Хорошие люди vs хорошие ситуации: как общаться и не повреждаться

Недавно я беседовала с одним добрым человеком, и тот меня - исключительно по доброте душевной - предостерёг. Веди, говорит, себя поосторожней с тем-то и тем-то! Эти люди чего-то явно от тебя хотят! И самовар у них, мол, электрический, и сами они довольно неискренние.

Слова моего собеседника вызвали во мне недоумение и некоторое сочувствие к нему. Потом я стала думать, почему, и вспомнила, что с аналогичной идеей я много раз сталкивалась в своей работе. Идея состоит в том, что людей надлежит разделить, условно говоря, на хороших и плохих. Или, например, искренних и неискренних. А потом, общаясь с конкретным человеком, надлежит определить, к какой кучке он относится, и вести себя соответствующим образом. Осторожно, стало быть, или неосторожно.

Такая установка на общение кажется мне нерабочей, и даже не только из-за эффекта самоисполняющегося пророчества, а в основном вот почему. Любые прогнозы по поводу того, не причинит ли вам вреда коммуникация с конкретным человеком, обречены на провал. Проще говоря, моя идея, которую я стараюсь доносить до людей, состоит в том, что "хороших", "безопасных" людей не бывает. Людей, которым можно абсолютно доверять, тоже не бывает

Я всегда прошу обратить внимание: то, что невозможно предсказать отсутствие вреда, не значит, что невозможно предсказать ситуацию, когда причинение вреда, напротив, очень вероятно. Ситуации, в которых определённо прямо сейчас вам причинят вред, существуют, и их легко распознать. И вот как раз это распознавание у большинства людей (исключая людей, у которых противоречивые отношения с насилием) работает прекрасно! Вряд ли вы войдёте в лифт с подозрительным незнакомцем, который держит в руке окровавленный нож, или пойдёте ночью (даже не переходя улицу) прямо навстречу толпе пьяных дерущихся друг с другом людей. Ну или, если войдёте и пойдёте, то сделаете это, по тем или иным причинам, вопреки крикам "Алярма! Алярма!" у себя в голове. Я же говорю о другом. Я говорю о попытках спрогнозировать, что взаимодействие будет "хорошим". То есть не вредным. И я имею в виду, что если у вас в голове "Алярма! Алярма!" никто не кричит, то есть непосредственной угрозы жизни и здоровью нет, то это ничего не значит. В буквальном смысле слова. Это неопределённая ситуация. Которая может обернуться для вас как хорошо, так и не очень. Поведение людей в таких неопределённых ситуациях может быть объяснено кучей разных способов, и в зависимости от способа меняется прогноз. Какой здесь можно сделать вывод? Не надо пытаться ничего спрогнозировать. Не надо делить людей по кучкам на хороших и плохих. И ситуации тоже делить не надо. Это чревато возникновением лёгкой мании преследования. А иногда даже тяжёлой. Как повезёт.

Вместо этого гораздо лучше повысить свою устойчивость к потенциальным вредным воздействиям, которые могут исходить от кого угодно. (Заметим, что при этом человек вовсе не обязательно имеет намерение сделать вам плохо! Обычно - нет, не имеет!) Каким образом повышается такая устойчивость? Нужно профилактически (то есть всё время, а не только тогда, когда речь идёт об общении!) уделять внимание факторам, влияющим на осознанность нашего поведения. Снижение осознанности повышает вероятность того, что вы останетесь в плохой для себя ситуации вместо того, чтобы вовремя её покинуть. Или сделаете/скажете что-то для вас невыгодное. Что для этого можно сделать? Вот минимальный набор, который легко запомнить.

  1. Всегда (по возможности, конечно) быть в хорошем физическом состоянии. Высыпаться, есть еду и так далее. 
  2. Мониторить свои эмоции и соотносить их со своими текущими потребностями. Эмоции поставляют важную информацию о том, плохо вам или нет. Потребности - о том, что вам сейчас вообще надо в этой жизни.
  3. Как-то описывать для себя процесс общения  и то, как вы в этой ситуации оказались. Вы удивитесь, насколько большое количество людей не в состоянии сказать, как вообще началось общение, в котором они почувствовали себя плохо,  что это было за общение и что именно в нём это "плохо" вызвало.

Таким образом, акцент смещается с "хороших" и "плохих" людей на "хорошее" или "плохое" течение конкретной ситуации. И если на людей мы повлиять не можем, то на ситуацию - можем. Кроме того, от прогноза мы переходим к непосредственному реагированию, что сберегает нам массу ресурсов. За счёт этих двух изменений существенно возрастает уровень адаптации вкупе с хорошим настроением, уверенностью в себе и прочими полезными плюшками.

Желаю вам, мои дорогие читатели, как можно чаще разворачивать ситуации к себе лицом, а не другими частями тела! Будьте здоровы.



Просмотров: 399
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Эпидемия "славных" людей или как опасно быть хорошим для всех.
  • Поведение людей в критической ситуации: почему не "сама хотела" и "сама виновата"
  • "5 признаков того, что мужчина к вам неравнодушен. На что обратить внимание?"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Берегите людей, некоторые из них вам для "до конца"
  • Удобно делать вид, что "неудобных" людей нет
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Самая сложная задача Родителя, что такое "плохо/хорошо" и как можно докатиться до ПРЛ или НРЛ
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Почему он изменился после свадьбы?" или Как модели поведения влияют на жизнь людей.
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Правда ли у "пограничника" нет эмпатии? О достоинствах "пограничных" людей
  • "Я для себя" - что это?
  • Это страшное слово "надо".... (или как перестать слышать себя)
  • Парадоксальная теория изменений или "Что же еще сделать, чтобы моя жизнь стала лучше?"
  • Всегда говори "нет". Часть первая: люди среди людей
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • Тлеющая неудовлетворенность. Умирающие браки......Спасти? Или "как у людей"
  • "Я хочу этого или мне это только кажется?" Как услышать голос сердца
  • 50+. Деньги. "Разверзающийся ад", или что-то можно сделать?
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь