Кризис 7-ми лет часто называют "мягким", то есть для родителей он проходит как-то "незаметно". Что ж, если так, то за родителей можно порадоваться. Похоже, они молодцы: с задачами предыдущих испытаний справились успешно. Это не лести ради похвала, а искреннее признание заслуг - и детских, и родительских, но родительских все-таки больше. Для ребенка это естественные эволюционные задачи, а для родителей - еще и очень трудоемкий, разноплановый и ответственный процесс по созданию условий для их успешного решения.
Прежде чем говорить про самый "незаметный" кризис, оглянемся назад. Психика ребенка с 3-х до 7-ми лет преодолевает колоссальный этап развития. По интенсивности с ним сравнится разве что первый год жизни. Ведущей психической деятельностью в этот период является ИГРА. Для развития психики (внимание: не ног, рук и даже не ума, а именно психики в целом) требуется игра. Игра для детей - это исследование. Альберт Эйнштейн метко резюмировал, что "решение физических проблем - это детская игра по сравнению с научно-психологическими исследованиями детской игры". Психологи с ним полностью согласны и очень скептически смотрят на модную нынче одержимость растить малолетних гениев. Если пятилетний "ученый" приводит вас в умиление знанием законов Ньютона или формул из таблицы Менделеева, но при этом не умеет ни присоединиться к игре сверстников, ни организовать собственную игровую деятельность, то с Ньютоном и Менделеевым надо как-то заканчивать. Давно подмечено, что поспешишь - людей насмешишь да еще и наплачешься.
Именно с 3-х до 7-ми лет дети нормативно приобретают базовый коммуникационный, эмоциональный и социальный опыт.
Комплекс психологической готовности ребенка к школе определяется именно этим опытом, а не количеством прочитанных слов в минуту! Маркеры слабой подготовки - это неумение общаться с одноклассниками, плохая успеваемость, драчливость и другие признаки "плохого поведения".
Обычно ребятишки из подготовительной группы с желанием и интересом ждут 1-е сентября. С одной стороны, сказывается бессознательный стимул к развитию (к обретению более весомого статуса школьника). С другой стороны, перспектива новизны всегда манит маленького исследователя. Вопрос в том, как он будет себя чувствовать, когда это новое превратится в повседневную реальность...
Переход в школу знаменует смену ведущей психической деятельности, когда игра передает пальму первенства УЧЕНИЮ.
Итак, давайте посмотрим на период начальной школы сквозь психологическую призму. Что же происходит с психикой?
Во-первых, с психологической точки зрения, это начало весьма амбивалентного (двойственного) возраста.
Школа ставит ребенка в некоторую задумчивость, требуя более сложных навыков общения с социумом и со сверстниками. Жизнь отныне подстроена под школьное расписание, статус и социальная структура отношений изменились (ребенок - учитель; ребенок - одноклассники). Оба фактора неизбежно влияют на структуру личности. Психика формирует манерное, демонстративное поведение - за манерностью скрывается внутренняя жизнь. Так ребенок научается скрывать от социума свои эмоции и контролировать свои проявления.
Логика и мышление взрослеют, но наивность по-прежнему остается. Мышление формируется по мере того, как ребенок осваивает научно-моральное достояние общества. Родители уже могут меньше - большую роль играет окружение. Важно, что ребенок очень чуток к различным эталонам, и теперь, если учитель нарушает нормы, ребенок их тоже нарушает. (Хотя и с родителей ответственность не снимается!).
Строятся индивидуальные особенности мышления, улучшается память и ее использование.
Появляется метапознание (знание о своих психических особенностях).
Во-вторых, развитие психики происходит на фоне активных анатомических и физиологических процессов, и здесь также наблюдается амбивалентность:
лобные доли, отвечающие за регуляцию деятельности, достигают своего пика развития, но процессы возбуждения по-прежнему превалируют;
наблюдается активный период роста физической активности и выносливости, но утомляемость все равно высокая (детям бывает сложно выносить сидячие кружки после школы);
идет половое созревание;
развиваются связи между нервными клетками, усиливается специализация полушарий, укрепляется нервная ткань;
увеличивается объем мозга;
рост тела достигает 5-7 см в год, растут зубы.
Для ребенка все это энергетически затратно, но естественно, поэтому в психологическом контексте начальные классы - все-таки довольно спокойный возраст. У родителей (в подавляющем большинстве случаев) есть время заняться саморазвитием - было бы желание. Если желание есть - здорово. Меньше неожиданностей преподнесет следующий кризис, который уж никак не подходит под определение "мягкий"!
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.