Способный.., но ленивый.

      Эта фраза - "Способный, но ленивый..." - произносится взрослыми, когда они говорят о ребенке, как-то обыденно легко, почти автоматически. Родители, бабушки и дедушки, учителя, иногда психологи... Похоже, мало кто из них всерьез задумывался о том, к каким последствиям для ребенка ведет это, казалось бы безобидное утверждение.                                                                                                         Прежде всего заметим, что так говорят не о каждом ребенке. Для того, что бы удостоиться этого звания, ребенок должен был раньше обнаружить в себе способности или достижени я в каком-либо виде деятельности. И то, и другое вызывало у взрослых удовлетворение и, возможно, гордость. Ребенку разными способами (иногда совершенно не осознанно) показывали, что его достижения очень значимы для родителей. Обычно, период таких достижений - дошкольный  и младший школьный возраст. Если речь идет о дошкольном возрасте, то достижения, в которых проявлялись способности, касались игровой или творческой деятельности, или отдельных (!) учебных навыков, например, чтения, усвоенных в игровой деятельности. Это важное обстоятельство. Если речь идет о ребенке, чей период достижений пришелся на начальные классы, то чаще всего мы имеем дело с последствиями переизбыточной  (!) готовности к школе. И в этом весь подвох! В то время, когда одноклассники вынуждеожно не напрягаться.но испытывают напряжение, осваивая те или иные учебные действия и навыки, и, по сути, развиваются, наш герой, легко воспроизводя ранее усвоенное, получает похвалы за достижения, которые не требуют от него ни напряжения умственных сил, ни концентрации внимания. В его представлении о себе, подкрепляемом взрослыми. он - способный. Проблема в том, что такой ребенок эксплуатирует ресурсы, сформированные в недрах игровой, а не учебной деятельности. Его одноклассники, постепенно "осваивающие" структуру учебной деятельности ( научаются учиться), начинают догонять "способного", и тот вдруг обнаруживает, что теперь и другие дети "способны" не меньше его. Обнаружение этого факта вызывает негативные эмоции. важно и то, что постепенно учебный материал усложнятся на столько, что прежних ресурсов для подтверждения своих способностей уже не достаточно и нужно как-то "напрягаться", т.е. требуется концентрация усилий. И даже если такой ребенок начинает прикладывать усилия, прежних ресурсов все равно недостаточно. Это усиливает негативные переживания: жизнь перестала подтверждать его претензию на особые способности. Взрослые замечают, что ребенок начинает скучать на уроках, становится пассивным, отнекивается, когда его спрашивают. Тут-то впервый раз и звучит спасительное для всех: "Ты что ленишся?" Вот оно! Вот! Я ленюсь! Я просто ленюсь... Но при этом я по-прежнему способный, а, значит, можно не напрягаться. Беспокойство взрослых растет, родителивстречаются с учителями для того, что бы понять, что происходит. Всем немного неловко - в глубине души каждый понимает, что делает что-то не так... Не важно, кто первый из взрослых  произнесет : "Он способный.., но ленивый", - важно, что она устроит всех, став для каждого оправданием своей некомпетентности. 

          А как вам такое:

- Ты самая красивая

- Ты самый умный

- Все будет хорошо

          Я пришел к выводу, что за спиной лени стоит тревога, связанная с изменениями "Я-концепции" и "Ты-концепции". Иными словами, лень - это способ сохранить представление о себе (и о ребенке) неизменным. Когда мы говорим: "Ты способный...", мы поддерживаем и подкрепляем у ребенка переставшее соответствовать действительности представление о себе. Второй частью этой фазы - "... но ленивый., - мы даем ему санкцию ничего не делать, не только оправдывая его пассивность, но и поощряя ее. Обратите внимание на то, что утверждение "Ты способный, но ленивый" не имеет никакого мотивирующего потенциала. Она скорее демотивирует.

        Страх обнаружить свою несостоятельность в своих собственных глазах и глазах других людей можно встретить у людей любого возраста. Те, о ком в детстве говорили : "Способный, но ленивый", вырастают и как-то адаптируются в жизни, но это почти всегда жизнь с чувством неудовлетворенности, которое нужно "оправдывать". Оправдания обычно находятся во-вне: "родители не любили...", "школа виновата...", "страна не та...", "жена достала...", "дураки и дороги". не трудно заметить, что делигирование ответственности за свою несостоятельность внешним обстоятельствам у тех, кто в детстве был "ленивым" - это прямое следование стратегии, заключенной в фразе "Способный, но ленивый..." 

 

     



Просмотров: 245
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • Ребенок не хочет учиться! "Кто виноват?" и "Что делать?"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • Всегда говорю "да" другим и "нет" себе, или, о личных границах.
  • Ребенок не понимает "Нет" и "Нельзя" Вопрос - ответ
  • Родители и дети. Где "взрослый"? Где "ребенок"?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь