Разбалансировка в жизни и камень преткновения

Разбалансировка в жизни и камень преткновения

На супервизионных группах в Центре ОЛЬВИЯ иногда проходят очень интересные работы.

Особенностью супервизионных расстановок является акцент в работе на учебу. Для клиента такие расстановки, проводимые учениками нашего учебного курса – это возможность сделать качественную расстановку по весьма приятной цене. Но, если смотреть глубже, клиент приносит свою ситуацию как дар, который дает возможность студентам отточить мастерство, увидеть слабые места в своей работе, отшлифовать свой стиль работы в рамках терапевтической сессии. Задача супервизора – дать конструктивную обратную связь студенту, сделать замечания, сформулировать предложения по улучшению, одновременно следя за тем, чтобы клиент получил качественный результат. Очень интересные процессы. Очень интересные обсуждения.

Клиент (назовем её Маргарита, имена и детали ситуации клиента изменены для соблюдения конфиденциальности) обратилась с таким запросом: «У меня разбалансировка во всех сферах жизни в семье, в работе, в доме. Для меня всё это важно. Помогите разобраться, не могу определиться, за что хвататься…»

Не будем приводить подробностей… Но после нескольких тестов на правильное решение ситуация не очень прояснилась. Стало понятно, что надо сначала искать ресурс для клиентки, выводить её из ямы, а потом уже разбираться с направлением движения.

Подтверждением данной гипотезы стали слова клиентки, которые она сказала после тестов: «Я не могу себя реализовать нигде. Есть какой-то камень преткновения…»

Это подсказало следующий ход. Фигуры заместителей, которые работали в поле в ходе первоначальных тестов посадили на места. И поставили новые фигуры симптомной расстановки:

  1. Заместитель клиентки
  2. Заместитель «Камня преткновения»
  3. Заместитель системной причины наличия «камня преткновения» у клиентки.

Как только мы занялись этим вопросом, сразу стало интереснее, энергия в поле возросла, тишина в комнате стала настоящей, внимательной, уважительной.     



И в первом же тесте данного этапа расстановки было выявлено отождествление клиентки с двумя нерожденными детьми её мамы, о которых она ничего не знала. По всем сигналам и признакам это была многоплодная беременность, из всех деток родилась только сама клиентка. Были сделаны соответствующие интервенции – клиентка побеседовала с братом и сестрой, с родителями, со своей частью личности, которая хранит верность нерожденным брату и сестре. Были сказаны нужные слова, с нужной проникновенной интонацией, выплакано много слез, и в пространстве комнаты появилась вместо тумана ясность, вместо тяжести легкость, вместо вялости энергичность.  После этого этапа работы у самой клиентки были все признаки улучшения состояния.    

На этом расстановку завершили.  

***

Обсуждение:  

 

Пояснение-рекомендация для клиента. Представьте человек, вы или я, или еще кто-либо, нес пять чемоданов и все без ручек. И он не знал, что делать. В лифт не влезает. В метро не проходит. На работу с пятью чемоданами не берут. Сексом с пятью чемоданами неудобно заниматься. И прямо сейчас вы часть этих чемоданов здесь оставили. И перед вами ваше прекрасно будущее, громадное как небо. Вы пока не идёте в будущее или вы не совсем в будущем… Это правильно. Это так и есть. Это потому, что вы впервые в жизни чувствуете себя без этих чемоданов. И вам надо отдышаться - раз, оглядеться - два, вспомнить, кто вы? Привыкнуть к пониманию: Я – Маргарита без чемоданов. И затем вы совершиться много действий, произойдет много событий, и прекрасное будущее станет ближе.

Домашнее здание клиенту  – попривыкнуть. Мы сейчас сняли только проблемную часть – часть чемоданов разгрузили. Через некоторое время вы привыкнете к новому уровню своей силы и сами увидите, куда вам двигаться – в карьеру, в отношения, или просто клад искать, в лотерею играть. В эту работу с проблемной частью ушла и вся ваша энергия и вся энергия группы, этого для одной сессии этого результата достаточно. Вы прекрасно поработали. В следующий раз продолжите. А сейчас – просто попривыкните к новому уровню своей силы.

Критерий что пора завершать. Шум, беготня, суета – это один из критериев, что группа не может больше работать. Мы на этом остановились, и это прекрасный результат для одной сессии. Это прекрасный, шикарный результат для одной сессии.           



Обсуждение с участниками

  • Выбор никак нельзя сделать с этими пятью чемоданами на шее. Расстановка на выбор вообще не пошла. Полная неясность.
  • Любому тесту надо дать время. Обозначить вариант вслух и внимательно несколько секунд подождать и прислушаться к сигналам расстановки, есть отклик или нет.
  • Близнецы или многоплодная беременность – какая разница? Мы же не в криминалистов играем. В любом непонятном случае используйте наиболее общее определение ситуации. Многоплодная беременность – это самое общее обозначение обнаруженного феномена.
  • Очень крутая симметрия образа была. Там кто-то сидел у ног. И здесь кто-то сидел у ног. Это образ повторение некоего события.
  • Мама и папа вошли в расстановку сами и это стало очень благостно для клиентки. Вывод: любого страдальца можно утешить, поставив за ним его родителей.
  • Говорить нужно меньше, больше чувствовать. Особенно расстановщику. Потому что за непрерывным словестным потоком почувствовать ничего нельзя. Просто не успеваешь ничего почувствовать. Клиент тоже должен успевать осознавать.
  • Пауза – очень полезная вещь для углубления понимания сигналов. Именно в момент паузы фигуры начинают двигаться сами, что-то дополняя и показывая более ёмкий образ.
  • Терапевт очень старался. Но важно разделать, ты решаешь задачи клиента или свои собственные. Сейчас было заметно что терапевту очень хотелось не ударить в грязь лицом перед другими студентами. Но всё приходит с опытом. Когда я занимался рукопашкой, меня постоянно ставили в спарринг с ребятами, которые сильнее и мощнее. Меня они постоянно лупили. Не получалолсь у меня ничего. Обидно было до слез. Мне тренер говорит: «Дорогой мой, твоя проблема в том, что ты очень сильно хочешь ударить. Расслабься немного». И терапевту хочется порекомендовать: «Расслабься немного!»
  • Клиент иногда действительно не успевал за текстом расстановщика. Критерий – его вопросы расстановщику. Клиент: «Из этих трех?» Ответ расстановщика: «Из этих двух!»
  • Если мы понимаем, что клиент потерял нить беседы. Надо остановиться и задать ему вопрос: «Дорогой клиент, где было понятно последний раз? С какого момента стало не понятно?» Разбалансировка.       
  • Оговорка расстановщика достойная Фрейда: «Дорогой клиент, у нас здесь сейчас расстановка на правильное решение…. У нас нет будущего». Понятно, что имел в виду расстановщик. Он имел в виду что в классическом образе расстановки есть точка настоящего, вектор в будущее, есть зона прошлого биографического, зона родового прошлого. А в структурной расстановке на правильное решение – этих ориентиров нет. Мы занимается просто тестированием вариантов выбора. Но для клиента любое слово расстановщика может стать внушением. «У нас нет будущего…» - это негативное внушение. Поле мудрое, оно скорректировало оговорку расстановщика, все равно выставив в соответствующей зоне фигуру прекрасного будущего клиента.


  • Переход от тетралеммной расстановки к расстановке на симптом произошел потому, что клиент сам сказал: «Не могу выбрать. У меня это как камень преткновения». И это стало очень хорошей точкой перехода. Это подарок клиента нашей группе.
  • Клиента, пришедшего с улицы недостаточно позвать в работу с разрешающими фразами: «Пойдем… Посмотри… Скажи…» Этого вполне достаточно для клиента из учебной группы, который в теме. А для человека с улицы каждый следующий шаг должен сопровождаться анонсом-объяснением плана действий. «Итак, как мы видим… ситуация такова… Именно поэтому я предлагаю вам… Для этого… мы с вами сейчас сделаем… подойдем… скажем… и посмотрим, как это изменит ситуацию… Понятно?… Готов?… Пойдем…» Без этого предварительного объяснения клиент превращается в попугая. Он остается в полной растерянности относительно себя, образа расстановки и смысла своих действий.
  • Пример анонса. Было бы здорово, если бы клиенту сказали бы так: «Дорогой клиент. Это редчайший случай. Оно в практике бывает. Ты не разрешаешь себе уйти от нерожденных братьев и сестер многоплодной беременности матери. Прикидываешься мертвой с ними за компанию. А мертвым ничего не нужно. Ни будущего, ни карьеры, ни отношений… Вот от сюда полная неразбериха в жизни, которая тебя преследует. Надо их судьбу уважить, им посочувствовать, их судьбу отдать им, свою жизнь взять себя и развернуться и разрешить себе идти в живую жизнь. После обозначения плана каждое действие клиента под вашу диктовку превращается в его самостоятельное действие, эффективное действие.
  • Слезы пошли, отреагирование пошло великолепное. Всё запустилось. То, что здесь произошло, - это великолепная концовка сессии. И здесь можно было бы остановиться. Но так как заранее клиенту не было разъяснено, и в голове у клиента не было заранее структуры, у него сложилось ощущение, что это не точка в работе, а запятая. А точка будет где-то впереди. И он продолжает ждать чуда, ждать продолжения банкета. А будущее в этой расстановке глобально, необъятно. Если я прожил 20 лет, то впереди у меня еще 80. Я сейчас за 5 минут способен постичь эти свои будущие 80 лет? Нет. Это в принципе невозможно.
  • Сигналы группы были очень четкие. «А давайте дорогой клиент еще и туда сходим…» Группа хором: «Не надо туда ходить…» Правило расстановщика: Когда группа что-то говорит хором, тут надо остановиться и прислушаться. Отложить всё, остановиться, прислушаться, обратить внимание…
  • Момент истины… Одна часть группы говорит: «Не надо». Другая часть заместителей говорит: «Мне оскорбительно, то, что вы меня не заметили!» Что делать? Продолжать или не продолжать, биться или не биться? Это часто очень непростой вопрос. А здесь волшебным образом получилось так, что мы уважили и тех, и других. Отправить к маме. «Мама – это твоё. Отправь это туда, откуда это пришло. Я всех уважаю, а сама пойду в свою жизнь».
  • С одной стороны, мы вообще ничего не можем сделать без ведома и согласия человека. А здесь мы фактически сделали что-то за маму, без её присутствия? Как это интерпретировать? На самом деле произошло следующее. Мы выяснили в расстановке четко, и клиенту сказали, что это по маминой линии… И это старше мамы. Образ расстановки - это проекция клиента. Мы просто преобразовали проекцию клиента (образ расстановки), трансформировали его метафору, его описание ситуации. Мы отделили проблему от клиента. Это там. Это не твоё дело. В результате это разделение очень хорошо почувствовалось клиентом как облегчение. Это и есть критерий правильно подобранной интервенции.


  • Когда после завершения этапа расстановки, один из заместителей сказал, что у него голова сильно болит, что сделала группа? Группа поняла, что если распаковывать эту головную боль, то это еще на полтора часа. И группа засуетилась, забегала, «не хотим, не можем». Группа задергалась как Вицин между Моргуновым и Никулиным. Расстановщик обязан заботится и о клиенте, и о группе.
  • Заместитель клиент говорит, что всё уже хорошо. Один из заместителей говорит, что еще не всё хорошо. И группа суетится и шумит. И сам клиент смотрит на всё это и говорит: «Я в растерянности!» И расстановщик что делает? Расстановщик обращает внимание клиента на позитивную сторону образа: «Вашему заместителю уже хорошо, возьмите, постойте, насладитесь, примите… Работа еще предстоит… Не без этого… Сегодня мы сделали прекрасный шаг…»
  • «Я в растерянности!» означает, что клиент достиг края. Понятие края очень хорошо проработано в процессуальной терапии. У него закончился ресурс восприятия информации. Он взял много, оперативка переполнилась, он больше не может брать… Аппарат мозга не может больше вбирать в себя новизну. И впихивать в него еще сверх того, то уже есть, бессмысленно. Нужно структурировать в его голове то, что он уже получил. Если угодно, нужно отмотать пленку назад до точки максимально позитивных ощущений и образов, и подвести резюме. Обратить внимание на ресурсную точку, состояние, которое уже достигнуто и освоено клиентом. Объяснить, вот здесь мы сделали классно. Вот здесь мы сделали супер. Вы, дорогой клиент, большой молодец. Остальное доработаем позже. Мы никуда вас не бросаем. Мы всегда в доступе.

 

***

9-10 декабря 2017 года  очередной модуль учебного курса «Интегративная модель системных расстановок» в Москве www.olvia-center.ru 

тел. 8-905-565-66-55 скайп: yury2266880 



Просмотров: 474
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Я всё больше понимаю, что нужно людям и при это я всё больше не готов им это дать!
  • Панические атаки. Что это и как с этим справиться? (памятка для клиента)
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Мама, я делаю это для тебя, не смотря на то, что это разрушает мою жизнь.
  • Психологическая группа: что это такое и как это работает?
  • Шопоголизм – что это такое, почему это бывает и как от этого лечиться?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Самоизоляция. Соблюдать или нет? Про что это для меня?
  • Декрет это отпуск? Или что надо маме для счастья...
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Как это любить себя и что это дает?
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • «ЛУЧШЕЕ, что мы можем сделать ДЛЯ СЕБЯ — это ПОЗНАКОМИТЬСЯ с собой! Какой Я?»
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • «Расстановки по Хеллингеру» или системные семейные Расстановки? Что это?
  • Всё, что Вам нужно - это полюбить себя.
  • «Жертва родителей» или это потому, что детство было тяжелым
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Я хочу, чтобы мне было плохо, для меня это хорошо.
  • Тест Роршаха: что это и нужно ли мне это?
  • Несколько слов о гештальт-терапии. Что это для меня?
  • Мы можем потерять что угодно. Единственное важное что у нас остается - это Я сам.
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Почему женщины могут притворяться, что им было хорошо, а мужчины притворяться, что верят в это
  • Ходить к психологу долго - кому и зачем это надо? или Что даёт клиенту длительная психотерапия?
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь