Модальности Израиля: культурноспецифические аспекты

МОДАЛЬНОСТИ ИЗРАИЛЯ:

КУЛЬТУРНОСПЕЦИФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ.

 

В.Р.Кейсельман (Дорожкин),

 Таврический Национальный

университет им. В.И.Вернадского.

 

 

 

Я неоднократно бывал в Израиле, но каждый раз вновь туда приезжая сталкивался с целым рядом повторяющихся трудностей и проблем. Связанны они, в первую очередь, с необходимостью адаптироваться к особенностям израильской жизни. Эти особенности настолько выпуклы, настолько множественны и многогранны, что ни моя готовность к восприятию нового, ни профессионально свойственная мне культурная толерантность не спасают от дезадаптации и стресса в первые дни моего приезда.

Проанализировав некоторые специфические черты израильской действительности, я обнаружил несколько аспектов, значительно отличающих коренное население страны от вновь прибывающих олимов (тех, кто репатриировался в Израиль в течении последних 3-х лет). Обнаруженные аспекты удалось тематизировать и я дал им названия модальностей, как таких культурноспецифических особенностей, которые принадлежат к одной области отношений и свойственны большинству носителей данной культуры.

Подход с использованием модальностей позволил понять некоторые причины социальной дезадаптации большинства репатриантов, а также выявил некоторые архаические и мифологические сюжеты их поведения.

 

*                        *                       *

 

Первое, что обратило на себя наше внимание – это способы попадания в Израиль. Для этого необходимо: 1. приглашение, либо документ, подтверждающий наличие близких родственников – граждан Израиля; 2. виза; 3. билет на самолёт или пароход.

Что в этом необычного? Заинтересовало нас то, что сходные по смыслу предметы встречаются также среди магических способов попадания в иномирие (см. Новикова, Шама, 1996).

Среди таких способов наиболее распространенными являются перелеты и пересечения водного пространства, которые, как правило, осуществляются с помощью магических предметов (клубков, ковров-самолетов, волшебных яблок, а в случае Израиля – визы). Причем река или любая другая водная гладь служат границей между своим и чужим мирами.

Совпадает и то, что персонажи сказочных произведений получают магические предметы на своей земле, но в маргинальной ситуации (во сне, ночью; в избушке "на курьих ножках"; под водой; под землей; на перепутье четырех дорог и т.п.).

Такую маргинальную ситуацию в случае поездки в Израиль задает необходимость посещения посольства, где все чужое, но на территории своего мира.

Аналогия усиливается тем, что путешествие в сказочное иномирие инициируется посланным оттуда знаком (знамением, разными необычными предметами) или связанным с чужим миром событием (похищение (ср. переезд) близкого герою человека, мор, угроза и пр.) – своеобразные приглашения для испытания качеств героя.

Еще большее сходство Израиля с иномирием возникает после приезда. Это достигается благодаря тому, что:

  1. Иное по физико-химическим характеристикам море (более плотное, соленое, тяжелое).
  2. Визуально другой небосвод (объясняется тем, что Израиль ближе к экватору). Небо беззвездное, низкое, "давящее".
  3. Гораздо более влажный (в центре и на севере страны), горячий воздух. Причем часто земля накаляется до такой степени, что "стоит марево".
  4. Абсолютно другая растительность, что характерно, без запаха. К тому же многие растение завезены и искусственно высажены на такой же завезенной, "искусственной" для Израиля почве. Иногда это создает впечатление нереальности картины.
  5. Специфическая, национальная еда: хумус, шварма, питы, фалафели и пр. Удивительным являются и количества, в которых эта еда поглощается.
  6. Другой язык – гортанный и, в силу необходимости говорить "горлом", более громкий.

Что интересно, освоение иврита приводит у олимов к феномену отчуждения от родного языка. Появляется гораздо более терпимое отношение к ненормативной лексике, грамматическим и стилистическим ошибкам. Даже на русскоязычном радио встречаешь так много лингвистических ошибок, что их нельзя объяснить одними лишь случайными оговорками.

  1. Иные аксессуары (в первую очередь мы имеем ввиду здесь золото). Драгоценный для наших соотечественников металл в Израиле не имеет той цены, поэтому он распространен повсеместно и носят его в больших количествах. Некоторые коренные жители страны (что интересно – преимущественно женщины пожилого возраста) напоминают закованных в доспехи римских легионеров. Подобное обращение с драгоценным для нас металлом подчеркивает необычность происходящего.

Еще один аксессуар, придающий карнавальность, инаковость ситуации, – это исключительно черная одежда (плащ и шляпа) ортодоксальной части населения. Летом, на фоне пляжно-маечных туристов и светских это выглядит более чем странно.

 

Названные семь характеристик израильской действительности наделяют эту страну всеми свойствами иномирия. О чем это говорит и какие выводы можно извлечь из подобной параллели?

Первый вывод мы можем сделать, если обратимся к типичному сказочному сюжету, в котором главный герой уезжает в неизведанные земли (тридесятое царство и т.п.). В процессе своего путешествия герой обычно встречает целый ряд преград и трудностей, испытывающих его качества. Затем, в самом иномирии он вступает во взаимодействие (сражается; исполняет желания; разгадывает загадки) с некоторыми силами, как правило, обладающими очень высоким статусом (правители, верховные чародеи, колдуны, короли, нечистая сила и пр.). После того, как герой выдерживает все испытания он возвращается в свои родные земли. При этом он поощрен некоторыми приобретениями (богатство; волшебные подарки; красавица-жена). В другом варианте развития сюжета, герой остается в иномирии, делая его своим, присваивая его путем приобретения верховной власти (вступает в мезальянс; побеждает прежнего злого правителя; становится королем и др.).

Если продолжить начатое нами метафорическое сравнение Израиля с иномирием, то сюжеты личных мифов олимов могут иметь любой эпилог из двух перечисленных вариантов.

Действительно, по проведенному нами опросу (2000 г.), из 80 человек 65% олимов воспринимают жизнь в Израиле как временную, связанную с большими трудностями и лишениями и направленную на заработок денег для иной жизни в другой стране (не обязательно стране исхода; это может быть США, Канада, Австралия и т.п.). Эти данные подтверждаются также усиливающейся волной обратной эмиграции, когда евреи возвращаются в страны бывшего Союза.

Учитывая возможную обусловленность подобного миграционного поведения бессознательными мифологемами, в Израиле необходимо проводить горазда больше мер, чем сейчас по адаптации олимов к стране и, в какой-то мере, особенностей страны к олимам. Страна должна стать своей, родной. В противном случае возможно усиление волны возвращений, особенно в среде иммигрантов с низким социальным статусом, и даже превращение этой волны в массовый отъезд.

Второй вариант эпилога подсказывает еще один путь интеграции олимов, при котором происходит их гиперадаптация. Мы здесь имеем ввиду создание возможностей для заключения "символических мезальянсов" и "присвоения власти". Это может достигаться посредством резервирования высококвалифицированных рабочих мест для новых репатриантов, создания эффектов достижимости высокого уровня жизни и пр., чего на сегодняшний день нет. Наоборот, абсолютное большинство русскоязычных газет "раскручивают" идеологию неравенства коренных жителей и репатриантов, создают эффект невозможности полной интеграции в среду.

Подведем итоги по первому выводу.

Этот вывод касается прогнозов по поводу адаптации репатриантов к условиям израильской жизни. Причем одно из наших ключевых положений состоит как раз в том, что адаптация даже у тех кто приехал в страну в 1990–1991 гг. еще не закончилась, не говоря уже об олим хадашим (новых репатриантах).

Второй вывод связан с первым и в нем мы еще больше подчеркиваем переходное, маргинальное состояние олимов, задающее их особую психологию. Психология олим хадашим обладает настолько специфическими чертами, что они разительно отличаются как от коренных жителей, так и от населения постсоветского пространства.

В чем состоят эти отличия? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо напрямую перейти к понятию модальностей.

Итак, модальность первая – мода в  межличностных отношениях.

 

  1. 1.      Мода в межличностных отношениях.

Своеобразность отношений в Израиле является центральной проблемой, на которую жалуются наши бывшие соотечественники. В принципе, подобное своеобразие свойственно большинству западных стран. Состоит оно в отсутствии интимности, доверительности и глубины в общении, то есть того, что  у нас повсеместно распространено и даже получило специальное название – "кухонная терапия".

В Израиле подобного рода взаимоотношения редуцированы до частых поверхностных контактов в среде олимов. Причем компенсаторная природа последних настолько сильна, что в разговоре со случайным попутчиком люди готовы обсуждать наиболее значимые темы своей жизни.

Выражаясь словами Л.Н.Гумилева, сказывается "общность судьбы" живущих в Израиле репатриантов. Именно она определяет основную тему всех разговоров – судьбы прибывших и живущих в стране людей. Об этой теме готовы говорить с максимальной откровенностью. Более того, самые интимные подробности сообщают в первые минуты знакомства. И неважно, где это знакомство произошло: в автобусе, на скамейке, в магазине или в др. местах.

Иной вид компенсации нехватки интимного общения присущ коренным израильтянам. Очевидно, окончательно утратив способность доверять личное, они пошли по пути максимальной открытости и прозрачности своей жизни.

Настежь распахнутые квартиры первых и вторых этажей (огромные окна которых без стекол), громкие гортанные выкрики, так что любой прохожий слышит о чем говорится в квартире, гремящая музыка из окон автомобилей – все это можно назвать "жизнью напоказ". Возникает ощущение, что израильтяне ищут свидетелей своего существования и в качестве таковых призывают любого, кто проходит мимо.

Однако наиболее удивительный способ хоть как-то заполнить вакуум в личном общении происходит в молодежной среде репатриантов, живущих без родителей в центрах абсорбции. Здесь процветают такие уже несколько подзабытые у нас понятия как клановость, братание, а также часты случаи беспорядочных половых связей без установления длительных отношений (данные получены со слов многочисленных знакомых, проживавших в таких центрах в течении 6-12 месяцев).

По-видимому, на схему поведения молодежи, помимо стремления восполнить отсутствие значимых отношений, сказываются также постоянные дистрессы из-за длительной разлуки с родителями и необходимость преждевременно взрослеть.

 

  1. 2.      Мода в межэтнических отношениях.

Наиболее встречаемым отношением у ашкеназийских (европейских) евреев к цабаритам (коренным жителям) выступает диссоциация, смешанная с некоторой степенью негативного отношения. Удивительно однако другое. Некоторые репатрианты заявляют, что цабариты – это вообще "неевреи" и объясняют это тем, что они не знают настоящую еврейскую культуру, развитую в диаспоре и пр. Цабариты в ответ напоминают, что ашкеназийцев, собственно говоря, никто не приглашал, и, кроме того, кто богаче и кто раньше живет на древней земле, тот и прав.

Подобные отношения усугубляются конфликтом европейской и ближневосточной идентичностей, что влечет за собой, например, развитие большого числа негативных гетеростереотипов. У цабаритов этот процесс поддерживается также боязнью раствориться в мощном потоке олимов, которые являются к тому же высокообразованными, чем создают конкуренцию в профессиональной среде.

Ситуация несколько начинает меняться в связи с увеличением частоты смешанных браков, в которых один из супругов (чаще муж) – израильтянин, а второй – репатриант. Также на описанную ситуацию значительно влияет наличие, либо отсутствие внешней угрозы со стороны арабских стран. В случае существования напряженности и открытого противостояния деление общества происходит уже по принципу "за или против военных действий".

 

  1. 3.      Мода в семейных отношениях.

Интересной особенностью семей в среде репатриантов является то, что в таких семьях сохранены только первичные родственные связи: родители–дети. Практически все побочные генеалогические ветви отсекаются. Причина понятна – все время уходит на работу, а после неё люди буквально "валятся с ног" от усталости. На общение с родственниками, выражаясь словами одного знакомого, "человека просто физически не хватает".

Другой причиной распространения нуклеарного типа семьи является жизнь на первом этапе после приезда в постоянном дистрессе  и фрустрации. При этом люди стремятся сохранить хотя бы самое главное и жертвуют более второстепенными отношениями. Получается так, что каждая вновь прибывшая семья подвергается "проверке на прочность". Людям приходится заново привыкать друг к другу в абсолютно других условиях. И дело здесь не только в трудностях израильской жизни, но и в её особенностях. Например, шабат (суббота) – "мертвый день" для нерелигиозной части населения, когда ничего нельзя делать, заставляет людей учиться быть вместе. И это, по нашим наблюдениям, удается не всем.

 

  1. 4.      Мода в отношении к работе, деньгам и времени.

В Израиле престиж любой работы определяется не так, как у нас. Здесь социальный статус, который получает представитель той или иной профессии, не выступает главным критерием. Гораздо более важным является то, сколько шекелей в час платят за работу. Почасовая оплата труда вынуждает многих работать по 10–14 часов до полного изнеможения, а, кроме того, приводит к переоценке личного времени и денег.

Субъективная ценность денег намного выше чем у нас, за них люди "платят дороже". В стоимость денег здесь заложено не только личное время, на также здоровье, "пот и кровь". Более того, так как практически вся жизнь в Израиле связана с работой (не считая семидневного отпуска), то деньги выступают в качестве воспоминаний, посредством денег человек конституируется, строит свою идентичность.

