Скоро наступит Новый год, время подарков и брызгов шампанского. Но вместе с тем неумолимо приближается врема Предновогоднего Ажиотажа. А это опасное психическое состояние, которое может иметь достаточно тяжелые последствия.
Остановимся на основных симптомах Предновогоднего Ажиотажа. Возникает остро, как правило вначале ощущается некая внутренная пустота - "Я Новый Год совсем не чувствую!" Затем возникает Потребительский зуд и желание тратить деньги. Как правило, покупки сопровождаются временным улучшением состояния: возникает ощущение полноты жизни и, наконец, появляется чувство праздника. Но ненадолго.
Последствия достаточно серьезные - финансовая дефицит, семейные конфликты, разочарование, чувство неполноценности. А заканчивается все Посленовогодней депрессией.
После того, как я на юмористической ноте описала так знакомые всем "симптомы" давайте обсудим, что же на самом деле происходит. Как известно,все мы живем в обществе Потребления. Что это такое? Общество Потребления - это социально-экономическая парадигма, которая понимает свою общественную единицу -человека, как Потребителя. Соответственно, все человеческие функции мыслятся как процессы Потребления. Можно потреблять сухие завтраки, а можно стать потребителем художественной или музыкальной продукции.
Потребление, в психологическом смысле, это присвоение и включение в себя, в свою личность. Покупка в обществе Потребления это не просто обладание какой-то вещью, это изменение статуса, присваивание себе качеств рекламируемого бренда. Если используешь этот дезодорант, обязательно станешь неотразимым для девушек. Если помоешься этим мылом, почти сразу же тебе предложат руку и сердце. Это магическое мышление периода раннего детства, с явным желанием нарциссического всемогущества. Потребитель - это Внутренний ребенок, если говорить языком транзактного анализа. И он явно травмирован. Большую часть времени он подавляет свои желания и потребности, живет скучной жизнью,ходит на нелюбимую работу. А временами срывается и бросается во все тяжкие.
Соответственно, чтобы не впасть в потребительский ажиотаж, нужно развить в себе Внутреннего Взрослого и рационально взглянуть на ситуацию. Давайте поймем, как общество потребления манипулирует нашим сознанием.
Пару десятков лет назад американские ученые сконструировали функциональный МРТ томограф. Этот аппарат позволяет видеть как работают нервные клетки в момент какого-то действия или эмоциональной реакции. И что Вы думаете? Первым делом в него положили Потребителей и начали изучать, какие именно рекламные ролики и продукты вызывают больше положительных нейронных ответов. И это стало началом нейромаркетинга. Потом на томографе начали исследовать избирателей, но это уже, как Вы понимаете, нейрополитика.
Сейчас нейромаркетинговые лаборатории используют не только МРТ- в магазины отправляются добровольцы, снаряженные портативным ЭЭГ аппаратом, специальными очками для записи движений глазных яблок, камерой, микрофоном и прибором для измерения давления и пульса. Потом эти данные обрабатываются и внедряются в сети розничных продаж. И мы начинаем покупать уже почти против своего желания.
Перед Новым годом для Продавца ситуация упрощается. В Новый год закономерно хочется "нового", нужно срочно доделать старые дела, обновить гардероб и прическу. Так вот , я предлагаю обновить свой взгляд на общество Потребления и войти в Новый год спокойно.
Итак, маркетинговые хитрости:
1. В глобальном плане- создание чувства неполноценности. Реклама намекает потребителю, что у него чего- то нет- молодости, красоты,машины, а у других это есть,поэтому они счатливые и уверенные. И если воспользоваться продуктом, то можно почувствовать себя полноценным человеком.
Маркетологи делят Потребителей на нацеленных на лидерство и риск, и Потребителей нацеленных на безопасность и социальное общение. Для первых в ролики включают самоуверенных мужчин и сексуальных женщин, быстрые смены ракурсов. Для второй группы подходят видео с детьми, счастливой семьей, отдых на природе, пожилые родители. Нейромаркетологи уверены-это беспроигрышный вариант.
Ашановская марка "Каждый день"-гениальный образец акцента на стабильность и спокойствие. Каждый день Вы едите эту гречку, масло макароны. Причем хорошего качества. Вам не надо беспокоится, выбирать тот или иной бренд, сравнивать цены. Папа Ашан сделает все за вас. Вас остается только потреблять его продукцию.Каждый день.
2. Цены и скидки.
Перед Новым годом важно помнить, что через месяц начнется период настоящих скидок и дорогие траты можно немного перенести. Конечно, важно сделать подарки своим близким на Новый год, но можно запланировать некий бюджет и не выходить за его рамки. И еще. Мы часто встречаемся с друзьями и близкими в Новогодние каникулы и порой обменивакмся небольшими презентами. Мой Вам совет- не покупайте их заранее, после 31 декабря цены моментально упадут.
3. Желтые ценники и бонусы.
Манипуляции с ценами знакомы каждому. Теперь литр молога уже имеет объем 800 мл. А Вы обращали внимание, что цена на акционном "желтом" ценнике, если и ниже, то совсем ненамного. И купив с "большой скидкой" продукт за 39.99, Вы через какое-то время обнаружите ту же цену на тот же продукт, но уже на обычном "белом" ценнике.А эти акции -"два по цене одного" по существу значат, что Вы покупаете две или даже три совсем не нужных Вам вещи. В надежде, что это "экономно".
4. Ориентация и музыка.
В больших магазинах хорошее освещение и играет специальная музыка для покупок. Обычно легкий лаунж.Полки расставлены таким образом, чтобы правильно организовать поток Потребителя. В местах скоплений потребителей- у касс, выложена продукция, которую потребитель любит рассматривать и автоматически кладет себе в корзину парочку.Обычно это не жизненно необходимые вещи,жевачки,шоколадки. Детские сладости кладут пониже, так сработает "Мама купи!" И люди спереди, и люди сзади, и никуда ты не денешься. Если чупа-чупсы разложены в зале, то до кассы они не доходят-дети их в корзину складывают, а мамы выкладывают.
5. Полки и раскладки.
Самый дорогой и часто покупаемыйтовар выкладывается на средние полки. На верхней стоят товары подешевле, а на нижней располагаются совсем уж неизвестные и недорогие бренды. На уровень глаз ставят также то, что нужно срочно продать, например, товар с истекающим сроком годности. Некоторые товары, особенно внедряемые на рынок, расставляют на полках таким образом, чтобы покупатель, рассматривая товар или читая рекламное описание, делал "Да-движение", то есть слегка наклонял голову вниз. После этого покупка происходит проще.
Горизонтальные раскладки, особенно снабженные красивым рекламным изображениям вызывают большой покупательский интерес, считается, что этот способ улучшает продажи на 30%. Еще один хитрый вариант- корзины со сваленными в кучу вещами разного размера и фасона. Нужно как следует постараться, чтобы отыскать свои размер. Будьте уверены -если начнете перебирать содержимое, то без покупки не уйдете. Если человек постарается, приложит усилия, чтобы что-то добыть, то он ценит это больше, чем если бы это доставалось ему вообще без усилий. И он делает эту покупку.
6.Елочные игрушки и новогоднее угощение.
Поскольку речь идет о приближении Нового года, то эти продукты сразу пользуются повышенным спросом. Перед походом в магазин нужно перебрать свои запасы елочных украшений, чтобы сразу понять, нужно ли вообще хоть что-нибудь. Как правило мы покумаем шары, мишуру и гирлянды перед каждым Новым годом и еще несколько раз после него, когда они стоят очень дешево. Мы надеемся, что "на следующий год не будем покупать" и благополучно об этом забываем.
Гастрономический ажиотаж порой просто потрясает. В ближайшем супермаркете 31 числа не купишь морковь для Оливье. Все сметено обезумевшим Потребителем. Этот интерес подогревается традицией обильного застолья, мол, "как Новый год встретишь, так и проведешь". Благожелательный Продавец тут же идет навстречу и развешивает соблазнительные банеры с вдруг подешевевшей свининой и красной икрой. Паралельно с достаточно хорошей продукцией покупается масса опасных подделок, которые тут же идут в мусорное ведро.
Здесь нужно вспомнить, что много есть вредно, составить список покупок и не отступать от него ни на шаг. Как ни крути, первого к вечеру все равно придется идти в магазин.
7.Досуг и дети.
Это еще две важные мишени для маркетингового прицела. Каков он- идеальный человек потребления? Он молод, если не очень, то молодится, делает ботокс и пластику. У него как правило не очень интересная, но приносящая хороший доход работа и ,самое главное, у него потрясающий досуг. Он посещает дорогие рестораны, клубы,пабы,катается на снегоходе и отправляется в круиз. Он занимается спортом и саморазвитием. Все это фиксируется и выкладывается в инстаграмм. Личность человека Потребления становится неотличимой от его аккаунта. Попробуйте стать законодателем моды для своих подписчиков и выложите фотографию с гроздью рябины на фоне снега, а не на фоне ресторанного туалета. Иногда это интересно.
Посколько сам он внутри ребенок, человек потребления очень болезненно относится к тому что происходит с детьми. Во всем этом сквозит большая примесь зависти, ревности и истерической обидчивости. Родители сейчас обязаны давать детям все самое лучшое и, главное, много. А уж на Новый год они готовы серьезно потратиться.
Вспомните, что это нужно вовсе не ребенку, так родители выполняют свои амбиции. Ну не очень нужны детям дорогие подарки на Новый год. Младшие будут рады любой игрушке, а со старшими можно договорится и купить ноутбук в конце января, а на сам Новый год что-то небольшое и приятное.Тоже самое с развлекательными мероприятиями, не нужно каждый день каникул ходить в кино-кафе. В какой-то из дней можно просто погулять по парку.
Итак, подведем итоги. Что же делать чтобы не впасть в Предновогодний ажиотаж и встретить Новый год психически здоровым человеком?
Во-первых, трезвым взглядом оцените общество Потребления. Подумайте, какие маркетинговые ходы выполняет ближайший супермаркет? А главный торговый центр города? Подумайте, что Вам необходимо для встречи Нового года, а от чего можно отказаться?
Во-вторых, спланируйте свои траты, создайте список покупок и не отклоняйтесь от него ни на шаг. Старайтесь без нужды не бывать в торговых центрах и других местах скоплений пораженных Предновогодней суетой. Это может быть заразно.
Много не пейте и не объедайтесь. Постарайтесь сразу же после Новогодней ночи вернуть свои биологические часы в норму. Вставайте утром и ложитесь спать вечером. А не наоборот.
Спланируйте свой досуг таким образом, чтобы он был доступен по бюджету и разнообразен. Если Вы одиноки, находите повод побыть со знакомыми и друзьями. А вот если Вы семейный человек, не стремитесь все праздники быть вместе с супругом и семьей. Это чревато обострением отношений. Обязательно выделите один-два дня, когда Ваше общение минимально.
Я искренне надеюсь, что вооружившись моими советами Вы войдете в новый год спокойными и уравновешенными и избежите распространенных Посленовогодних проблем.