О вере в душе и о вере в сердце

О вере в душе и о вере в сердце

Проблема двоякости веры  и существования  т.н.  веры  формальной и веры  сущностной – это в  общем-то не  новая  проблема для   церкви и православия, а  скорее даже хрестоматийная  и имеющая  под  собой  2000-летнюю историю расколов,  формализации  и схоластизации  богословия. 

Данное  разделение веры  на две  части и два  полюса в  виде  веры  формальной  для  непросвещённого народа  и веры сущностной, связанной с  сакральным знанием  и  умным  деланием  для  духовно  просвещённого  и  образованного духовенства,  имело место ещё  во  времена Христа  и  было отмечено отцами  Добротолюбия.  

«Заметь, что вера по богопреданным словесам двояка: одна, общая всем православным христианам, в которой сначала крещение прияли мы, и с которою наконец буди и отойти отселе, а другая есть достояние редких людей.» (Добротолюбие, Т.5. Каллиста и Игнатия Ксанфоппулов наставления  безмолвствующим, 16, а) вера  двояка)

Данное  разделение  веры  на  профанную и  сакральную  также  известно  и в  Евангелие, как  суетное  служение  Марфы, заботящейся только  о форме, которое   у  неё  «будет отнято»,  и  умное  делание Марии, сконцентрированной на  постижении духовных откровений Христа, которое у  неё «не отнимется.»

«В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.» (Лк. 10;38 – 42)

Понятия «отнимется»  и «не  отнимется» в  данном   случае несут сугубо духовный  смысл, который  можно понять только с  точки зрения  аскетики  и  представления  о  структуре духовного тела.

Что значит структура  духовного тела ?

Это значит, что формальное служение Марфы никак  не отражается на  структуре  её духовного тела, которое, несмотря  на  всю её   суету вокруг  Христа, остаётся неизменным и не  тронутым духом. Вот почему вся  её суета и формальные действия перед Христом не  дадут ей плодов  и  будут отняты у  неё  в  час  суда, а  душа  останется той же, какой  была и до встречи с Богом.

В то же время, умное  делание Марии и внимательное постижение слов Спасителя, отражается  на структуре  духовного тела, которое при  этом получает как  бы  некоторое  приращение  в  силу  того, что соприкасается с  Духом  и Логосом  через размышление, рассуждение  и глубокое   постижение  откровений  Иисуса всем  сердцем.  Собственно, именно  это  внимательное  и  глубокое   постижение  или запечатление  всем  сердцем прямых  духовных истин и откровений  Христа  и есть та  благая   часть, которая у  неё  уже «не  отнимется» и  после смерти.

Почему  же  у  Марфы её  формальная  и суетная  часть  служения  «отнимется», а  сущностная часть Марии «не отнимется»  и останется  с  ней ?

 До недавнего времени ответить на  этот вопрос более – менее  утвердительно было трудно и практически невозможно,  но в  связи с  последними  открытиями в  области нейронауки этот принцип стал  частично понятен.

Как выясняется,  всё отличие в  служении Марфы  и Марии, связано с  тем,  что служение Марфы не связано с  умным  деланием, а  служение Марии с  умным  деланием связано.  Таким  образом, не  формальная  суета вокруг Христа, а  умное  делание, т.е. глубокое  внимание,  понимание  и  рассуждение  духовных истин  и откровений  является основой  для  формирования и укрепления  духовного тела.

Почему  это именно так, а  не  иначе ?

Это так   потому, что при  умном  делании, т.е.  при  глубоком духовном  постижении и рассуждении  Марии  происходит образование новых нейронных связей  вертикальной  нейросети, как своего рода создание тонкой  структуры (материи)  души «нового духовного человека».  Эта  созданная умом структура связей  и есть структура духовного тела, которая является принадлежностью души и уже не  отнимается у  души  и после  смерти.

В то же  время,  формальная  суета  обрядового служения  Марфы перед Христом не  даёт её  уму  и  духовному  телу никакого приращения, поскольку  она  не думает при  этом  о высшем, не  трудится умом  и не создаёт новых духовных  связей в  своей  душе. 

Марфа просто  надеется  угодить Сыну  Божьему своей  внешней  и формально-обрядоверной  суетой  и почитанием  Христа  в  надежде  на «чудо»  с  Его стороны  за  её  труды. 

Но Христу  не нужна  вся  формальная суета Марфы, которая  ей  чисто  по-человечески кажется самым главным  и важным  в  деле  служения Богу.  Христу  нужен духовный  ум Марфы  и её умное  делание, поскольку  только  умом человек  соединяется с Богом и ничем  более,  но умом не головного мозга, а  сознанием  сердца  над  которым  и нужно трудиться в  понимании и  рассуждении духовных истин и откровений.

Этим-то самым  важным  делом  умного  духовного  делания  и занимается Мария, прильнувшая к  ногам  Спасителя,  которую и вознаграждает Христос откровением  о том, что она   избрала  из  всех  видов   служения  наиболее важную и «благую часть, которая не отнимется у неё.»

Как  это  глубинное  понимание относится к  современным  верующим  и вере в  душе ?

Относится  это  самым  прямым  образом. Дело в  том, что современное  массовое обрядоверие  без  умного делания  – это и есть то самое формальное служение Марфы, которое не  даёт душе верующих  никаких духовных плодов, а  только  питает иллюзии упования  на формальное  чудо.  Именно  это  внешнее   служение  Богу  и  «будет отнято»  у  человека  и не принято  Богом, поскольку  это своего  рода  «православный   магизм»  и  «православное   язычество»,  не  создающее   духовного ума,  не   меняющее  духовного  сердца  и не создающее духовного тела. 

К  большому   сожалению именно таким безблагодатным и формальным обрядоверием  и занимается основная  масса простых  верующих, и именно такой подход к  вере  отчасти  выгоден современному «белому  духовенству», выполняющему функции посредников между  Богом  и человеком. Такой  формализованный  подход  выгоден  всем   потому, что он не  требует  глубокого   погружения в  каждое   сердце индивидуально и не  требует  от души и пастыря  этого самого  умного делания и рассуждения, а призывает  лишь  к  формальному  ритуалу с  ожиданием  заслуженного  «чуда».

Только  после многих лет и  даже  десятилетий подобного  формального обрядоверия люди  с  горечью  понимают, что с  ними за  эти  годы  «веры»  и  т.н. Марфиного  служения   вообще  ничего не  произошло и ничего не  изменилось внутри.

А  ничего и не могло  измениться, поскольку  подобно «мельничным  осликам»,  они  ходили вслепую по одному  и тому  же   кругу много лет,  не  выходя  на  уровень самого  главного  делания   – делания   духовного ума  или  умного делания  Марии, а  священники  при  этом  только  умело  подпитывали  чувство  вины  (греховности)   и  их  наивные  обрядоверные   иллюзии,  называя  это «верой».

Вот почему сегодня  уже  остро стал вопрос о  том, как уйти  от формального обрядоверия  и  безблагодатной  суеты  Марфы,  а  прийти к  подлинной вере и тому  самому «умному  деланию» и  умному  служению  Марии ?

Вопрос  этот весьма не  прост для  основной   массы т.н. простых  верующих, которым  умное  делание и умное  православие  не  особо  и  нужны, а  нужна  именно простая  и понятная «народная  вера» с  набором  традиционных   ритуалов,  не  требующая  «ломания» ума  над духовными истинами  и откровениями.  С этим, увы,  ничего не  поделать и  этот социально—политический  и  массово-идеологический  аспект  схоластической  простоты религии всегда составлял основу  политической доктрины РПЦ и социальной концепции церкви.

Вместе с  тем, в  последнее время  не  только  в  самой церкви,  но и  в  миру появилось уже  достаточно много образованных людей, которые понимают важность умного делания  и сущностного подхода к  вере  в аспекте  служения Марии, а  потому не  удовлетворяются  формальной и безблагодатной  суетой Марфы, как  формой имитации веры. 

В силу  неизменности церковного курса, который  уже  откровенно  устарел  и не  отвечает  реалиям  нового времени,  уже  и  простые верующие начинают понимать всю  формальность  существующего  подхода к  вере, который  рассчитан на  уровень  образования  и мышления человека 18 -19 веков.

