Кризис 7- ми лет - важно не прозевать!

             Кризис 7-ми лет часто называют "мягким", то есть для родителей он проходит как-то "незаметно". Что ж, если так, то за родителей можно порадоваться. Похоже, они молодцы: с задачами предыдущих испытаний справились успешно. Это не лести ради похвала, а искреннее признание заслуг - и детских, и родительских, но родительских все-таки больше. Для ребенка это естественные эволюционные задачи, а для родителей - еще и очень трудоемкий, разноплановый и ответственный процесс по созданию условий для их успешного решения.

          Прежде чем говорить про самый "незаметный" кризис, оглянемся назад. Психика ребенка с 3-х до 7-ми лет преодолевает колоссальный этап развития. По интенсивности с ним сравнится разве что первый год жизни. Ведущей психической деятельностью в этот период является ИГРАДля развития психики (внимание: не ног, рук и даже не ума, а именно психики в целом) требуется игра. Игра для детей - это исследование. Альберт Эйнштейн метко резюмировал, что "решение физических проблем - это детская игра по сравнению с научно-психологическими исследованиями детской игры". Психологи с ним полностью согласны и очень скептически смотрят на модную нынче одержимость растить малолетних гениев. Если пятилетний "ученый" приводит вас в умиление знанием законов Ньютона или формул из таблицы Менделеева, но при этом не умеет ни присоединиться к игре сверстников, ни организовать собственную игровую деятельность, то с Ньютоном и Менделеевым надо как-то заканчивать. Давно подмечено, что поспешишь - людей насмешишь да еще и наплачешься.

         Именно с 3-х до 7-ми лет дети нормативно приобретают базовый коммуникационный, эмоциональный и социальный опыт.

Комплекс психологической готовности ребенка к школе определяется именно этим опытом, а не количеством прочитанных слов в минуту! Маркеры слабой подготовки - это неумение общаться с одноклассниками, плохая успеваемость, драчливость и другие признаки "плохого поведения".

                Обычно ребятишки из подготовительной группы с желанием и интересом ждут 1-е сентября. С одной стороны, сказывается бессознательный стимул к развитию (к обретению более весомого статуса школьника). С другой стороны, перспектива новизны всегда манит маленького исследователя. Вопрос в том, как он будет себя чувствовать, когда это новое превратится в повседневную реальность...

            Переход в школу знаменует смену ведущей психической деятельности, когда игра передает пальму первенства УЧЕНИЮ.

            Итак, давайте посмотрим на период начальной школы сквозь психологическую призму. Что же происходит с психикой?

  • Во-первых, с психологической точки зрения, это начало весьма амбивалентного (двойственного) возраста.
  • Школа ставит ребенка в некоторую задумчивость, требуя более сложных навыков общения с социумом и со сверстниками. Жизнь отныне подстроена под школьное расписание, статус и социальная структура отношений изменились (ребенок - учитель; ребенок - одноклассники). Оба фактора неизбежно влияют на структуру личности. Психика формирует манерное, демонстративное поведение - за манерностью скрывается внутренняя жизнь. Так ребенок научается скрывать от социума свои эмоции и контролировать свои проявления.
  • Логика и мышление взрослеют, но наивность по-прежнему остается. Мышление формируется по мере того, как ребенок осваивает научно-моральное достояние общества. Родители уже могут меньше - большую роль играет окружение. Важно, что ребенок очень чуток к различным эталонам, и теперь, если учитель нарушает нормы, ребенок их тоже нарушает. (Хотя и с родителей ответственность не снимается!).
  • Строятся индивидуальные особенности мышления, улучшается память и ее использование.
  • Появляется метапознание (знание о своих психических особенностях).
  •  

  • Во-вторых, развитие психики происходит на фоне активных анатомических и физиологических процессов, и здесь также наблюдается амбивалентность:
  • лобные доли, отвечающие за регуляцию деятельности, достигают своего пика развития, но процессы возбуждения по-прежнему превалируют;
  • наблюдается активный период роста физической активности и выносливости, но утомляемость все равно высокая (детям бывает сложно выносить сидячие кружки после школы);
  • идет половое созревание;
  • развиваются связи между нервными клетками, усиливается специализация полушарий, укрепляется нервная ткань;
  • увеличивается объем мозга;
  • рост тела достигает 5-7 см в год, растут зубы.
  •              Для ребенка все это энергетически затратно, но естественно, поэтому в психологическом контексте начальные классы - все-таки довольно спокойный возраст. У родителей (в подавляющем большинстве случаев) есть время заняться саморазвитием - было бы желание. Если желание есть - здорово. Меньше неожиданностей преподнесет следующий кризис, который уж никак не подходит под определение "мягкий"!



    Просмотров: 363
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Игра "Коробка ощущений и эмоций" для развития эмоционального интеллекта ребенка
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Ребенок "связывает", но и "разъединяет" родителей.
  • Если родился "особенный" ребенок. 4 родительских позиции.
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Как понять родителей, если тебе 7-10 лет. "Инструкция" детям, о том, как устроены их родители.
  • "Скорая Помощь для Родителей или несколько шагов к близости": НЕДОСТАТОЧНЫЙ РЕБЕНОК
  • Игра "Эксперт" + ссылка на мою книгу "ТА-Риторические игры"
  • Теория развития психики. Краткое содержание 1 главы "Психика и ее лечение" Вейкко Тэхкэ
  • Подростковый период - время "перемен" . Рекомендации для родителей.
  • Ребенок - "кумир семьи". или Когда взрослеют дети?
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Родители и дети. Где "взрослый"? Где "ребенок"?
  • "А внутренний ребенок кричит вам:" Я есть!"
  • Ребенок не понимает "Нет" и "Нельзя" Вопрос - ответ
  • Драматургия развода. Акт 2-й:"Послеразводный кризис и развитие ребенка"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Адаптация ребенка к детскому саду: "горячие" вопросы родителей
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Консультация для родителей "Как избавить ребенка от вредной привычки?"
  • Родительские директивы + социальное видео "Если бы дети могли выбрать родителей"
  • Лайфхак для родителей "Как качественно успокоить ребенка"
  • Я- "родитель" для своих родителей. Причины "Лифта".
  • Как зайка чуть "не потерялся"Сказка-послание для родителей.(Рождение второго ребенка в семье.)
  • "Нездоровые" дети самых "здоровых" родителей
  • Что делать, если ребенок говорит на "тарабарском" языке?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь