
31,2    28,3   25,6 
2.Невротизма 
17,8   15,4   13,5 
3.Анксиозности 
11,6   9,9    6,2 
4. Депрессии 
6,6   6,1   5,4 
5. Соматизация тревоги 
8,7   8,2     7,5 

Данные взяты из статьи М.В.Коркина, В.В.Марилова “Значение личностных особенностей в формировании психосоматической патологии” Москва 1983г. тезисы докладов к V11 съезду Общества психологов СССР. 
Как писал один из наиболее просвещенных богословов и ученых современности П. Тейяр де Шарден, «...нигде более резко не выступают трудности, с которыми мы все еще сталкиваемся, пытаясь соединить в одной и той же рациональной перспективе дух и материю. Но нигде также не проявляется столь ощутимо настоятельная необходимость перебросить мост между двумя берегами нашего существования — физическим и моральным, если мы хотим, чтобы духовная и материальная стороны нашей деятельности оживили друг друга». Успешное лечение психосоматических болезней возможно лишь при условиях учета разно уровневых — духовных и элементарных организменных — составляющих человеческой жизни в их динамических взаимосвязях. 
При диагностике это предполагает возможность увидеть в симптомах болезни не только выражение органного или системного расстройства, но и переживания развившейся болезни, личностную реакцию на нее. Определяя терапевтическую тактику, врачу необходимо найти возможность обеспечить ее оптимальную действенность, если будет представлять степень участия в развитии болезни не только конкретных биологических (генетика/ конституция), токсических, микробных, атмосферных и других патогенных факторов, но и жизненных обстоятельств преломленных в линзе личностных особенностей пациента. 
Реализацией таких рекомендаций и служит врачевание, как искусство применения современных научных знаний, творческого подхода в процессе индивидуального общения с больным для достижения максимально возможного терапевтического эффекта. 
Далее приводятся несколько методологических принципов, которые использовались автором статьи в психотерапевтической и психокоррекционной работе с пациентами, страдающими психосоматическими расстройствами длительное время. Эти принципы способствовали получению более эффективного результата лечения. 
1. Принцип личной ответственности: заболевание имеет объективные закономерности развития, и оказываемая медицинская помощь не снижает индивидуальной ответственности с человека за свою судьбу и здоровье. 
2. Принцип преемственной последовательности терапии и профилактики: непрерывность лечения - после выписки из стационара, ДС, амбулаторного лечения пациент продолжает лечение в самостоятельном режиме под наблюдением специалистов. 
3. Принцип межличностной природы индивидуальных проблем: требуется восстановление нарушившихся межличностных отношений в семье, трудовом коллективе, референтной группе и т.д. с обязательной коррекцией поведения, как индивида, так и этих групп. 
4. Принцип привлекательной альтернативы: формирование мотивации обращения за помощью, должно основываться на психологической привлекательности, как самого процесса помощи, так и предлагаемой жизненной модели. 
5. Принцип добровольности обращения: помощь в создании положительной внутренней мотивации на изменение своей жизни. 
6. Принцип многократности воздействия: необходимо отказаться от иллюзий, что возможна быстрая коррекция хронического заболевания, нужна длительная работа. 
7. Принцип тотальности изменений: необходимо, чтобы пациент с помощью врача и психолога произвел полное изменение каждой из областей своей жизни. 
Болезнь- это образ жизни. Стать здоровым – значит полностью изменить свой образ жизни. 
Подводя итог, хочется, надеется на то, что эта информация послужит более разностороннему пониманию проблемы психосоматических заболеваний. Для объединения усилий различных специалистов: мед. психологов, психотера- 
певтов, врачей-интернистов (терапевтов, гастроэнтерологов, кардиологов, невропатологов и т.д.) с целью улучшения качества оказываемой медицинской помощи. 

Литература: 
1. Губачев Ю.М., Стабровский Е.М. Клинико-физиологические основы психосоматических соотношений. - Л.: Медицина, 1981 .-216с. 
2. Губачев Ю.М., Дорничев В.М., Смирнов В.М., Резникова Т.Н. Мозговые механизмы психофизиологических состояний. - Л.: Наука, 1989. - 148 с. 
3. Губачев Ю.М., Жузжанов О.Т., Симаненков В.И. Психосоматические аспекты язвенной болезни. -Алма-Ата, 1990.-216 с. 
4.“Модули совершенства, гармонии, здоровья и успеха” Т. и А. Панченко “Алтай” 1993г. Барнаул. 
5. Академия наук СССР общество психологов СССР “Психологическое обеспечение психического и физического здоровья человека” Москва 1989г 
6. К. и С. Андреас “Сердце разума” перевод Л. Минекеса “Экор” Новосибирск 1992г 
7. В.Д.Тополянский, М.В.Струковская “Психосоматические расстройства” М.Медицина 1986г 
8. Теияр де Шарден П. Феномен человека. Наука, 1987.-240 с 
9. О.В.Романченко “Практическая гештальт-терапия” М “Медицина 1994г. 



Просмотров: 521
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Диагностика и лечение эмоционального выгорания для профилактики психосоматических заболеваний.
  • Диагностика и лечения эмоционального выгорания живописными картинами по программе МИРОТОК для профилактики психосоматических заболеваний.
  • Все ли болезни от нервов? Правда о причинах психосоматических заболеваний
  • 8 психических заболеваний, которые возникнут от жизни с нарциссом
  • 8 советов для родителей, которые столкнулись с ярким проявлением негативных эмоций своего ребенка.
  • Если в вашей жизни пошел дождь, сосредоточьтесь на цветах, которые зацветут благодаря нему
  • Приятных снов! Упражнения, которые помогут, если ребенок плохо спит
  • ОБМАНЫ ПРИ УСТРОЙСТВЕ НА РАБОТУ (которые были в моей жизни, и в жизни знакомых)
  • Виды тревожных расстройств, которые могут приводить к депрессии и значительно снизить качество жизни
  • Когда разуму снятся чудовища, телу снятся болезни - или психоанализ психосоматических заболеваний.
  • Фразы-разрушители, которые программируют болезни тела
  • 20 форм эмоционального насилия, которые используют против нас и которые используем мы
  • Болезни, которые приходят к нам неожиданно Скажу больше: также неожиданно мы можем их убрать. Как?
  • Болезни, которые мы выбираем.
  • Зачем прививать детей, если все болезни—ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ?
  • 12 особенностей пары, которые делают их развод более вероятным
  • Некоторые аспекты психосоматических заболеваний. Часть 5. Лечение. Случай из практики
  • Работа со вторичной выгодой болезни в психотерапии
  • Созависимость – это болезнь или образ жизни?
  • 5 типов родовых травм, которые влияют на нас, даже если мы этого не осознаем
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Психосоматика зрения: распространенные болезни глаз и эмоции, которые их вызывают
  • Депрессия-миф или реальность, болезнь или иллюзия болезни.
  • 5 сложных вещей, которые стоит сделать в своей жизни
  • 4 вопроса, которые задают себе богатые люди (и которые делают их богаче)
  • 10 примеров пассивной агрессии из жизни, которые мы привыкли не замечать
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Взрослые, которые разыгрывают сами себя. Выросли из детей, которые научились занимать себя сами.
  • Когнитивная терапия психосоматических заболеваний в практике врачей и психологов
  • О ценностях и ценности самой жизни. Выход на более высокий уровень.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь