|
Перверзный нарцисс (на примере Водяного из фильма-сказки А. Роу «Марья Искусница»)Автор статьи: Богадевич Екатерина Леонидовна
Для тех кто интересуется темой нарциссизма, а также любителей фольклора. Статья посвящена актуальной в настоящее время проблеме, ведь с нарциссом хотя бы раз в жизни сталкивались многие. Пересмотрев любимую в детстве сказку, я вдруг увидела, что портрет перверзного нарцисса в таком гротескном, но очень точном варианте появился задолго до того, как о нем узнали широкие массы в нашей стране(хотя сам термин возник примерно в то же время,что и фильм-начало 50-х гг. И был введен Мари-Франц Иригойен).И мне очень захотелось разложить по полочкам этот образ, т.к. в литературе, включая книги, статьи и ролики на Ютьюбе, представлены только характеристики нарцисса, которые может быть трудно сложить воедино. Поэтому, на мой взгляд, сказочный образ Водяного дает наглядное представление о том кто такой перверзный нарцисс. В статье речь идет о мужчинах-нарциссах, однако, не стоит забывать, что и женщины встречаются, но их поведение может быть более многогранным и сложным в рамках концепции нарциссизма, поэтому остановимся на мужском, более типичном варианте.
Чудо-Юдо Болотное-типичный перверзник. Причем его внешний вид прекрасно олицетворяет нутро нарцисса-нечто непонятного возраста, пола с глазами-щелочками, в которых читается лишь одно лишь желание-напакостить ближнему. Водокрут-жуткий манипулятор и у него есть все атрибуты перверзного:
-«жертва».Марья Искусница. Ей «что воля, что неволя-все равно»,ведь именно так думают жертвы перверзных, которые живут с ними не один год, и которых те прочно влюбили в себя и затянули «на дно» по самое не горюй. Порабощенная жертва ослеплена перверзным и уже не самостоятельна в действиях и решениях, ее ресурс постепенно истощается, ведь она весь его отдает нарциссу. Жертва Марья нужна как обладательница ресурсов-красота, рукоделие. Она-типичный «трофей» нарцисса. Марья не нужна Водяному как женщина(как и у большинства нарциссов женщина не вызывает должного сексуального влечения,а,соответственно и любви в силу нарушения привязанности с матерью в раннем детстве),но она украшает его дворец, поднимает его Эго в собственных глазах и в глазах его свиты, а также может украсить его апартаменты своими чудотканными коврами (ну и соответственно как и в жизни, женщине нарцисса уготована роль инкубатора, домработницы, украшения, но только не Любимой Женщины). -«авторитет».Старый водяной колдун из люка, к которому Водокрут обращается за просьбой помочь устранить пришельцев.»Он-интеллигент»-пренебрежительно отзывается о нем нарцисс-Водяной, а сам опасается его и уважает и не хочет лишний раз сталкиваться. Страх-единственный рычаг управления перверзным, ведь его развитие остановилось на уровне 3хлетки,когда у ребенка еще нет совести и стыда, а остановить его может только строгий Родитель. Именно таким Родителем и является колдун для Водокрута, также он побаивается солдата, т.к.в его лице находит возможный отпор себе и сосредоточение силы/власти («волшебный барабан»).Строгий Родитель-источник страха и уважения перверзника, любить он не может, но может уважать. -«почитатель».Таким в сказке является Квак. Он делает все что велит нарциссическое Чудо-Юдо, восхищается им, абсолютно подавлен им и выполняет все указания, при этом получает также крохи внимания от последнего-«разумненький». Идеальная «груша для битья» нарцисса. При этом Квак Водокруту не особо интересен, ведь у него уже нет своей воли, в отличии от рукодельницы Марьи. -«манипуляции». С нарциссом отношения поддерживать невозможно, т.к. от него можно ожидать любой гадости, ведь он-ваш враг. Разница в том, что жертвой нарцисс манипулирует, включая периодически «сахарное шоу невыносимой сентиментальности»(термин Сэма Вакнина),а с человеком который видит его насквозь вовсе предпочитает не связываться, т.к. тот не даст ему необходимый ресурс. В фильме ресурс-«барабан» мог быть получен только за Марью Искусницу, но Водяной изначально не планировал выполнять обещанное, стремясь завладеть барабаном хитростью. Самый лучший способ защиты от нарцисса-крепкие личные границы. -«маски».Переодевания Водяного из короля Подводного Царства в нищего лешего и наоборот. Нарцисс всегда использует множество масок, которые прекрасно подбирает для каждого человека или ситуации: вот он несчастный Пьеро, которого бросила Мальвина, а вот он-брутальный Арлекин. И как только маска становится невыгодна, он тут же меняет ее. -«истинное Эго».Превращение Водокрута в конце фильма в лужицу-итог разоблачения перверзного. Нагромождение страхов и комплексов, безволие-все что остается на концовке. По сути все то, что нарцисс когда-то пытался приписать вам-и есть он. Та самая жертва, которую недолюбили в детстве и которая боялась своего отстраненного и грозного Родителя, который не научил любить перверзного. В результате нарцисс был вынужден заменить истинное «Я» на ложное, которое способно только на то, чтобы самоутверждаться за счет других других личностей, чтобы доказать самому себе что он чего-то стоит. -«холодность».Когда Машенька-дочка Водокрута размножила водяных »Марьюшек»,она говорит Иванушке как узнать среди них мать:»как почувствуешь тепло человеческое». Это именно то, чего нет, не было и никогда не будет у перверзного, как бы он не корежился и не пытался его сыграть. Если у вас здоровая самооценка и вы уже сталкивались с подобными людьми-вы сразу почувствуете его холод и отстраненность, даже на первой ,»цветочной» стадии отношений, когда он еще восхищается вами, говорит комплименты, интересуется вроде бы вашей жизнью. Все это похоже на игру бездарного актера из балаганчика, все абсолютно шаблонно и приторно. -«кнут и пряник».Как только Солдат применяет в ход барабан, Водокрут тут же натягивает елейную улыбочку и говорит «давай по-хорошему», т.к. он боится отпора. Это похоже на то, как мужчина или женщина нарцисс, которые пытаются удержать свою жертву врубают «сахарное шоу» на время, чтобы потом продолжать использовать человека, истощая его ресурс. -«хвастовство».Разглагольствование Водокрута о своих реальных и мнимых заслугах видно на протяжении всего фильма. Нарцисс не устает хвалить себя, а другие-всего лишь «зеркала» «Его Величества».Нарцисс по сути разговаривает сам с собой, ведь внутри он очень неуверен в себе и боится как бы другие это не заметили, результат-гиперкомпенсация. Это защитный механизм по З.Фрейду, в результате которого человек, обладающий реальным или мнимым недостатком пытается приложить чрезмерное количество усилий для его устранения. По сути все, что делает нарцисс на протяжении жизни. Его Эго слишком хрупкое и нежизнеспособное, поэтому он использует стратегии унижения других людей и преувеличения собственных заслуг. -«мизантроп.»Люблю когда сырость разводится!»-говорит Водокрут, когда Ваня начинает плакать по маме. Нарцисс ненавидит людей, особенно кто кажется ему в чем-то лучше него самого, собственно поэтому он и стремится сделать своей жертвой достойного человека, обладающего нужным ему ресурсом. Кроме того, сам нарцисс не может испытывать чувств, их ему заменяют поверхностные кратковременные эмоции. Поэтому он всегда пытается вызвать эти самые чувства у жертвы чтобы хотя бы посмотреть каково оно с позиции зрителя в театре или в цирке. Ему плевать на чувства другого, он не может сопереживать, но вот наблюдать за проявлением чувств ему очень даже интересно. -«страхи».Водокрут очень боится настойчивости и конкретики. Именно поэтому в общении с нарцами противопоказаны флирт и «женские штучки» (или мужской альтруизм, если нарцисс-женщина).Чем конкретней и прямей будут ваши вопросы и цели и чем крепче личные границы-тем скорее перверзник исчезнет из вашей жизни. Водокрута дико раздражает напор Солдата, и тем что никакие манипуляции на него не действуют. Манипуляции-единственная возможная тактика общения для нарцисса, если он понимает что вы не ведетесь, а соответственно в любой момент можете расшифровать его-он поспешит покинуть вас. Поэтому так важно раскрывать свое истинное «Я» (как мужчинам, так и женщинам) в отношениях нужно постепенно, независимо от вашего состояния «очарованности» объектом. Ведь ваш возлюбленный вполне может оказаться нарциссом и не поставив вовремя границы вы можете вляпаться, пройдя первый этап обольщения, а дальше вам очень трудно уже будет выплыть «со дна морского». -«отсутствие привязанности». Водокрут никем не дорожит, кроме Марьи Искусницы, т.к. она-новая жертва для него и пока ему интересна. Он с легкостью готов продать/подарить любого из своих приближенных чужестранцам, лишь бы они отстали от него. Нарциссы очень быстро теряют интерес к жертве, даже если продолжают ей пользоваться. В фильме постоянной жертвой является Квак-тот самый «козел отпущения» нарцисса. Водяной одновременно хвалит его и готов распрощаться с ним-чем не нарциссическая тактика? -«ПТСР жертвы».ПТСР-посттравматическое стрессовое расстройство, которое часто испытывает жертва после длительных отношений с нарцем. Марья Искусница долго находится в оцепенении после спасения, ее ничего не радует, она пытается вспомнить старую песенку. В некоторых особо тяжелых случаях состояние женщин буквально похоже на состояние героини, а именно полная погруженность в себя и бедность эмоциональных реакций. -«торги».Мнимое предоставление казалось бы реальных ресурсов самого нарцисса жертве. Водяной пытается задобрить Солдата деньгами,угощениями и т.п.,чтобы только отвлечь его внимание,усыпить бдительность.Эту тактику применяет нарцисс в период обольщения жертвы,когда он предстает во всей красе:успешный,богаты и т.п.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|