|
Способный.., но ленивый.Автор статьи: Березин Сергей Викторович
Эта фраза - "Способный, но ленивый..." - произносится взрослыми, когда они говорят о ребенке, как-то обыденно легко, почти автоматически. Родители, бабушки и дедушки, учителя, иногда психологи... Похоже, мало кто из них всерьез задумывался о том, к каким последствиям для ребенка ведет это, казалось бы безобидное утверждение. Прежде всего заметим, что так говорят не о каждом ребенке. Для того, что бы удостоиться этого звания, ребенок должен был раньше обнаружить в себе способности или достижени я в каком-либо виде деятельности. И то, и другое вызывало у взрослых удовлетворение и, возможно, гордость. Ребенку разными способами (иногда совершенно не осознанно) показывали, что его достижения очень значимы для родителей. Обычно, период таких достижений - дошкольный и младший школьный возраст. Если речь идет о дошкольном возрасте, то достижения, в которых проявлялись способности, касались игровой или творческой деятельности, или отдельных (!) учебных навыков, например, чтения, усвоенных в игровой деятельности. Это важное обстоятельство. Если речь идет о ребенке, чей период достижений пришелся на начальные классы, то чаще всего мы имеем дело с последствиями переизбыточной (!) готовности к школе. И в этом весь подвох! В то время, когда одноклассники вынуждеожно не напрягаться.но испытывают напряжение, осваивая те или иные учебные действия и навыки, и, по сути, развиваются, наш герой, легко воспроизводя ранее усвоенное, получает похвалы за достижения, которые не требуют от него ни напряжения умственных сил, ни концентрации внимания. В его представлении о себе, подкрепляемом взрослыми. он - способный. Проблема в том, что такой ребенок эксплуатирует ресурсы, сформированные в недрах игровой, а не учебной деятельности. Его одноклассники, постепенно "осваивающие" структуру учебной деятельности ( научаются учиться), начинают догонять "способного", и тот вдруг обнаруживает, что теперь и другие дети "способны" не меньше его. Обнаружение этого факта вызывает негативные эмоции. важно и то, что постепенно учебный материал усложнятся на столько, что прежних ресурсов для подтверждения своих способностей уже не достаточно и нужно как-то "напрягаться", т.е. требуется концентрация усилий. И даже если такой ребенок начинает прикладывать усилия, прежних ресурсов все равно недостаточно. Это усиливает негативные переживания: жизнь перестала подтверждать его претензию на особые способности. Взрослые замечают, что ребенок начинает скучать на уроках, становится пассивным, отнекивается, когда его спрашивают. Тут-то впервый раз и звучит спасительное для всех: "Ты что ленишся?" Вот оно! Вот! Я ленюсь! Я просто ленюсь... Но при этом я по-прежнему способный, а, значит, можно не напрягаться. Беспокойство взрослых растет, родителивстречаются с учителями для того, что бы понять, что происходит. Всем немного неловко - в глубине души каждый понимает, что делает что-то не так... Не важно, кто первый из взрослых произнесет : "Он способный.., но ленивый", - важно, что она устроит всех, став для каждого оправданием своей некомпетентности. А как вам такое: - Ты самая красивая - Ты самый умный - Все будет хорошо Я пришел к выводу, что за спиной лени стоит тревога, связанная с изменениями "Я-концепции" и "Ты-концепции". Иными словами, лень - это способ сохранить представление о себе (и о ребенке) неизменным. Когда мы говорим: "Ты способный...", мы поддерживаем и подкрепляем у ребенка переставшее соответствовать действительности представление о себе. Второй частью этой фазы - "... но ленивый., - мы даем ему санкцию ничего не делать, не только оправдывая его пассивность, но и поощряя ее. Обратите внимание на то, что утверждение "Ты способный, но ленивый" не имеет никакого мотивирующего потенциала. Она скорее демотивирует. Страх обнаружить свою несостоятельность в своих собственных глазах и глазах других людей можно встретить у людей любого возраста. Те, о ком в детстве говорили : "Способный, но ленивый", вырастают и как-то адаптируются в жизни, но это почти всегда жизнь с чувством неудовлетворенности, которое нужно "оправдывать". Оправдания обычно находятся во-вне: "родители не любили...", "школа виновата...", "страна не та...", "жена достала...", "дураки и дороги". не трудно заметить, что делигирование ответственности за свою несостоятельность внешним обстоятельствам у тех, кто в детстве был "ленивым" - это прямое следование стратегии, заключенной в фразе "Способный, но ленивый..."
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|