Современное общество нуждается в человеке не только компетентном, но и способном быстро адаптироваться к новым условиям, сочетать рациональность и оригинальность. Изменения, возникающие как в профессиональной так и в бытовой сфере деятельности человека, требуют перестройки реакций на привычные события и явления, выработки новых способов действия, а следовательно творческих качеств личности. Все выше сказанное обеспечивает индивидуальную успешность, которая неразрывно связана с самореализацией. Поэтому проблема формирования и развития личности возникает сегодня как одна из ключевых в мире.
Точкой отсчета творческих проявления является дошкольный возраст, то есть 3-6 лет. Таким образом возникает вопрос о появление, а затем и предпосылках творчества детей. Можно ли себе вообразить малыша 2-3 лет – творцом?
Особенности возрастного развития ребенка раннего возраста определяют взрослого (родителей) как источник генезиса любой психической функции малыша. Сформированность в течении первого года жизни «чувства доверия» и потребности в общении и взаимодействии с другими людьми, является основой развития автономии и независимости не только физической, но и личностной. Однако, это отнюдь не означает постулирования вседозволенности, ведь «жесткое соблюдение нормы вполне совместимо с творчеством» (Балл Г.А.). Родителям следует помнить, что стиль детско-родительских отношений является основой формирования базовой ориентации личности или на преодоление препятствий, или на их избегание, первая из которых обеспечивает, в свою очередь, такую перестройку ребенком действительности, что выходит за пределы известного и необходимого.
С развитием физической автономии ребенка, которая начинается около года, родители с гиперпротекционнымм стилем воспитания, чрезмерно концентрируются на ребенке, препятствуют формированию самостоятельности, а также лишают жизнедеятельность малыша альтернатив. Отсутствие возможности выбирать, самостоятельно, независимо и каждый раз новое, стимулирует формирование однотипности, однонаправленности деятельности и, как следствие, – ригидности мышления. Такая деятельность приводит к задержкам в развитии индивидуальности, а значит и самоценности ребенка. Последняя является определяющей для формирования уверенности ребенка в своих силах, а потому открывает широкое поле для экспериментов и опытов.
Ранний возраст – возраст любопытства ко всему. Любопытство, которое появляется в раннем возрасте, является проявлением познавательной потребности, выступает в качестве мотиватора общения и удовлетворяет потребность в новых впечатлениях. Вместе с тем, интерес удовлетворяет сразу несколько условий развития и выработки творчества, а именно: эмоциональное самовыражение, радость познания, база когниций (представлений, знаний, а т.д.).
По нашему мнению, для раннего проявления творчества, главной задачей родителей является не только поддержка, а именно стимулирование интереса детей, что требует учета следующих рекомендаций:
активность родителей в детских делах, которая поддерживает уверенность в себе и способствует активности ребенка, должна постепенно переходить в «устную базу», что создаст условия для самостоятельной деятельности. Дети этой возрастной категории еще не имеют достаточно развитой речи, а также сложившуюся способность к выделению собственных идей и желаний, вследствие чего «помощь» взрослого не всегда является адекватной, что может вызвать протест, или отказ от реализации идеи. Все, что необходимо делать родителям – продолжать снова и снова предлагать варианты совместной деятельности, пытаясь угадать истинные намерения и желания малыша;
постоянство родителей как источника знаний, «ответов» на вопросы детей. Активность ребенка всегда вызвана взрослым, а потому именно он является источником развития и «средством» познания действительности. Современная жизнь, переполненная информационными технологиями, подталкивает родителей к чрезмерному использованию «заменителей» себя (компьютеров, телевизоров, планшетов и т. д.), что приводит к нехватке живого общения. Очевидно, что только взрослый сможет помочь ребенку «сделать открытие». Вместе с тем, необходимо предупредить, ответ на вопрос не всегда должны быть исчерпывающими, а подталкивать на дальнейшие размышления;
симбиоз адекватности и одобрения. Родители должны поддерживать способность ребенка к творчеству, даже в условиях неудач. Акцент на способности к лучшему результату в выполняемой деятельности, приведет к попыткам ребенка избежать риска плохого выполнения деятельности, который является одним из условий, тормозящих проявление и развитие творчества;
создание познавательного центра. Психофизиология ребенка раннего возраста определяет не только режим его дня, но и изменение фаз познавательной активности-пассивности. Первая половина дня ребенка наиболее продуктивна для активности ребенка, для которой должны быть созданы условия. Учитывая значение предметной деятельности в этом возрасте, жизнедеятельный центр ребенка должен включать предметы различной сферы использования. Желательно, чтобы предметы из окружения ребенка не ограничивались игрушками и предметами-орудиями (столовые приборы, приборы для поддержания гигиены и т.д.), ведь и те, и другие имеют закрепленные за собой действия. Следует заметить, что и действия с указанными предметами не должны ограничиваться спектром культурно-закрепленных (ложкой есть, расческой причесываться). Одним из назначений этого возрастного периода собственно и является ознакомление ребенка с предметами быта и действиями с ними. Однако, учитывая недостаток жизненного опыта, а также при условии стимулирования личностной автономии, ребенок может использовать эти предметы или не по назначению (знаковая функция), или «своим способом». В первом случае это, как правило, подражание действиям взрослого, во втором первые проявления «детского творчества». Так ребенок с легкостью может использовать миску вместо шляпы или попробовать «рисовать» пластилином. Ведь зная способ действия с конкретным предметом ребенок все же ищет новый для нее, «свой» образ. Задача родителей – не мешать!
Необходимо стимулировать и поддерживать одновременное использование сразу нескольких предметов, игрушек, даже «несочетаемых» на первый взгляд (качели и кроватка для куклы, тарелка и кубик и т. д.). Кроме этого, определяющим и для физического, и для психического развития является такой режимный момент как прогулка. Правильно организованное пребывание ребенка на улице является одним из источников развития творчества. Последнее становится возможным при таких условиях, как:
широкий спектр мест для прогулок (парки, детские площадки, двор, городская улица, городские достопримечательности и т. д.), что обеспечит радость познания через путешествия;
коммуникативное сопровождение прогулки. Не забывайте, что звук человеческой речи не только приятен ребенку, но и позволяет создавать «мысленные опоры» ребенком в построении картины увиденного;
стимулирование исследовательской деятельности. Цикличность времен года является источником наглядного представления динамики природного окружения (например, исследование почек, луж и т. д.).
Выделенные условия поддержки интереса детей раннего возраста, могут быть реализованы творческими родителями, которые готовы к интеллектуальному риску и «умных авантюр» вместе с детьми и вообще по жизни, ведь научение через подражание является ведущим в расширении жизненного опыта малыша.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.