Собственно, именно  по этой причине  сегодня  и можно слышать среди  верующих такие  мнения:

«Не могу больше  ходить в церковь  к  этим   толстым и  жадным священникам на дорогих  иномарках. Не желаю  больше  участвовать в  этом  религиозном  фарсе.   Не хочу иметь с современным  духовенством  ничего общего. От веры и Христа  не отрекаюсь, но и посредники мне не нужны. Пусть  Бог  будет  у меня в душе…»

Такие  или  примерно такие  мысли сегодня  у  большого числа   верующих, а   особенно в  свете последних событий, связанных  с  обсуждением прижизненного памятника патриарху,  его откровенно идеологической прогосударственной позиции,   конфискацией почти  400 кг. кокаина  в  дипмиссии  Аргентины  от фонда «Православные меценаты в  Латинской Америке» и т.д.

Так  возможна  ли вера в  душе и что говорит  об  этом святоотеческая традиция  и православная  психология ?


Сожжение христиан в саду императора Нерона

Во-первых,   скрытая  от мира  и досужих  глаз   вера  в Бога   возможна, поскольку именно  такой и была  истинная   вера  не  одно столетие  в  периоды  самых лютых гонений  на  христианство  во  времена  правления  таких  императоров  как : Нерон, Домициан, Траян, Марк Аврелий,   Деций,  Валериан, Доклетиан, Галерий и др.   Т.е не  одно столетие  подлинная  вера  вообще  не   афишировалась, а  носила  глубоко  скрытый  от мира  характер  личного  предстояния   пред  Богом  (Духом)  и не  была  институтом   массового   обрядоверия  и  социально-религиозного  обслуживания  населения, каким  она стала  в  последние  250 лет.

Именно  поэтому сам  принцип веры в  душе возможен в  принципе. Другой   вопрос в  том  что понимается  по  понятием   «вера в  душе» ?

«Вера в  душе» – это всё  же  тайное  исповедывание  веры  в  своём  сердце (духовном) или  вера  сугубо  гипотетически  без  сердца, а  просто  умозрительное  признание наличия Бога ?

Как выясняется, это два совершенно  разных подхода к  «вере в  душе».

Если «вера в  душе» связана только с  теоретическим признанием наличия  или возможности наличия  Бога,  – то это не  вера   вообще, а  только  голое  теоретическое допущение  о возможности существования  Творца  или Большого Ума без самого важного в  вере –  личного исповедования  веры  и  труда  по изменению себя для   уподобления  Богу  (Духу) как Большому  Уму. 

Проще  говоря,  подобная  гипотетическая  вера не предполагает ни  покаяния, ни трудничества,  ни самораспятия,  ни умного делания,  ни молитвы  и других путей изменения  порочной природы «ветхого человека»  для преображения в  «нового».  Подобная   «вера  в  душе»  ещё  хуже формальной  суеты Марфы, хотя  бы имитирующей  своё  служение  Богу  без  глубинного  понимания   сути этого служения  и умного  делания.

Но если «вера в  душе» связана не  с  теоретическим, а   практическим  личным предстоянием  пред  Богом  в  сердце, т.е. глубоким  покаянием,  самоисследованием, самоанализом,  самораспятием  и  просто  не  желанием открывать свою душу первому  встречному в  рясе, поскольку  не   внешность  является  символом причастия  Богу, – то  мы  не вправе такую  «веру  в  душе» не  считать  подлинной  верой. 

Не вправе,  поскольку  именно  так верили первые христиане  во времена  самых жестоких  гонений  на  христианство  до  создания   синодального  богословия  и утверждения  официального  института церкви,  достигая при этом таких  вершин  святости   и духовности, о которых современные  верующие  не могут даже  мечтать.

А  кто, собственно, может  из смертных (и должен)  проникнуть  в  душу  и сердце человека  для  того, чтобы  «зафиксировать» факт того,  где  коренится у  человека  вера  – на  поверхности его рассудка или в  глубине   его сердца ?

А кто, собственно, может из смертных (и  должен) контролировать то, как человек исповедует веру  и Христа – посредством  формального  обрядоверия  по канону  или посредством  личной  совести,  честности,  порядочности, ответственности,  справедливости, милосердия,  жертвенности  своего  чистого  сердца  только  без канона и  указания смотрящего ?

А кто, собственно, может из  смертных (и должен) выносить вердикт чьей-то вере   и служения Богу через  призму  того  как  она осуществляется –  формально и показушно, как  служение Марфы  или глубокого и  сущностно  от сердца, как   служение  Марии ?

Кто вообще  взял на  себя   право измерять  «пыльной  линейкой»  схоластического нравственного богословия   и душепопечения   конца 18-го века состояние сознания  и сердца человека 21-го века ?  Да  и вообще, кто кроме  Бога  может оценить состояние   сердца ?

Эти вопросы, увы,  пока остаются без  ответов, и всё большее число людей начинает замечать,  как  буквально на  глазах институт  церкви из двигателя  нравственных  преобразований в  силу  чрезмерного консерватизма,  корпоративной  обособленности,  бюрократической  и идеологической  зашоренности, а  также  отсутствия  критического мышления,  начинает превращаться в  тормоз  социальных преобразований и общественного развития.

Каков  же  выход из  данной  ситуации  при  таком плачевном  состоянии  веры  и церкви ?

А выход в  в  перенесении  главного акцента  работы  на  собственное  сердце (духовное сердце)  или в   осваивании   практики   этой  самой  не  афишируемой  ни перед  кем  «веры  в  душе»,  но   только  не   посредством  внешнего  и  формального  служения  Марфы, а в  свете  сущностного  исповедания Христа  и  умного  делания  Марии.  Умное  делание в  миру ?  Разве  это возможно ? 

Да, возможно, утверждают  старцы  и  подвижники.  

«у  многих людей возникает  вопрос: могут ли христиане, находящиеся в миру, заниматься  умной   молитвой? Я отвечаю на  него утвердительно: да!»  (Старец Иосиф Ватопедский, Аскеза –  матерь Освящения, С 83)

«В величайшей  прелести оказывается  тот, кто думает, что делание  молитвы есть долг лишь исключительно преуспевших  монахов, а  не  обязанность всякого верующего вообще»  (Старец Иосиф Ватопедский, Слова  утешения, С 135)

Автор проекта  “Путь умного делания”  Николай Михайлович Новиков  подготовил и опубликовал  целую  серию  книг, посвящённую  проблеме  подвижничества  в  миру: 

Подвиг в миру
Святые отцы о молитве и трезвении | 2006

Меч воина
Внутренний подвиг мирянина и инока | 2010, 2013

О молитве Иисусовой:  Аскетический трактат

Составлен на основе келейных  записей еп. Антония  (Голынского) | 2011

Начало молитвы:
Беседы о внутренней жизни  Цикл из 40 бесед | 2015

Да,  это более  трудный способ исповедания  веры  и подвижничества  в  миру,  поскольку  он требует  личной  работы  и   ответственности,   когда   главным  духовником   человека  становится не  священник, а  Сам Господь. 

Многие  маловерные  люди   испугаются  такой  свободы  веры,  но именно так   исповедовали  веру   во Христа   первые  христиане  и  отцы  пустынники   до  утверждения  социального  института  церкви,  а  что  же  тогда  нам  мешает  также  исповедовать веру ?  Или ссылаться на  отцов  церкви  первых веков мы  все  любим, а  лично  следовать их примеру  и практике  не можем,  находя  для   себя психологические  аргументы  и объяснения ? 

Не лицемерие  ли это с  фарисейством ?

Увы,  это  наше  лицемерие  и  трусость  с   желанием  всё  делать  в  жизни  с  гарантией,  по  шаблону, подсказке  и  прописным  правилам, которые нам  достались в  наследство со схоластическим  нравственным  богословием  конца  18-го века, чтобы  только  не  напрягать свой  ум  и своё  сердце  в  выяснении  любого  вопроса. 

Свет на  причины  этого, кроме  метафоры   служения  Марфы и Марии, проливает  спор двух  известных  православных  святых  –  преп. Нила Сорского, поборника  священнобезмолвия  и строгого аскетического  подхода к  вере  и  преп. Иосифа Волоцкого, ратовавшего  за  имперский и более  расслабленный (светский)  подход к  вере, которая  тесно сплетается  с  государственностью. 

Суть спора двух святых сводилась к стратегической  линии  церкви   – отдавать церковь под власть государства или сохранять полную автономию и отделение церкви  от  государства;  вводить в церкви жёсткую систему единоначалия по аналогии с государственной системой  идеологии   или сохранять свободу  традиции  вероисповедания  в  виде  лавричества, отшельничества, священнобезмолвия;  делать веру массово-единообразной или сохранять различные  подходы к вере,  школы   и традиции, включая  анахоретство,  старчество  и священнобезмолвие (исихию).

Как известно, точка зрения преп. Иосифа Волоцкого, продвигавшего идею  имперской или “под-государственной” церкви, восторжествовала над точкой зрения преп. Нила Сорского, отстаивавшего более свободный  и вместе с  тем  более  строгий аскетический подход к вере с упором на Афонские традиции священнобезмолвия и старчества.

Последующие события показали, что  более светский   подход  к вере  со  стороны  «белого духовенства»  на  основе «богатой»  материально церкви  по Иосифу Волоцкому, стал  источником многочисленных соблазнов, расслабленности и коррупции, которые через несколько столетий и привели к революции и торжеству  большевизма.

Таким  образом, говоря  о «вере в  душе», можно сказать, что  не  всё  так  однозначно  в  нынешних   условиях  всё  большей формализации веры  и нужно  отличать «веру в  душе» от «веры в  сердце».  «Вере в  сердце»  внешне  очень похожа  на  «веру в  душе»  своей  дистанцированностью  от  священства,  но за  этой  дистанцированностью стоит  вовсе  не  формализм, а  личная  ответственность  перед  Богом  и желание  самостоятельно разобраться  в  тех  или  иных  вопросах  без  подсказок  добрых   советчиков  и  “школьной  линейки”  18-го века  со стёртыми  делениями.  И в  этом  нет ничего крамольного и предосудительного для   современного ищущего и  образованного человека.

Дело  в  том, что  точки зрения  православной  аскетики  и  святоотеческой  психологии   подлинная  вера   должна  исходить   не  из  ума,  а  из  сердца.   Именно поэтому,  тот  подход к  к   «вере  в  душе»,   который  связан с  верой  сердца (духовного сердца)  и самостоятельной  духовной  работой  по  изучению  Священного Писания,   не  только не противоречит   вере,  но   имеет   в  наше  время   целый  ряд  преимуществ  перед  формальным  обрядоверием, поскольку  вырабатывает у  человека самостоятельность,  независимость и  личную ответственность  перед  Богом, а  не  священнослужителем,  душа  и совесть  которого известны  только  Богу.  А что  может   быть важнее личной связи  души с Богом ?

Разве  Христос  и  Апостолы  призывали  к  посредничеству   в  вопросах   покаяния ?  Они говорили  о  личном  покаянии  каждого перед  Богом  и если  они  к  этому   призывали, то  что  мешает  нам  устанавливать   с  Богом  прямую  и личную  связь  без  посредников  ?

«В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3;1-2).

«С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4;17).

 «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа». (Деян. 2;38)

«Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться» (Деян. 17;30).

По материалам  сайта www.psyheo.by



Просмотров: 354
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Неудобные вопросы или о плачевном состоянии церкви и веры…
  • Вера в себя, как вера в Бога - приходит раз и навсегда.
  • Тайна умного делания или утраченное знание о духовном теле
  • Мне поможет только гипноз или Вера в чудо
  • Трудно быть богом: о деликатных вопросах половой жизни / Только для мужчин!
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Обижаясь, что не полюбили нашу душу, важно задуматься, а было ли душе человека комфортно с нами.
  • О специфике введения ума в пространство духовного сердца
  • Кто такой православный психолог или кризисы веры.
  • Вера. Сьмерць. Сьвятар (Вера. Смерть. Священник)
  • На этом свете меня огорчает только одно – то, что нужно становиться взрослым (c)
  • Крест животворящий: почему полезно креститься даже без веры
  • Что в душе у избегающего человека?
  • О проблеме воцерковления сегодня или как сохранить рассудок в вере
  • "По вере Вашей..." - как влияют на жизнь человека его верования и убеждения
  • Притча про силу веры
  • Вера крыльями одарит, вера счастье принесёт
  • Путь моей веры в чудо.
  • К вере через доверие
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • По вере вашей да будет вам дано...
  • И по Вере вашей дано будет вам
  • Мастурбация в дУше. Что надо об этом знать.
  • Весна в душе для формы тела.
  • Как самой изменить своё поведение и не выглядеть глупо? История Веры, жертвы абьюза.
  • Почему всем бабам только денег надо, а всем мужикам нужен только секс?
  • И ещё раз о вере в себя!
  • Тревожность? Погано на душе? Техника, которая работает.
  • Вера взрослого человека в своё всемогущество. Или нежелание знать/принимать свои ограничения.
  • Человек без веры



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь