|
Психологическое айкидо или "хитрости профессионала"Автор статьи: Татьяна Силаева
Психологическое айкидо или "хитрости профессионала" "Всегда говорите только правду, но не всю правду". (Черчилль) Введение: Психолог шел по Гавайскому пляжу и споткнулся о бутылку, лежавшую в песке. Она открылась, и психолог с удивлением увидел дым и Джина, появившегося из бутылки и улыбающегося ему. «За Вашу доброту, » сказал Джинн, «я выполню одно Ваше желание! » Психолог сделал паузу, засмеялся, и ответил, » я всегда хотел, чтобы был мост от Гавайев до Калифорнии». » Джинн нахмурился, подумал в течение нескольких минут и сказал: «Слушайте, мне жаль, но я не смогу сделать это! Представь все сваи, необходимые чтобы поддерживать шоссе и какими огромными они должны быть, чтобы достигнуть дна океана. Это слишком много, то, что Вы просите». «Хорошо», сказал психолог, не желая выглядеть неблагоразумным. » Я — психолог. Сделайте так, чтобы я понимал моих пациентов. Что заставляет их смеяться и кричать, почему они темпераментны, почему так трудно выяснить чего они действительно хотят? Главное — научите меня понимать, что заставит их измениться! » » Джинн сделал паузу, и затем вздохнул: » Вы хотели две полосы движения по мосту или четыре? » Для успешной работы психологу необходима "завеса тайны". А именно некоторые нюансы, за которые "удерживается клиент". И, тогда обоим польза: и клиенту и психологу. Почему нужны эти "хитрые профессиональные игры"? Да потому что психика (и психические процессы, как то память, внимание, мышление...) человека изучена и отмечены в ней такие "закидоны", как эффекты толпы, эффект первого впечатления, эффект края, не закрытый гештальт. В том числе интерес, недосказанность, вопросы без ответов, не утвержденные умозаключения, ссылки на авторитетов и т.д. и т.п. В общем то, эти "психологические трюки" нужны и оратору и бизнесмену и руководителю и манипулятору и профессионалу-психологу. В своей практике, я заметила положительные психологические моменты работы с клиентом и отрицательные. Называю их психологическими, потому что с помошью этих манипуляций, мы вольно или невольно воздействуем на сознание клиента и помогаем ему-себе, либо мешаем (себе уж точно). Другое дело, что, если покопаться в скрытых выгодах , почему психолог мешает своей работе и теряет клиента (клиент уходит с терапии, по английски. Или по-человечески ) - то скрытая выгода проявляется в недостатке ресурсов, времени, не умении помочь, не желании работать... - даже в ущерб материальной выгоде. И тут проявляется исключительность профессии психолога. Да, это одна из редких профессий, где психолог не ставит "во главу всего" деньги. Он дорожит личным комфортом прежде всего....либо, не дорожит (работает бесплатно...отвечает на смс-ки и звонки клиентов тоже бесплатно и не единожды....). Окей, вернемся к теме. Итак, положительные хитрости профессионала психологической службы: 1. Не завершенность консультации. Заключается в том, чтобы в итоге поставить вопрос по теме запроса клиента и перенести ответ на следующую консультацию. Типа: а как вы думаете, как бы вы поступили....как бы могла измениться ваша жизнь.....если бы... 2. Эффект края. Клиент должен уйти от вас в состоянии ресурса. Чтобы было желание вернуться и дополучить "свой приз" еще раз. При мрачном завершении консультации, у него будет скрытая выгода не повторения душевных терзаний. 3. Интерес! Любым способом вызвать интерес к себе...консультации...чему угодно! 4. Подстройка: тут больше слушать. Клиент вздыхает - вы вздохните. Клиент плачет - вы скупо утрите слезу...Это не трудно, это из области эмпатии. Вы так и делаете, разница лишь в том, что кто-то может сомневаться "а нужно ли так делать?". Копируйте его жесты (мы с тобой одной крови). 5. Сравнение: приводить примеры из практики...личного окружения...типа: вы не одиноки в вашем запросе - не вы один. Это дает облегчение (эффект толпы). 6. Первое впечатление: применять фразы "я вас слушаю", расскажите мне что вас беспокоит". 7. Эффект бумеранга. До консультации настроится фразой "я люблю своего клиента". И тогда "луч солнца" польется из очей психолога на клиента, озаряя его надеждой, вселяя веру, награждая ресурсом. Лицо с внутренней установкой на любовь, украшено легкой полуулыбкой. А улыбка - это первое, что видел каждый человек впервые от своей мамы. Улыбка вещает клиенту: "вы мне нравитесь". От таких психологв не уходят! ....долго.....или никогда! 8. Содружество. Применять фразы: мы вместе постараемся решить вашу трудность....Не брать ответственность только на себя. Вы не родитель. А он не ребенок! 9. Быть открытым (простым в общении) но не простовато-панибратским. Демократический стиль общения (исключить авторитарность-диктаторство и либерализм-попустительство). Отрицательные (чего нельзя делать): 1. Чрезмерная жалость. Распрстраненная ошибка новичков-психологов. Они путают с эмпатией или превышают ее использование за пределами нормы.Вообще избегать всего, что "слишком". 2. Нельзя давать не обоснованную надежду сразу же на первой терапии. Нельзя говорить: да, я вам помогу! 3. Нельзя быть высокомерным "профессором". Этим пунктиком "грешат" даже "признанные психологи". 4. Нельзя всегда не отвечать на смс-ки клиента. Есть случаи экстренной помощи, их никто не отменял. 5. Нельзя становиться подругой и палочкой-выручалочкой,бежать на первый призыв клиента, бросая все свои дела. Систематически нельзя. 6. Нельзя бросать клиента - лучше честно признаться что это не в области вашей компетенции и перенаправить к другому профессионалу. 7. Нельзя! На терапии - говорить клиенту о своих личных проблемах и даже радостях жизни. Вы на ра-бо-те! Другое дело, пару раз и в тему в сравнении, что "я тоже человек и имею подобный жизненный опыт". И этим пунктиком "грешат" даже "матерые именитости". 8. Нельзя! Засыпать клиента научными терминами (на кой они ему?). Вы то знаете (будьте честны с собой), что используете его в своих личных целях, поднимая свою значимость. А ему пофиг. И так не легко, а тут еще заморочные словечки, как будто бы пришел на лекцию (уфффф) - хочется сбежать. Ведь в планах его не было повышать свою личную компетентность. Не так ли? 9. Эффект бумеранга. Нельзя встречать клиента с мрачным видом, в мрачном настроении. Больным. Категорически! 10. Нельзя врать! Как это и в каких моментах? Всегда! Не путать с недосказанностью, как у Черчилля: "говорить только правду, но не всю правду" Что еще? А добавьте -ка в комментариях! Автор клинический психолог Татьяна Силаева
интеренет-курсы для ВАС для специалистов + Практикум психолога "Формирование института семьи - школьникам/семьям
3.ПРАКТИЧЕСКАЯ деятельность "Конфликтолог-медиатора". КЕЙС конфликтолога тут http://www.psyoffice.ru/courses/ и еще СБОРНИК ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ (на компьютере) Метод – упражнения "РЕЗЕТ " РПТ –теория отправных точек Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|