Нечто похожее можно сказать о личном времени. Тратить его на общение слишком дорого, часы здесь приравнены к шекелям. Именно это выступает главной причиной того, что общение редуцировано. Но об этом мы уже писали выше.

 

  1. 5.      Мода на моду.

Наконец, последнее о чем мы хотим упомянуть – это мода как таковая. В Израиле мы неоднократно встречали мнение, что именно ашкиназийские евреи привили коренным жителям вкус к красивой одежде, породистым собакам, предметам искусства, стильному интерьеру и пр. Однако это всего лишь мнение и как к нему относиться, верить ему или нет, мы не беремся судить. Отметим только, что за последние 7 лет центр страны очень сильно изменился в сторону европеизации. Наверное в этом есть заслуга и тех волн эмиграции, которые в период с 1990 по 2002 гг. несколько раз накрывали Израиль.

 

В завершении статьи еще раз остановимся на выводах по приведенному материалу.

Данные наблюдений, анализ средств массовой информации и результаты общения с олимами позволили установить, что:

  1. Между коренным населением и репатриантами существуют значительные психологические различия в плане типичных отношений к разным сторонам жизни в Израиле. При этом большинство аспектов отношений олимов имеют компенсаторную природу.
  2. Наличие большого числа компенсаций, а также существование у олим хадашим специфических относительно цабаритов и населения стран исхода проблем говорит о том,  что они находятся в маргинальной ситуации. Такая ситуация характеризуется высокой степенью стрессогенности и приводит многих олимов к значительной социальной дезадаптации.
  3. Причины дезадаптации, на наш взгляд, кроются в смене родного культурного мира на иной, выступающий в качестве иномирия. При этом у репатриантов срабатывают бессознательные сценарии поведения, основанные на архетипических мифологических сюжетах. Некоторые из таких мифологем вызывают дальнейшую миграцию репатриантов по миру, другие, наоборот, направлены на укоренение олимов в Израиле. Анализ мифологем второго типа подсказывает также способы, благодаря которым репатрианты могут лучше адаптироваться к особенностям жизни в иной культуре и среде.

 

 

Литература

 

  1. Веселкин Е.А. Стоунквист Э.В. Маргинальный человек. Исследования личности и культурного конфликта.// Реферативный сборник современной зарубежной этнопсихологии. М., 1979.
  2. Кейсельман (Дорожкин) В.Р. Котерапия и практика консультирования. – К.: “Ваклер”, 2001. – 192 с.
  3. Коростелина К.В., Габриелян О.А., Калисецкая И.В. Кросс-культурная адаптация. – Симферополь: ТНУ,2001 г. – 72 с.
  4. Новикова М.А., Шама И.Н. Символика в художественном тексте. Символика пространства. – Запорожье: СП “Верже”, 1996. – 172 с.
  5. Сухарев А.В. Этнопсихотерапевтический подход к человеку в условиях современного кризиса его экосистемы. // Мир психологии и психология в мире. М. 1994. №0. стр. 63-73.

 

 

[1] Мы используем математическое понятие моды, как наиболее часто встречаемого, распространенного явления.



Просмотров: 309
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Функции привязанности, общее между ГТР и депрессией, а также "Не могу его бросить"
  • "Как мой сын мог жениться на "этом"? Она еще и эксплуатирует моего мальчика!"
  • Виртуальная психотерапия на этом сайте - "за" и "против".
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Люди с ментальным "ядом", у которых "нет проблем."
  • Говорить всегда:"Да"! Даже ценой своей жизни? Метофора.
  • "Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ..." - "КТО ЗДЕСЬ?" Лингвистическая модель любви.
  • Мороки в нашей жизни, или "Почему человек так сильно изменился? Он же был совсем другой."
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Сказка о жизни "Дар и Любовь". История первая "Зарождение любви".
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • "Мобинг" и "булинг" в образовательной среде
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Никому твое Я не нужно!", а также эгоисты, трусы и лицемеры
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Я тебя люблю..." Что люди "прячут" за этой фразой!?
  • Мнение психолога о скандале в "Голос-Дети". Часть 4. Эпилог - "Евровидение"
  • Панические атаки, вегето-сосудистая дистония или жизнь на "до" и " после".
  • "Я ничего не успеваю", "Кажется я живу не своей жизнью"
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь