О проблеме воцерковления сегодня или как сохранить рассудок в вере

О проблеме воцерковления сегодня или как сохранить рассудок в вере

Воцерковление, т.е.  приобщение к  вере  и  церковной  жизни  в  наше смутное время  при  всей  благости и привлекательности  является   крайне не  простой  и весьма  болезненной  для  психики  современного рационально мыслящего человека  задачей. 

Энциклопедия  “Азбука  веры”  определяет воцерковление,  как  “врастание человека в организм Церкви,  или вхождение в ее жизнь настолько глубокое, что эта жизнь становится в полной мере и его жизнью”. 

Т.е. воцерковление – это полное вхождение личности в  жизнь церкви, которая  становится для  личности по  сути всеобъемлющей и безальтернативной.  Теоретически тут вроде  бы всё  верно и правильно, но как решается  сегодня этот вопрос  практически  и сколько  в  нём  подводных камней,  ещё предстоит  разобраться, поскольку в  реальности жизни не  всё не  так гладко и просто.

Сложность воцерковления сегодня  - это, прежде   всего, технология обращения сознания адепта  от рационально-потребительских  и мирских  ценностей  к  ценностям религиозным  и церковным.

С точки зрения современной нейропсихологии процесс  обращения ума к  вере уже  не  является  тайной, а  представляет  собой  процесс  перехода  от одной нейросети сознания – «горизонтальной», отвечающей светским ценностям, на другую  нейросеть – «вертикальную», отвечающую религиозным  и духовно-нравственным  ценностям.

Сам момент инициации  или  перехода мышления от одной нейросети  сознания   и системы  ценностей   к  другой,  если говорить  о христианстве  и православии, именуется  метанойей (покаянием). .  .  

Вопрос: В чём сложность  такого манёвра  и перехода  с  точки зрения психологии ?

Сложность в  том, что при  таком  переходе  обращённый человек  оказывается на  время в состоянии прострации и дезориентации, которое  и называется религиозным  помешательством (прелестью).  В этой   связи  задача грамотного  духовного наставника (пастыря) помочь новообращённому, как  временно «ослеплённому» верой, - обрести в  жизни  опоры, чтобы  вера  стала осознанной  и разумной, а   не  слепой, безумной  и  фанатичной.  

В этом и  состоит главная  трудность - найти грамотного наставника  и  способ наиболее  корректного и разумного обращения, чтобы  глубину прелести, как  ложного состояния   самосознания, свести к  минимуму,  а  это удел  психологически  грамотных  пастырей  и духовных наставников, которых  очень  мало. 

Большинство  пастырей предпочитает  удерживать своих  пасомых  в  состоянии  религиозного ослепления «прелести»  достаточно длительное  время,  водя их  годами и десятилетиями  вокруг  своего прихода, как  слепых котят, без  выхода  на  более  высокие уровни  осознанности  «вертикали» духовного знания.  Современным пастырям  такой  вот «круговой»  и  формально-обрядовый  подход  к  вере  гораздо  проще  и безопаснее  реального   духовного водительства  на  основе  умного делания и  сердечной  молитвы, поскольку  при  этом  не  нужно  каждому  адепту  лезть глубоко в  душу  и  касаться  самого  духовного  сердца, отвечающего  за   сознание  пасомого. 

Иными  словами,  в  настоящее  время  уже   глубоко  укоренился  «поверхностный» и обрядово-формализованный  подход  к  вере, который  не  способствует глубокой  осознанности основной   массы   верующих. В итоге  христианство и православие  всё  больше  обрастает  большим  числом  болящих и прелестных людей, ведомых  не  глубоким  духовным  знанием, а  религиозной  эйфорией  и  «чудесно-сказочной» мифологией. 

Итогом  такой  массовой  религиозной  профанации  является   то, что  христианство  и православие  у  большинства  современных и  рационально мыслящих  людей  ассоциируется  не  столько с   религией  мудрости,  любви  и радости, сколько  с  религией  покорности, самогнобления и умственной ограниченности.

Если к  этому  добавить и откровенную психологическую  неграмотность ряда  священников, использующих в  душепопечении пособия   конца  18 – го  начала 19 -го  веков, которые  по  слову  профессора  богословия А.И. Осипова  были как   под  копирку  списаны  с  католических  и протестантских, то воцерковление сегодня  по характеру воздействия  на  сознание  и  психику  адепта  можно сравнить с  ударом по голове…

«пыльным мешком  обрядоверия»  или «тяжёлой  кувадлой покорности и  морализма».

Результатом  такого  не совсем  корректного  воцерковления  очень  часто  становится полная  зависимость пасомого  от пастыря  и   религиозное   помрачение  сознания  с невозможностью  как-либо  реализовать себя   в  социуме  из-за  полного  разрушения   прежних рациональных опор  при  отсутствии  новых  духовно-нравственных. 

Вот  почему  сегодня   крайне  остро  встёт  вопрос  об умном  православии  и умном  воцерковлении  с  помощью инструмента  психологии  (христианской  и православной).   Настолько стали несовместимы  между  собой  рационально-потребительские ценности  «мирской  горизонтали»  и духовно-нравственные  ценности «религиозной  вертикали».

Можно сказать, что корректность или  экологичность перехода  от одной системы  ценностей  и координат к  другой  и составляет  сегодня  главную сложность воцерковления. 

ВопросКак  можно обеспечить эту  экологичность перехода с  одного типа  мышления  на другой ?

Обеспечить её   можно только посредством смягчения или сглаживания  остроты разрыва между  двумя  системами ценностей  и координат – рациональной  и религиозной.  В данном  случае  обе системы  ценностей – атеистическая (рациональная)  и религиозная (нравственная)  представляют собой две  крайности  и переход к  религиозной  должен  быть без серьёзного ущерба для  рациональной, поскольку фанатичная религиозность  также  опасна, как и воинствующий   атеизм.

Собственно, институт  психологии, находящийся на  стыке научного и религиозного мышления  и есть тот независимый инструмент, который должен обеспечивать корректность  и  конструктивность  диалога  по  всему  спектру  горизонтали и вертикали, включая  и  сам  переход.

Мой  опыт общения с  институтом   церкви по  вопросам психологии (православной) убедительно говорит  о том, что церковь не  готова к  развитию этого направления  на свободной  и  независимой  основе. Точнее – психология   вообще  не  нужна  церкви, как конкурент и  «строптивая  девка», которую не  просто заставить быть покорной  и послушной.

Из этого следует  то, что  психология, пусть даже  конфессиональная,  должна  быть всё  же  относительно самостоятельным  направлением, но не  под  жёсткой  диктатурой  епархиально-бюрократических структур.

Говоря  о направлениях  психологической   помощи  воцерковляющимся, можно сказать что  помощь  эта, прежде   всего,  должна  касаться  подготовки  когнитивной почвы  для корректного  посева  «семени»  духовного знания,  как  основы  вертикальной   нейросети, а это предполагает:

  • - психологическую подготовку  ума к  такому  переходу,
  • - сохранение части  рациональных  опор, т.е.  не  полной  «потери головы» в  религии  и вере,
  • - грамотной  душевно-психологической помощи  и сопровождения  в  первоначальный период после  обращения, когда  адепт наиболее дезориентирован когнитивно  и уязвим.

Сам  процесс воцерковления  или обращения  к  вере, как разворот  «горизонтали» рационального мышления  к  духовной «вертикали», связан с  болезненным разрушением и  полным  изменением всей  системы прежних  ценностей. Это очень  сложный в когнитивном и психологическом  плане   процесс, сравнимый со  сменой  операционной системы на  работающем  компьютере, в  результате   чего компьютер на  время как  бы «умирает».  

Примерно то же  самое   происходит  и у обращающегося к  вере, когда  одна  нейросеть (горизонтальная)  деактивируется, а  другая (вертикальная)  только начинает создаваться. Только  разница в  том, что объектом «перезагрузки»  и смены модальности  является не  компьютер, а   когнитивная  сфера и психика человека  и именно этой   сфере предстоит на  время как  бы «умереть», а  это невообразимо болезненный для   сознания  процесс полной  утраты прежних  ценностей и ориентиров. 

Сложность  процесса  обращения  ума  в  значительной   мере  связана с  устойчивостью  рационального мышления  и мировоззрения.  Иными  словами, чем  устойчивее мышление в  системе рациональных (материальных)  ценностей,  - тем  сложнее  его обратить к  ценностям духовно-нравственным. 

Любому  специалисту  понятно, что  данный процесс  смены парадигмы  сознания  должен  идти  по  чёткой схеме, как «мануалу», а  не  происходить  стихийно  с  силу  личной компетентности  того или  иного пастыря, как обычного грешного человека.

