Выбирайте психолога еще более тщательно, чем стоматолога. Если выбор будет неправильным, вы, в лучшем случае, зря потратите время и деньги, в худшем — ... Не будем о худшем, т. к. возможны весьма печальные последствия.
Почему «еще более тщательно»?
Вряд ли кому-то придет в голову браться за лечение/удаление зубов, если этот кто-то не окончил медицинский ВУЗ. Соответственно, стоматолога выбирают, ориентируясь на рекомендации, а не проверяя, обучался ли он в интернатуре. Кроме того, оценить качество оказанных стоматологом услуг довольно просто. Пациент учитывает ОБЪЕКТИВНЫЕ показатели: внешний вид зубов, отсутствие боли и т. д.
Обращаться же к психологу, руководствуясь только рекомендациями, не стоит. Ведь качество его услуг объективно оценить, чаще всего, невозможно. Клиент ориентируется только на свои ощущения, свое впечатление. И если он психологически не подкован и доверчив, то очаруется любым, кто красноречиво и уверенно расскажет то, что клиент хочет услышать.
Поэтому рекомендации — рекомендациями, но все-таки убедитесь, что психолог, к которому вы намереваетесь попасть на консультацию, ответит «да» на 4 пункта, перечисленные ниже. И телефон вам в помощь (я намекаю, что получить ответы стоит до консультации). Однако эти четыре «да» не гарантируют того, что специалист вам подойдет. На первых встречах нужно будет обращать внимание на нюансы, о которых расскажу в очередной статье. А описанные здесь пункты — грубый фильтр для отсева тех, кому доверяться не стоит.
Итак... Выбирая психолога, первично ориентируйтесь на четыре параметра:
1) наличие базового образования в области психологии. Нередко встречается ситуация, когда человек, не имеющий базового психологического образования, обучается в какой-либо модальности (например, арт-терапии), сертифицируется и называет себя психологом. Но вести профессиональную деятельность как психолог он не имеет права. Помогать себе — да, консультировать кого-то безвозмездно — пожалуйста. Но брать за психологическую помощь деньги — нет, нет и еще раз нет. Такого «специалиста» не примут на работу в гос/муниципальное учреждение на должность психолога, пока он не получит базовое психологическое образование и не предъявит диплом.
2) наличие специализированного образования в области психотерапии (психодрамма, гештальт-терапия, психоанализ, логотерапия, транзактный анализ и пр.). ВУЗовского диплома психолога не достаточно для того, чтобы успешно вести практику. Для клиента такой психолог в разы менее эффективен, нежели тот, кто имеет дополнительное образование. И желательно, чтобы оно занимало не несколько дней, а несколько лет. Ведь получая его, психолог не только впитывает знания и отрабатывает в учебной группе навыки (чего почти нет в ВУЗе!), но и прорабатывает свои личностные проблемы (т. к. отработка навыков происходит не на выдуманных кейсах, а на реальных ситуациях обучающихся).
Пример: Иван и Марья — среднестатистические ребята. Они окончили школу (читай «психологи»). Однако Иван окончил среднюю школу, а Марья — начальную. Казалось бы, писать, считать и читать умеют оба. Но догадайтесь, у кого из них больше шансов сдать ЕГЭ (читай «помочь клиенту справиться с его проблемой»)?
3) прохождение личной терапии (у психотерапевта, разумеется). Знания и навыки в области психологического консультирования и психотерапии — это база. Но основной инструмент психолога — его личность. Поэтому, перед тем, как затачивать карандаш, заточить нужно нож. Пользоваться тупым ножом и некомфортно и неэффективно.
Пример: Марья понимает, что участившиеся ссоры с мужем до добра не доведут, и обращается к психологу. Мужу Марья отдала лучшие годы. Детей, вот, воспитывает, 6 лет не выходя из декретов, борщи варит и за порядком в доме следит. В общем, без устали приносит себя в жертву семье. Мужу на это только намекает (грустными вздохами и печальным взглядом). Но супруг перестал ценить эти подвиги, а на безмолвные упреки теперь реагирует раздражением.
Жалуется Марья психологу-консультанту. А он-то личную терапию не проходил... К тому же семейная жизнь психолога очень похожа на ту, что описывает Марья. Поэтому психолог становится на сторону клиентки и ищет причину скандалов в поведении мужа (так привычнее ведь). Конечно, Марье он не сможет помочь изменить модель поведения на здоровую. Не сможет не потому, что у психолога недостаточно знаний, а потому, что недостаточно осознанности.
А как будет действовать психолог, проработавший подобную проблему в личной терапии?
Во-первых, он укажет на то, что приносить себя в жертву муж не просил. Марья сама решила, что так будет правильнее. Вот и страдает героически. Но выбор-то ее!
Во-вторых, психолог поможет прояснить, какую Марья получает выгоду, когда находится в позиции жертвы. Сначала Марья возмутится, что никакой выгоды нет. Но прокачанного психолога не проведешь! Марья все-таки осознает, что через обиду пытается манипулировать супругом, навязывая ему чувство вины. Таким способом она добывает его внимание и прочие «плюшки».
В-третьих, психолог даст Марье возможность увидеть, как сформировалась такая модель поведения. Марья будет поражена ее сходством с тем, как вела себя мать по отношению к отцу. Она также поймет, что манипуляции вредят отношениям. Марья начнет замечать в текущем моменте попытки скрыто влиять на супруга. Затем она сможет выбирать открытый стиль контакта с ним, прекратив манипулировать через обиду.
В-четвертых, психолог покажет Марье, что ее установка «злиться нехорошо» работает бесперебойно. Эта установка не дает возможность ни замечать свою злость, ни, тем более, говорить о ней. Но, зародившись, эмоция не исчезает бесследно. Поэтому Марья накапливает то, что не высказано, все больше отстраняясь от супруга. Психолог поможет Марье осознавать свою злость, выражать ее, обсуждать ее причины с супругом.
Так, прокачанный психолог поможет Марье увидеть (а потом и изменить) то, что психолог, игнорирующий личную терапию, попросту не заметит.
4) контакт с супервизором. Супервизия — это форма поддержки психолога, когда он получает от более опытного коллеги комментарии по клиентским случаям, чтобы скорректировать свою работу в соответствии с этими рекомендациями. Цель супервизии для того, кто ее берет, — развитие профессиональной компетентности. Соответственно, если специалист позиционирует себя как вполне опытного, супервизора у него может не быть. Но тогда возникает вопрос, насколько адекватно он себя оценивает.
Нередко начинающие считают себя способными обойтись без супервизий, равно как и очень опытные продолжают изредка, но брать супервизии. К какой категории из этих двух обратились бы вы? По-моему, ответ очевиден. Без супервизий могут обойтись только истинные гуру. Но их мало.
И вот теперь, когда специалист подтвердил и прокомментировал эти 4 пункта, вы можете быть уверены в том, что общаетесь с профессиональным психологом. Только после этого имеет смысл договариваться о первой встрече, не иначе.