О цели психотерапии стыда


В открытой группе соцсети "Фэйсбук", которая называется "Теория и практика психотерапии" была опубликована выдержка из книги Аарона Бека с соавторами "Когнитивная терапия депрессии" (Aaron Beck, A. Rush, Brian Shaw, Gary Emery. Cognitive Therapy of Depression, 1979)*.
Поскольку Аарон Бек является одним из тех авторов, знакомство с которым когда-то легло в основу моей личной профессиональной философии, я не удержался от комментария. Мне думается, что он может может представлять интересным для специалистов-психотерапевтов, поскольку демострирует одну из граней прочтения мыслей этого выдающегося автора.
Итак одна из идей книги звучит так: "Терапевт должен объяснить пациенту, что он сам вызывает в себе эмоцию стыда, постоянно ориентируясь на оценки и мнение окружающих, и что, приняв на вооружение философию «антистыда», он может значительно облегчить свои страдания и дискомфорт. Так например, если пациент совершает ошибку, которую считает постыдной, то следуя философии антистыда, он должен открыто заявить о своей ошибке, вместо того чтобы скрывать ее." 

Моя идея заключается в том, что ппринять философию антистыда это значит взять на себя всю ответственность за собственную уникальность и неповторимость каждого мгновения своего бытия-в-мире. Вместе с этим нужно будет принимать и весь масштаб экзистенциального одиночества, поскольку со своей судьбой каждый человек - один на один. А это всё так сложно сочетается с социальным инстинктом, а порой и противостоит ему. За рамками философии антистыда останется и широко распространённое представление о жизненном успехе, поскольку оно строится в рамках сценария безупречного исполнения социальных ролей, а значит оно неразрывно связано с ориентацией на социальную оценку и социальное принятие). Значит, в определённом смысле, принятие философии антистыда сопряжено с риском противоречия с общепринятой успешностью.


В общем издержки у философии антистыда есть и они существенны.


Для того, чтобы её принять, личность должна достигнуть-дозреть до определённого масштаба созерцания и рефлексии. Вряд ли можно это вменить в задачи психотерапии и тем более в цели работы отдельно взятого терапевта.


Другой вариант цели терапевтической работы заключается в снятии токсичности стыда. Последнее заключается в "изъятии" из стыда той излишней психоэмоциональной энергии, которая делает это чувство угнетающим, фатально подавляющим и парализующим различные виды творческой жизненной активности. Изменение пропорции энергии способно, с одной стороны, сохранить стыд в качестве регулирующей функции, ограничивающей и сдерживающей, но не более того. С другой стороны та часть энергии, извлечённая из "воронки стыда", освобождается и может быть использована для творчества, активности и самовыражения. И это неизбежно происходит, как только стыд становится соразмерным и возвращается к своим "нормальным" пропорциям.


Таким образом признание собственной ошибки, вместо её стыдливого сокрытия это не принятие философии антистыда, но снижение его энергии до уровней, снимающих блокировку к позитивному освобождающему действию, открывающему новые возможности и перспективы. И всё это - вместо застревания и сковывающей стагнации.

__________________________________
*Оригинал доступен на сайте КнигоГид https://knigogid.ru/books/763786-kognitivnaya-terapiya-depressii/toread.

 

(С) Сергей Чернышев, 2017
 



Просмотров: 244
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Подари мне вместо своих чувств любви , свое чувство стыда" .Клинический случай
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • "Мужские" и "женские" энергии, и почему эти представления вредят отношениям
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Ловушки" любви: "Ты должен/должна быть хорошим/хорошей"
  • Немного Общего о Психотерапии, "Новые" Корни Психических Проблем и "Личные Повестки"
  • "Провалиться сквозь землю" или чувство стыда
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Побудь моей мамой!" Должен ли партнер долюбить вместо родителей?
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Сокровенно о чувствах: "Чувство стыда"
  • Когда женщина "звучит", она не может быть в одиночестве
  • "Не может, значит не хочет" Правда ли это?
  • Когда "нет энергии"? /заметки полевого практика /
  • Техника "Достижение цели" в стиле арт. ("коллаж желаний+интеллект-карт")
  • Отрывок из моей книги "Чему нужно научить детей, чтобы они любили школу". Часть 1
  • Отрывок из моей книги "Чему нужно научить детей, чтобы они любили школу". Часть 2
  • О правилах в питании, "голубином суеверии" и роли стыда в пищевых расстройствах
  • "Нельзя злиться" значит "стань немножечко мертвым"
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • Глава 5 "ВНУТРЕННИЙ РЕБЁНОК - источник интуиции, искренних чувств и жизненной энергии"
  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?
  • Короткометражка "Лалай-балалай" как образ ловушки, в которую каждый может попасть
  • Почему "умный" не всегда значит "успешный"?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь