|
"Неизвестное известное" - доклад Эдриана Родса на Международной психоаналитической школеАвтор статьи: Великодная Марьяна Сергеевна
Adrian Rhodes более 20 лет работал психоаналитиком и группаналитиком в системе национального здравоохранения, а до этого и до сей поры - также и священником в Манчестерском соборе (г. Манчествер, Великобритания).
Краткие тезисы: "В Великобритании психоанализ и религия не всегда являются добрыми соседями. Во время моего обучения и практики как психотерапевта ко мне было отношение от коллег и учителей с каким-то подозрением из-за духовной деятельности, будто во мне есть что-то не то. А в церкви ко мне из-за психотерапии относились как к человеку, неуважающему веру, и даже как к еретику. З. Фрейд по проблеме религии писал - «Обсессивный невроз следует понимать как индивидуальную религию, а религию, как всеобщий обсессивный невроз». Тем самым он изначально фокусировал внимание на примитивных чертах религии, игнорируя ее влияние и роль в зрелом состоянии личности. Однако позже он написал О. Пфистеру (швейцарскому пастору): «В психоанализе нет ничего религиозного или нерелигиозного. Но он является универсальным инструментом как для священника, так и для мирянина, который он может предложить страждущим». На мой взгляд, психоанализу и религии есть чему научиться друг у друга. Психоанализ задается вопросами прошлого, ретроспективно смотрит на развитие субъекта, но почти никогда не смотрит в будущее, на то, каким он может стать. Но я считаю, что человеческое существо рождается безумным и его задача - достичь разумного здравия. Если подитожить взгляды психоанализа на религию, то они обычно таковы:
В итоге З. Фрейд пришел к выводу следующем выводе о религии: «в длительной перспективе ничто не может выдержать столкновение рациональности и опыта, то есть противоречие, которое религия прекрасно соединяет», потому он надеялся, что «в будушем наука преодолеет пределы религии и рациональность займет место веры в бога». Я считаю, что ПА серьезно ошибся в понимании природы религии по отношению к человеческому. ПА фокусируется на патологических аспектах религии, но не замечает в ней нас самих, ту часть, которую называют душой. Это структуральная проблема - фиксация на ретроспективном взгляде. Это захваченость порочностью людей и их примитивной природой. Фокус на том, откуда мы пришли, а не куда мы идем. В старании обсеценить религию ПА и общество потеряли глубину взгляда о том, что такое быть человеком. Для иллюстрации своих тезисов Адриан Родс приводит случай взрыва бомбы в городе Манчестер несколько лет назад, когда христианский собор оказался в зоне оцепления охраной, и люди не имели доступа попасть него. Спустя несколько дней люди города сами создали себе сакральное место с цветами, начали наносить на свои тела и стены домой символ Манчестера - пчел, объединялись в митинги и создали себе чувство некоего "бога Манчестера", который всех любит, принимает, защищает и не даст в обиду. Также был "найден" дьявол в виде национальной меньшины, к которой принадлежал взрыватель, и некий местный "Иуда", предавший идею общей группы. Тем самым после взрыва бомбы общество переизобрело себе религию. Этот и другие примеры по миру показывают, что бессознательные процессы людей и их групп находятся в большей связи с потребностями в духовных практиках, чем с церквями. И не стоит эти потребности рассматривать в патологическом ракурсе. Более конструтивный и безспристрастный взгляд на религию открыл бы больше возможностей постичь то, что значить быть человеком." 10 ноября 2018 года Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|