|
Лики нарциссизма: избегающий нарциссАвтор статьи: Татьяна Леонидовна Черных
В своей книге «Матрица и потенциал характера» Нэнси Догерти и Жаклин Вест предлагают очень интересное понимание нарциссизма. Они рассматривают его как задержку развития, в результате которой нарушается связь между Эго и Самостью. Ось Эго-Самость – это метафора, которая характеризует отношения между сознанием и бессознательным. От «нормальной» работы оси Эго-Самость зависят процессы развития и трансформации личности.
Нарциссическая стадия
Авторы выделяют три стадии развития ребенка: примитивную, нарциссическую и преневротическую. Нарциссическая стадия охватывает период от 1,5 до 2,5 лет. В это время ребенок переживает ощущения грандиозности, всемогущества и эксгбиционизма. На данном этапе для нормального развития ребенок нуждается в положительном родительском отзеркаливании, а также в здоровой идеализации родителей. При наличии у него поддерживающего окружения, внимательного к его потребностям, происходит развитие так называемого здорового нарциссизма, которое потом трансформируется в ощущение идентичности, связности личности, а также эмоциональной устойчивости. Если же маленький человек не получает положительного отзеркаливания от родителей, то он начинает выстраивать ложную самость, использовать нарциссические защиты мнимой грандиозности, в результате истинная часть его личности погружается в бессознательное. В зависимости от способа справляться с травматической ситуацией нарушения привязанности личность начинает использовать один из трех паттернов:
Каждый из этих паттернов представляет собой особое видение мира, достаточно сформировавшееся на уровне мозга. Поскольку согласно данным исследований (более подробно можно почитать в книге «Матрица и потенциал характера»), неудачи в установлении привязанности приводят к изменениям в мозге ребенка на нейронном уровне.
Контрзависимая нарциссическая личность
Человек с контрзависимой нарциссической структурой производит впечатление яркого, независимого, харизматичного. Однако на самом деле таким образом он защищается от неосознаваемого желания близости. Он отрезан не только от людей, но и от контакта со своим истинным «Я». Стремясь избежать соприкосновения с болью и печалью, он избегает собственного внутреннего мира. Он зациклен на самом себе и постоянно ищет одобрения со стороны окружающих. Мифологемой нарциссизма являются сказочные герои, лишенные в детстве необходимой материнской заботы и научившиеся самостоятельно справляться с жизнью. Расплатой за браваду и самостоятельность является одиночества и давление примитивных аффектов, зажитых в хрупкую нарциссическую оболочку. Контрзависимые нарциссы полны ощущения всемогущества, подпитываемого архетипической энергией Пуэра («Вечного юноши»). При этом они испытывают недостаток простых качеств эмпатии, сострадания, заботы. Поэтому в терапии требуется длительная забота и чуткость по отношению к такому пациенту пока он решит соприкоснуться со своей шизоидной тенью, признать потребность в зависимости и слабость. Идентификация нарцисса с Пуэром приводит к образованию теневого (бессознательного) Сенекса («Старца»), темного аспекта старости. Сенекс постепенно накапливает энергию и, не будучи проработанным, в итоге захватывает власть над личностью, превращаясь в пожирающую творческий потенциал темную силу. В жизни это проявляется в том, что вчерашний «вечный мальчик» резко становится злобным стариком, а молодящаяся барышня - несносной старухой, которая ненавидит окружающих, осуждает все юное и непохожее на него. Архетипы Пуэров и Пуэлл широко представлены в фольклоре в образах рано повзрослевших утративших мать детей. Следует отметить, что для девушки-Пуэллы характерно отсутствие близости с матерью, это скорее «папина дочка». Она не может создавать прочные связи с женщинами в принципе и не имеет контакта с собственной феминностью. Ее архетипическая реальность расщеплена на Пуэллу и Ведьму, образуя нарциссическую инкапсуляцию. В избегающем паттерне нарциссическая личность опирается на шизоидные (изолирующие) защиты, избегая какого-либо аутентичного контакта с окружающими. Такая личность словно парит в облаках, выстраивая дистантные, часто кажущиеся идеальными отношения.
Мифологическая иллюстрация: Афина – девственница Олимпа
Инкапсулированная в девственности Афина символизирует легальную власть и порядок, демонстрирует силу и неуязвимость. Под этой маской скрывается нелюбимая дочь отвергающей матери, которая постоянно испытывает чувство глубокого стыда. Отсутствие эмоциональной связи с матерью и полноценного контакта порождает отчужденность и потерю связи с архетипической Самостью, ощущение собственной аутентичности. Афина была дочерью Зевса, лишенной своей матери Метиды. Такая девочка не признает своей связи с матерью. В терапии важной задачей является раскрытие детских чувств ярости и стыда, что символически означает встречу с Медузой Горгоной. Однако такая регрессия в глубины просто необходима, чтобы интегрировать все три части одной архетипической реальности: Афину («деву»), Метиду («мать») и Медузу («ужасная мать»).
Во второй части статьи будут рассмотрены избегающий и ищущий нарциссические паттерны.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|