|
О проблеме воцерковления сегодня или как сохранить рассудок в вереАвтор статьи: Яцкевич Константин Владимирович
Воцерковление, т.е. приобщение к вере и церковной жизни в наше смутное время при всей благости и привлекательности является крайне не простой и весьма болезненной для психики современного рационально мыслящего человека задачей. Энциклопедия “Азбука веры” определяет воцерковление, как “врастание человека в организм Церкви, или вхождение в ее жизнь настолько глубокое, что эта жизнь становится в полной мере и его жизнью”. Т.е. воцерковление – это полное вхождение личности в жизнь церкви, которая становится для личности по сути всеобъемлющей и безальтернативной. Теоретически тут вроде бы всё верно и правильно, но как решается сегодня этот вопрос практически и сколько в нём подводных камней, ещё предстоит разобраться, поскольку в реальности жизни не всё не так гладко и просто. Сложность воцерковления сегодня - это, прежде всего, технология обращения сознания адепта от рационально-потребительских и мирских ценностей к ценностям религиозным и церковным. С точки зрения современной нейропсихологии процесс обращения ума к вере уже не является тайной, а представляет собой процесс перехода от одной нейросети сознания – «горизонтальной», отвечающей светским ценностям, на другую нейросеть – «вертикальную», отвечающую религиозным и духовно-нравственным ценностям. Сам момент инициации или перехода мышления от одной нейросети сознания и системы ценностей к другой, если говорить о христианстве и православии, именуется метанойей (покаянием). . . Вопрос: В чём сложность такого манёвра и перехода с точки зрения психологии ? Сложность в том, что при таком переходе обращённый человек оказывается на время в состоянии прострации и дезориентации, которое и называется религиозным помешательством (прелестью). В этой связи задача грамотного духовного наставника (пастыря) помочь новообращённому, как временно «ослеплённому» верой, - обрести в жизни опоры, чтобы вера стала осознанной и разумной, а не слепой, безумной и фанатичной. В этом и состоит главная трудность - найти грамотного наставника и способ наиболее корректного и разумного обращения, чтобы глубину прелести, как ложного состояния самосознания, свести к минимуму, а это удел психологически грамотных пастырей и духовных наставников, которых очень мало. Большинство пастырей предпочитает удерживать своих пасомых в состоянии религиозного ослепления «прелести» достаточно длительное время, водя их годами и десятилетиями вокруг своего прихода, как слепых котят, без выхода на более высокие уровни осознанности «вертикали» духовного знания. Современным пастырям такой вот «круговой» и формально-обрядовый подход к вере гораздо проще и безопаснее реального духовного водительства на основе умного делания и сердечной молитвы, поскольку при этом не нужно каждому адепту лезть глубоко в душу и касаться самого духовного сердца, отвечающего за сознание пасомого. Иными словами, в настоящее время уже глубоко укоренился «поверхностный» и обрядово-формализованный подход к вере, который не способствует глубокой осознанности основной массы верующих. В итоге христианство и православие всё больше обрастает большим числом болящих и прелестных людей, ведомых не глубоким духовным знанием, а религиозной эйфорией и «чудесно-сказочной» мифологией. Итогом такой массовой религиозной профанации является то, что христианство и православие у большинства современных и рационально мыслящих людей ассоциируется не столько с религией мудрости, любви и радости, сколько с религией покорности, самогнобления и умственной ограниченности. Если к этому добавить и откровенную психологическую неграмотность ряда священников, использующих в душепопечении пособия конца 18 – го начала 19 -го веков, которые по слову профессора богословия А.И. Осипова были как под копирку списаны с католических и протестантских, то воцерковление сегодня по характеру воздействия на сознание и психику адепта можно сравнить с ударом по голове… … «пыльным мешком обрядоверия» или «тяжёлой кувадлой покорности и морализма». Результатом такого не совсем корректного воцерковления очень часто становится полная зависимость пасомого от пастыря и религиозное помрачение сознания с невозможностью как-либо реализовать себя в социуме из-за полного разрушения прежних рациональных опор при отсутствии новых духовно-нравственных. Вот почему сегодня крайне остро встёт вопрос об умном православии и умном воцерковлении с помощью инструмента психологии (христианской и православной). Настолько стали несовместимы между собой рационально-потребительские ценности «мирской горизонтали» и духовно-нравственные ценности «религиозной вертикали». Можно сказать, что корректность или экологичность перехода от одной системы ценностей и координат к другой и составляет сегодня главную сложность воцерковления. Вопрос: Как можно обеспечить эту экологичность перехода с одного типа мышления на другой ? Обеспечить её можно только посредством смягчения или сглаживания остроты разрыва между двумя системами ценностей и координат – рациональной и религиозной. В данном случае обе системы ценностей – атеистическая (рациональная) и религиозная (нравственная) представляют собой две крайности и переход к религиозной должен быть без серьёзного ущерба для рациональной, поскольку фанатичная религиозность также опасна, как и воинствующий атеизм. Собственно, институт психологии, находящийся на стыке научного и религиозного мышления и есть тот независимый инструмент, который должен обеспечивать корректность и конструктивность диалога по всему спектру горизонтали и вертикали, включая и сам переход. Мой опыт общения с институтом церкви по вопросам психологии (православной) убедительно говорит о том, что церковь не готова к развитию этого направления на свободной и независимой основе. Точнее – психология вообще не нужна церкви, как конкурент и «строптивая девка», которую не просто заставить быть покорной и послушной. Из этого следует то, что психология, пусть даже конфессиональная, должна быть всё же относительно самостоятельным направлением, но не под жёсткой диктатурой епархиально-бюрократических структур. Говоря о направлениях психологической помощи воцерковляющимся, можно сказать что помощь эта, прежде всего, должна касаться подготовки когнитивной почвы для корректного посева «семени» духовного знания, как основы вертикальной нейросети, а это предполагает:
Сам процесс воцерковления или обращения к вере, как разворот «горизонтали» рационального мышления к духовной «вертикали», связан с болезненным разрушением и полным изменением всей системы прежних ценностей. Это очень сложный в когнитивном и психологическом плане процесс, сравнимый со сменой операционной системы на работающем компьютере, в результате чего компьютер на время как бы «умирает». Примерно то же самое происходит и у обращающегося к вере, когда одна нейросеть (горизонтальная) деактивируется, а другая (вертикальная) только начинает создаваться. Только разница в том, что объектом «перезагрузки» и смены модальности является не компьютер, а когнитивная сфера и психика человека и именно этой сфере предстоит на время как бы «умереть», а это невообразимо болезненный для сознания процесс полной утраты прежних ценностей и ориентиров. Сложность процесса обращения ума в значительной мере связана с устойчивостью рационального мышления и мировоззрения. Иными словами, чем устойчивее мышление в системе рациональных (материальных) ценностей, - тем сложнее его обратить к ценностям духовно-нравственным. Любому специалисту понятно, что данный процесс смены парадигмы сознания должен идти по чёткой схеме, как «мануалу», а не происходить стихийно с силу личной компетентности того или иного пастыря, как обычного грешного человека. Проще говоря, для корректного воцерковления современного рационально мыслящего человека, одного только «чудесно-сказочного» душепопечения образца 18-го века крайне мало. В дополнение к душепопечению сегодня нужна именно психология воцерковления, а также психологическая помощь неофитам и новообращённым, испытывающим первое время глубочайший разрыв между умом и сердцем. Эти, если можно так выразиться душевно-психологические моменты пока не находят отражения в воцерковлении сегодня, поскольку, как ни парадоксально, но современным пастырям не дают курса основ ни психологии воцерковления, ни святоотеческой психологии вообще. Как уже было сказано ранее, сама церковь, а точнее высшее церковное руководство и большинство пастырей, очень настороженно и недоброжелательно относится к любой психологии, включая и современную православную психологию, считая её конкурентом института пастырства и формой обновленчества. Нам это довелось лично почувствовать во время наших взаимоотношений с БПЦ и Минским духовным училищем, где мы в течение года откатывали пилотный проект «Теоретических основ православной психологии» для выпускников отделения катехизаторов. Людям очень понравился курс и они были рады его посещать и развивать, но церковное руководство усмотрело в этом чрезмерную свободу, которую сложно было контролировать. В итоге после целого ряда недоразумений проект был закрыт. Аналогичная ситуация имела место и в России с рядом аналогичных пилотных проектов. Поэтому церковный консерватизм в настоящее время всё больше становится тормозом естественных социальных процессов и инициатив и это серьёзная проблема. Корректное воцерковление сегодня предполагает всё же союз пастыря и психолога (а иногда и психиатра) или наличие у пастыря кроме богословско-догматического и психологического образования, лучше всего православно-психологического. По логике вещей, если пастырь работает только с душой и духом, то кто тогда должен работать с психикой адепта, чтобы избежать глубокой «прелести», религиозного умопомрачения или депрессии. Серьёзность этой проблемы вынудила церковное руководство позаботиться об ускоренном введении краткого курса «Пастырская психиатрия» В.Г. Каледы, чтобы хоть как-то разграничить вал религиозной психопатологии, захлестнувшей многие приходы, храмы и монастыри. Т.е. психологическая грамотность - это сегодня обязательное требование к священнослужителю, чего сегодня также нет. Поэтому воцерковление сегодня без использования и знания основ христианской психологии, - это игра с безумием, которая не для всех может закончиться без последствий. Кстати, многие проявления религиозного радикализма и фанатизма в наше время, от преступлений ИГИЛ до социального терроризма и суицида не религиозной почве, - это результат некорректного и не экологичного перехода к религиозной системе ценностей. Вопрос: Чем можно объяснить многочисленные случаи разочарования в вере со стороны уже обращённых ? Говоря о многочисленных случаях разочарования в вере и в том числе среди монашествующих, следует понимать, что вопроса о разочаровании именно в христианстве или православии чаще всего не стоит. Вопрос стоит о разочаровании именно в духе современной церковности, а также организации и управлении церковной жизнью, которое уже мало чем отличается и по духу и по стилю от светского управления. Т.е. разочарование в вере чаще всего связано с обмирщением духовенства, а также произволом церковного руководства, формализмом и коррупцией. Это серьёзнейшая проблема современного православия в лице РПЦ МП, о которой следует сказать предельно честно. Дело в том, что многие обращающиеся к вере и не знающие сермяжной изнанки церковной жизни, чисто умозрительно воображают себе церковь и монастырь, как островок некой идиллии, святости и неземной чистоты, где обитают одни святые, просветлённые и небожители. К сожалению это один из укоренившихся сказочных мифов о церковной жизни, который был создан и внедрён в массовое профанное сознание более двух столетий тому назад. Церковная действительность совсем иная и последние два столетия церковь и монастыри являются прибежищем не одних лишь пробужденных, как лучших представителей человечества, а по большей части в точности наоборот - преимущественно заблудших, запутавшихся, зависимых, брошенных миром, освободившимися из мест заключения, лиц БОМЖ, социально неблагополучных, умственно повреждённых, одержимых и прочих болящих. Т.е. большинство современных новообращённых, которые приходят к Богу и вере, приходят в церковь вовсе не от лучшей жизни, а от безысходности и невозможности найти иного прибежища. Именно по этой причине церковь сегодня в значительной мере чем-то подобна институту социальной помощи и социального обслуживания населения. Как бы парадоксально это ни звучало, но в церковной среде сегодня можно найти не меньше пороков, чем в миру, а ещё больше, причём, в глубоко замаскированных и ретушированных формах, прикрытых религиозной ревностью и набожностью, но таящих в себе почти все человеческие пороки - лесть, подхалимство, карьеризм, корысть, лицемерие, двуличие, зависть, ложь и т.д.. Сегодня в церковном руководстве и принципах управления церковной жизнью складывается весьма не простая ситуация, когда священник из пастыря и душепопечителя вынужден всё больше превращаться в хозяйственника, предпринимателя или работника сферы религиозно-социального обслуживания населения. Всегда жутко коробит ситуация, когда священник в облачении, сидит на планёрке у главы местной администрации вместе с главным пожарником, электриком, врачом, педагогом, представителем силовых структур, главным инженером и прочими специалистами, выслушивающими планы на перспективу и показатели повышения качества своей работы. В данной связи «план духовной работы», как и показатели «воцерковлённости» - это что-то, действительно, принципиально новое в христианстве и православии. Сталкиваясь с такой вот сермяжной правдой церковной жизни, когда по слову самих священников «в монастыре уже как в миру, а в миру, как в аду», - у многих романтиков, не готовых к трудностям современной церковной жизни и послушанию в извращённых формах, происходит глубокое крушение первоначальных религиозных иллюзий. Зачастую, этому способствует и дух формализма и умалчивания правды, насаждаемый самим церковным руководством. Чего греха таить – священство традиционно на протяжении многих лет считает себя избранным и особо праведным сословием в сравнении со всеми прочими мирянами и «пинжачниками», как грешниками по определению. Эти и многие другие неблаговидные моменты кастовости, клановости и корпоративности также вызывают глубокое разочарование у многих истинно верующих. Кстати, данная ситуация в церкви и монашестве не является особенностью только нашего времени. Об этом писал святитель Игнатий Брянчанинов более 150 лет тому назад.
Можно сказать, что то же самое происходит и в наше время и вера опять обрастает мишурой церковных иллюзий и лицемерия. Как очень точно подметил святитель Игнатий – нужно не увлекаться древностями и периодически делать чистки «авгиевых конюшен» застарелого клерикализма и внутрицерковной бюрократии.
Говоря о разочарованиях в вере, наряду с прочими можно выделить и проблему отсутствия института духовного наставничества (монашества и старчества). Откровенно говоря, любая религия, как и церковь, жива своими святыми и старцами, как живыми примерами духовной верности и преемственности традиции. Если на протяжении длительного времени в церкви не появляется новых святых и духоносных старцев – это верный признак увядания традиции и гибели церкви. В данной связи найти сегодня реального духовного наставника в церкви, а не душевного манипулятора или моралиста-идеолога - это уже практически нерешаемая задача. Это также в значительной мере способствует разочарованию в вере многих ищущих людей. Так что задач перед церковным руководством сегодня стоит много, но к сожалению ни одна из них пока серьёзно не решается. Именно поэтому, наиболее предпочтительным на сегодняшний день является умный и рассудительный подход к вере с точки зрения чёткого понимания того, кому сегодня можно открывать и вверять свою душу. * * * Большая удача, если ищущей душе удастся отыскать настоящего наставника с большим и чистым сердцем, который станет для неё реальным пастырем и духовным отцом, который поможет и душевно и духовно, а иногда и материально, поскольку в противном случае результатом некорректного воцерковления может стать асоциальность, страдание, одиночество и глубокое помрачение сознания. По материалам книги "Заметки о христианской психологии" 2017 г. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|