Проще  говоря, для   корректного воцерковления  современного  рационально мыслящего человека, одного  только  «чудесно-сказочного»  душепопечения образца 18-го века крайне  мало.   В  дополнение  к  душепопечению  сегодня нужна именно психология воцерковления, а  также психологическая  помощь  неофитам и новообращённым, испытывающим первое   время  глубочайший  разрыв  между  умом  и сердцем.

Эти, если можно так  выразиться  душевно-психологические моменты пока не  находят отражения в  воцерковлении сегодня, поскольку, как  ни  парадоксально,  но современным пастырям не  дают курса  основ  ни психологии воцерковления, ни святоотеческой  психологии  вообще. 

Как уже было сказано ранее,  сама  церковь, а  точнее высшее церковное  руководство и большинство  пастырей, очень настороженно  и  недоброжелательно  относится к  любой  психологии, включая и современную  православную психологию, считая  её  конкурентом института пастырства  и  формой  обновленчества. Нам это довелось лично почувствовать во  время  наших  взаимоотношений с  БПЦ  и Минским  духовным  училищем, где мы в  течение  года  откатывали пилотный проект «Теоретических основ православной  психологии» для выпускников  отделения  катехизаторов. 

Людям  очень понравился курс и они  были рады его посещать и развивать, но церковное руководство  усмотрело в  этом чрезмерную свободу, которую  сложно  было  контролировать. В итоге  после   целого ряда  недоразумений  проект  был закрыт. Аналогичная   ситуация имела  место и в  России с рядом  аналогичных пилотных  проектов. Поэтому  церковный  консерватизм в  настоящее  время всё  больше  становится тормозом  естественных социальных  процессов и инициатив и это серьёзная  проблема.

Корректное воцерковление сегодня предполагает всё  же  союз  пастыря  и психолога  (а   иногда  и  психиатра)  или наличие   у  пастыря кроме  богословско-догматического и  психологического образования, лучше  всего православно-психологического.   По логике вещей, если пастырь работает только  с  душой  и духом,  то  кто  тогда  должен  работать с психикой  адепта, чтобы   избежать  глубокой «прелести»,  религиозного  умопомрачения  или  депрессии. 

Серьёзность этой   проблемы  вынудила  церковное  руководство  позаботиться об ускоренном введении  краткого  курса «Пастырская  психиатрия» В.Г. Каледы, чтобы  хоть как-то  разграничить вал  религиозной психопатологии, захлестнувшей  многие   приходы, храмы  и монастыри.  Т.е. психологическая  грамотность -  это сегодня обязательное требование к  священнослужителю, чего  сегодня также нет.

Поэтому  воцерковление  сегодня  без  использования  и  знания  основ  христианской  психологии, -  это  игра  с  безумием, которая не  для   всех  может  закончиться без  последствий.  

Кстати, многие проявления религиозного радикализма и фанатизма  в  наше  время, от преступлений  ИГИЛ до  социального терроризма и  суицида  не  религиозной почве,  - это  результат некорректного и не экологичного перехода к  религиозной  системе ценностей.

ВопросЧем  можно  объяснить многочисленные случаи  разочарования в  вере  со стороны  уже  обращённых ?

Говоря о  многочисленных  случаях  разочарования в  вере и в  том  числе  среди монашествующих,  следует  понимать, что   вопроса  о разочаровании именно в  христианстве   или  православии  чаще  всего не  стоит.  Вопрос   стоит  о  разочаровании  именно в  духе  современной  церковности, а  также  организации и управлении церковной  жизнью, которое  уже мало чем  отличается и  по  духу  и по  стилю  от светского управления.  Т.е. разочарование в  вере  чаще  всего связано с  обмирщением духовенства, а  также произволом  церковного  руководства, формализмом   и  коррупцией.  

Это  серьёзнейшая  проблема современного православия в  лице РПЦ МП, о которой  следует  сказать  предельно  честно. Дело в  том, что многие  обращающиеся к  вере и не  знающие  сермяжной  изнанки церковной  жизни, чисто умозрительно  воображают себе церковь и  монастырь, как  островок  некой  идиллии, святости и неземной чистоты, где  обитают одни святые, просветлённые  и небожители.  К сожалению  это один  из укоренившихся сказочных  мифов о церковной  жизни, который был  создан и  внедрён в массовое профанное  сознание более  двух  столетий  тому  назад.

Церковная действительность совсем  иная  и последние два столетия церковь и монастыри являются  прибежищем не одних  лишь  пробужденных, как  лучших представителей человечества, а  по большей  части  в  точности наоборот  - преимущественно заблудших,  запутавшихся, зависимых, брошенных миром, освободившимися  из  мест заключения, лиц БОМЖ, социально неблагополучных, умственно повреждённых, одержимых и прочих  болящих.  Т.е. большинство современных  новообращённых, которые  приходят к  Богу  и вере, приходят  в  церковь вовсе  не  от лучшей  жизни, а  от безысходности  и невозможности найти иного прибежища. Именно  по этой причине церковь сегодня  в  значительной   мере  чем-то подобна  институту   социальной  помощи и социального обслуживания  населения. 

Как бы  парадоксально  это ни звучало, но  в  церковной среде сегодня  можно найти не  меньше пороков, чем  в  миру, а  ещё  больше, причём, в  глубоко замаскированных и ретушированных формах, прикрытых  религиозной  ревностью и набожностью, но таящих в  себе  почти  все  человеческие  пороки  - лесть,  подхалимство,  карьеризм, корысть, лицемерие, двуличие,  зависть, ложь и т.д..

Сегодня  в  церковном руководстве и принципах  управления церковной  жизнью складывается весьма  не  простая   ситуация, когда  священник  из пастыря  и душепопечителя  вынужден всё  больше превращаться в  хозяйственника,  предпринимателя  или работника сферы религиозно-социального обслуживания  населения.

Всегда  жутко коробит ситуация, когда  священник в  облачении, сидит на  планёрке у главы  местной администрации вместе с  главным пожарником, электриком,  врачом,  педагогом, представителем  силовых  структур, главным инженером и  прочими специалистами, выслушивающими  планы на  перспективу  и показатели повышения качества  своей  работы.  В данной   связи  «план  духовной  работы», как  и  показатели «воцерковлённости» -  это что-то, действительно, принципиально новое в  христианстве и православии.

Сталкиваясь с  такой вот сермяжной правдой церковной жизни, когда по  слову   самих священников «в  монастыре  уже  как в  миру, а  в  миру, как в  аду»,  - у многих романтиков, не  готовых  к  трудностям  современной  церковной  жизни  и послушанию  в  извращённых  формах, происходит глубокое крушение первоначальных  религиозных иллюзий.

Зачастую, этому способствует и дух  формализма и  умалчивания  правды, насаждаемый самим  церковным  руководством. Чего  греха  таить – священство традиционно на  протяжении  многих лет  считает  себя  избранным  и особо  праведным  сословием в  сравнении  со  всеми  прочими  мирянами  и «пинжачниками», как  грешниками по  определению.  Эти и многие другие  неблаговидные  моменты  кастовости, клановости  и корпоративности  также  вызывают глубокое разочарование у многих истинно верующих.

Кстати,  данная  ситуация в  церкви  и монашестве  не  является особенностью только нашего времени. Об  этом  писал святитель Игнатий Брянчанинов более 150 лет тому  назад.

«Ныне монастыри обратились в пристанища разврата, местами открытого, местами прикрываемого лицедейством, в места ссылки, в места лихоимства и прочего разнообразного злоупотребления. Такими сделала их каста, смотрящая на них, как на свои аренды, ненавидящая и презирающая их, испражняющаяся в них одними своими исчадиями, нетерпимыми в среде мира по причине необузданного разврата этих исчадий» (Свт.Игнатий Брянчанинов, Записки епископа Игнатия Брянчанинова 1862-1866г., «О необходимости Собора…»).

«Многие монастыри из пристанищ для нравственности и благочестия обратились в пропасти безнравственности и нечестия: самому твердому характеру не устоять… О монашестве я писал Вам, что оно доживает в России, да и повсюду, данный ему срок… Восстановления не ожидаю… Сколько могу понять: не предвижу по духу времени и вообще по нравственности всего народа, чтобы могло быть восстановление Церкви в древней красоте ее, так же, как и монашества… Оскудело монашество, и еще более должно оскудеть… Подвигов нет, истинного монашества – нет, руководителей – нет: одни скорби заменяют собою все» (Свт.Игнатий Брянчанинов, из кн.«Письма к друзьям», п.9, новомуч.Михаил /Новоселов/).

«Настал голод слова Божия! Ключи разумения у книжников и фарисеев! – Сами не входят и возбраняют вход другим! Христианство и монашество при последнем их издыхании! Образ благочестия кое-как, наиболее лицемерно, поддерживается; от силы благочестия отреклись, отверглись люди! Надо плакать и молчать» (Свт.Игнатий Брянчанинов, т.7, «Письма к монашествующим», п.90 ).

«О монашестве я писал Вам, что оно доживает в России, да и повсюду, данный ему срок. Отживает оно век свой вместе с христианством. Восстановления не ожидаю» (Свт.Игнатий Брянчанинов, Избранные письма, «Письма к монашествующим», п. 50).

Можно сказать, что то же самое происходит и в наше время  и вера  опять  обрастает  мишурой  церковных  иллюзий  и лицемерия. Как очень  точно подметил святитель Игнатий – нужно  не  увлекаться  древностями  и  периодически делать чистки  «авгиевых конюшен» застарелого клерикализма и  внутрицерковной бюрократии.

«Надо понимать дух времени и не увлекаться прежними понятиями и впечатлениями, которых в настоящее время осуществить невозможно. Важность – в христианстве, а не в монашестве» (Свт.Игнатий Брянчанинов, Избранные письма, «Письма к родным и друзьям», п.503).

Говоря  о разочарованиях  в  вере,  наряду с  прочими   можно выделить и  проблему отсутствия  института  духовного  наставничества (монашества  и старчества).

Откровенно  говоря, любая  религия, как  и церковь,  жива  своими  святыми  и старцами, как  живыми  примерами  духовной  верности  и  преемственности традиции.  Если на протяжении  длительного времени в  церкви  не  появляется новых  святых  и духоносных старцев – это верный  признак увядания  традиции и гибели церкви.

В данной   связи  найти сегодня  реального духовного наставника в  церкви, а  не душевного манипулятора   или  моралиста-идеолога -  это  уже  практически  нерешаемая  задача.  Это также в  значительной   мере способствует разочарованию в  вере  многих ищущих  людей.

Так   что задач  перед  церковным  руководством   сегодня  стоит  много, но к  сожалению  ни одна  из  них  пока  серьёзно  не  решается. 

Именно поэтому, наиболее  предпочтительным  на  сегодняшний  день  является  умный  и рассудительный  подход  к  вере  с  точки зрения  чёткого  понимания  того,  кому   сегодня   можно  открывать и  вверять  свою  душу. 

*  *  *

Большая  удача,  если  ищущей  душе  удастся  отыскать  настоящего  наставника  с  большим  и чистым  сердцем, который  станет  для  неё  реальным пастырем  и  духовным  отцом,  который   поможет  и  душевно и духовно, а  иногда  и материально, поскольку в  противном  случае  результатом   некорректного  воцерковления   может  стать  асоциальность,  страдание,  одиночество  и глубокое  помрачение сознания.

По материалам книги "Заметки о христианской  психологии" 2017 г.



Просмотров: 472
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что можно сделать уже сегодня, чтобы изменить свою жизнь к лучшему?
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Виртуозы – будущие психоневрозы!? или что нового можно сегодня сказать о сексуальности…
  • О вере в душе и о вере в сердце
  • Время перемен: какие навыки нужны сегодня, чтоб быть успешным завтра?
  • 6 Упражнений на Внимательность, Которые Можно Попробовать Сегодня (перевод)
  • "Приходите сегодня ночью на сеновал!" Нужно ли тратить время на ухаживания?
  • О религиозной психопатологии и кризисной православной психологии
  • Сегодня именно тот день
  • Как перестать откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня?
  • Коучинг сегодня. Чем он не является.
  • Именно сегодня радуйся
  • Как быть успешным за минимальное время с точки зрения психологии?
  • "Ты очень красивая сегодня!" О риске быть Живым в процессе психотерапии: случай из практики
  • Хотел ли ты сегодня быть счастливым? Или у тебя были другие планы?
  • Сегодня я был в тюрьме. «Психология тюремной жизни», краткий очерк
  • Только сегодня
  • "По вере Вашей..." - как влияют на жизнь человека его верования и убеждения
  • Сколько сегодня стоит любовь?
  • Можно ли быть счастливым, если гречка всё время дорожает!
  • Самая простая техника выхода на уровень дохода в 10 раз больше, чем сегодня.
  • И Смерти мы говорим только одно: «Не сегодня».
  • Можно ли узнать время рождения, людей рожденных в дореволюционной России?
  • Что делает людей несчастными? Как перестать быть несчастным уже сегодня
  • Сегодня в России отмечается день Матери!
  • О вере в себя и о тех, кто рядом.
  • Сегодня не стало человека...
  • Если вам сегодня плохо...
  • Песочная терапия сегодня. Как это может быть
  • «Умереть сегодня - страшно, а когда-нибудь - ничего»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь